text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Оплата труда медработника по ОМС

  • 15 января 2012
  • 51

С 01.07.2011 нас (фельдшеров на селе) перевели на работу по ОМС. И теперь, по словам заместителя главного врача, мы должны ежедневно принимать по болезни не менее 20 чел. Но в деревнях, где население в среднем составляет 30–40 чел., такое количество больных будет считаться эпидемией. Раньше было большим плюсом, если население не болело, это значило, что медработник провел хорошую профилактику. Сейчас получается, что чем больше больных, тем лучше. Помимо этого нас без приказа заставляют заниматься “приписками” в амбулаторные карты, но за квитанции мы, естественно, ничего не получаем. Прошу разъяснить мне и моим коллегам работу по ОМС.

31.05.2011 Законодательным собранием Ленинградской области был принят, а с 28.06.2011 вступил в действие  областной закон Ленинградской области от 08.06.2011 № 32-оз "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области".

В целях реализации вышеназванного областного закона Правительством Ленинградской области было принято постановление от 15.06.2011 № 173, утвердившее “Положение о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности”, которое вступило в силу с 01.09.2011. Поэтому ответы на вопросы будут предоставлены применительно к вышеназванным нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда работникам бюджетной сферы на территории Ленинградской области, к которым относятся и заведующие ФАПами.

Приказом комитета по здравоохранению Ленинградской области от 29.12.2010 № 82 с последующими изменениями "О государственных (муниципальных) заданиях медицинским учреждениям и медицинским организациям, участвующим в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2011 год в рамках Базовой программы ОМС" каждому медицинскому учреждению выдается государственное (муниципальное) задание, под которое предоставляется финансирование из системы ОМС. Данное задание периодически корректируется согласно принятого нормативного акта.

Исходя из приказа Комитета по здравоохранения Ленинградской области от 28.09.2011 № 35 «О внесении изменений в приказ Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 29 декабря 2010 г. № 82 "О государственных (муниципальных) заданиях медицинских учреждений и медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2011 год – в рамках Базовой программы ОМС"» стоимостное выражение амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказываемой ФАПами, входящими в состав Кировской ЦРБ, оценивается в 1 742 116 руб.

Стоимостное выражение соответствует определенному количеству посещений согласно муниципального задания. Соответственно, медицинское учреждение заинтересовано в том, чтобы выбрать плановое задание посещений. Если фактическое количество посещений ниже планового задания, то и финансирование медицинского учреждения из системы ОМС будет меньше.

Средства ОМС для медицинского учреждения – это “живые” деньги, которые идут на выплату заработной платы сотрудникам, приобретение медикаментов и т. д., поэтому администрация медицинского учреждения и “давит” на своих подчиненных, заставляя заниматься “приписками”.

До некоторого времени на подобные “шалости” медицинских учреждений государство смотрело снисходительно, прекрасно понимая, что тарифы в системе ОМС низкие, не возмещающие реальные затраты медицинского учреждения на оказанные медицинские услуги в системе ОМС, однако с 2011 г. практика стала меняться.

Правоохранительные органы начали квалифицировать подобные “приписки” как мошенничество, и к уголовной ответственности стали привлекаться не только должностные лица медицинских учреждений, но и лечащие врачи. Поэтому, на взгляд автора – практикующего юриста в сфере медицинского права, заведующему ФАПом следует, безусловно, воздерживаться от “приписок”, т. к. подобное противоправное деяние стало уголовно наказуемым.

Согласно ст. 3 вышеназванного областного закона Ленинградской области от 08.06.2011 № 32-оз заработная плата работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области (за исключением руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений) включает в себя:

  • должностные оклады;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

В постановлении Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 "Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности" дано разъяснение по вопросам компенсационных и стимулирующих выплат, извлечения из которого приводятся ниже.

Компенсационные выплаты устанавливаются за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и за иные особые условия труда (совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы; работа в ночное время; работа в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочная работа) пропорционально отработанному времени в таких условиях труда и документально оформляются приказом по учреждению с указанием суммы в рублях или в процентном отношении к должностному окладу работников.

Стимулирующие выплаты устанавливаются за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы (стаж работы в учреждении, в отрасли), выслугу лет, а также включают премиальные выплаты по итогам работы и персональные надбавки.

При определении размеров выплат стимулирующего характера должно учитываться:

  • успешное и добросовестное исполнение работником своих обязанностей в соответствующем периоде;
  • инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
  • выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса;
  • участие в выполнении особо важных работ и мероприятий.

Конкретный перечень стимулирующих выплат, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, приказами по учреждению в пределах фонда оплаты труда.

Таким образом, участие фельдшера в оказании медицинской помощи, предоставляемой в системе ОМС, может быть оценено через проведение выплат стимулирующего характера, размер которых определяется по вышеназванным правилам. 

Существуют ли общие нормативы работы фельдшеров? Дело в том, что до недавнего времени мы вели 3–4-часовой амбулаторный прием на ФАПе, а потом работали по вызовам и проводили патронаж. Теперь нас обязали вести амбулаторный прием с 9.00 до 17.30 и также работать по вызовам. Правомерно ли это? Как должны оплачиваться ночные вызовы и вызовы по выходным?

Согласно ст. 350 Трудового кодекса РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 ч в неделю. Соответственно эта общая норма рабочего времени применима и для продолжительности работы фельдшера, которая должна быть конкретизирована в трудовом договоре. Исходя из заключенного трудового договора, можно сделать вывод о правомерности или неправомерности измененного режима рабочего времени.  

Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени возможна только по основаниям, установленным ст. 97 Трудового кодекса РФ.

Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 "Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности" устанавливает:

  • работа в ночное время оплачивается в размере 80% должностного оклада, рассчитанного за час работы медицинским работникам, занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи; медицинским работникам других учреждений здравоохранения – 40% должностного оклада, рассчитанного за час работы, при этом ночным считается время с 22 ч предшествующего дня до 6 ч следующего дня; размеры повышенной оплаты труда за работу в ночное время работникам включаются в трудовой договор;
  • повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в размере одинарной части должностного оклада за час работы сверх должностного оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной части должностного оклада за час работы сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Имеет ли право главный врач издать приказ, что фельдшеры обязаны вести терапевтический прием (за врача) в ЦРБ? Я веду свой прием с 9.00 до 14.00 и, по распоряжению главного врача, должна 2 раза в месяц после своего приема ездить в поликлинику принимать пациентов до 17.00. Помимо этого, по приказу главного врача, фельдшеры обязаны вести врачебный прием в поликлинике по субботам с 9.00 до 12.00, но без оплаты, т. к. больных на этих приемах у нас нет. Правомерно ли это?

ЦРБ должна иметь лицензию на виды медицинской деятельности, которую она осуществляет. Лицензия выдается на доврачебную медицинскую помощь, осуществляемую средним медицинским персоналом, и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, которая осуществляется врачами. Каждая из вышеназванных видов медицинской помощи содержит определенные лицензионные требования и условия. Привлечение среднего медицинского персонала к осуществлению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, которая должна оказываться врачами, является нарушением лицензионных требований и условий, влечет меры административной ответственность по ч. 2 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. О противоправности издания подобного приказа главный врач должен знать в силу того, что согласно номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения он относится к руководителям учреждений здравоохранения и обладает определенными правовыми знаниями.

Нахождение на рабочем месте, определенном в соответствии с приказом руководителя, подлежит оплате, исходя из фактически проработанных часов, т. к. вышеназванное Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 подразумевает повременную оплату труда, а не сдельную. Поэтому отсутствие пациентов на приеме в поликлинике не является правомерным основанием не производить оплату фельдшеру, даже и привлеченному приказом руководителя на врачебный прием.

При уходе одного из фельдшеров ФАПа области в отпуск его заменяет фельдшер другого ФАПа области. Должно ли оплачиваться такое совмещение должностей и по каким тарифам?

Совмещение должностей возможно только с письменного согласия работника и за дополнительную плату. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Таким образом, принудить фельдшера к совмещению должностей за отсутствующего коллегу на безвозмездной основе работодатель не имеет права. При определении размера доплаты за совмещение должностей при переговорах с работодателем перед заключением соглашения фельдшер может и должен руководствоваться вышеназванными характеристиками (содержание и (или) объем дополнительной работы, выполняемой за ушедшего в отпуск фельдшера). Если размер доплаты, предложенный работодателем, не будет отвечать интересам работника, то у работника отсутствует обязанность заключать соглашение.

Следует отметить, что и работник и работодатель имеют право досрочно прекратить действие соглашения, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.