Портал для медицинских работников

Маркеры вирусной инфекции при заболеваниях системы крови с сопутствующим диагнозом «гепатит неясной этиологии»

• 15 мая 2013

Поражение печени у пациентов с заболеваниями системы крови является одним из наиболее частых осложнений в ходе проведения программной химиотерапии. При этом характерной особенностью данного осложнения является его многофакторность: гепатит на фоне прогрессирования основного заболевания, гепатотоксичность химиопрепаратов, воздействие инфекционных агентов. Так, при острых лейкозах серьезная дисфункция печени превалирует среди других осложнений и составляет 63,6%. По данным японских исследователей, у лиц с заболеваниями системы крови тяжелое поражение печени в подавляющем большинстве случаев (75,0%) ассоциируется с инфекцией, вызванной вирусом гепатита В (ВГВ) и в 8,2% случаев с инфекцией, вызванной вирусом гепатита С (ВГС).

Диагностика гепатита начинается с рутинного исследования: выявление HBsAg и aнтител к ВГС в крови пациента и в большинстве случаев на этом и заканчивается. Лишь в некоторых лабораториях проводят расширенное исследование для выявления ВГВ, включающее выявление его маркеров (АТ анти-HBs, анти-HBc, анти-HBe) и антигена HBeAg. Значительное распространение получили молекулярные методы диагностики вирусных инфекций, преимущественно обнаружение ДНК ВГВ и РНК ВГС методом ПЦР. Однако несмотря на широкий арсенал исследований инфекционный агент может быть и не выявлен. Такую ситуацию трактуют как криптогенный гепатит, или гепатит неясной этиологии.

Внимание! Для скачивания доступна новая книга:  «Молекулярно-биологические исследования» ,

В проведенных ранее исследованиях авторами показано, что ряд осложнений у пациентов с заболеваниями системы крови ассоциирован с присутствием цитомегаловируса (ЦМВ) и вируса Эпштейна - Барр (ВЭБ) из семейства Herpesviridae: возникновение лихорадки, развитие пневмонии, дыхательной недостаточности, поражение кроветворной ткани. В настоящее время не существует единого мнения о роли герпетических инфекций в развитии патологии печени.

Для оценки вклада возбудителей различных инфекций в формирование гепатита неясной этиологии проанализированы образцы биоматериалов от 56 пациентов гематологического стационара: плазма/сыворотка крови (44 образца), мононуклеары периферической крови (44 образца), биоптаты печени (56 образцов).

Мононуклеары периферической крови (фракция лимфоцитов с плотностью 1,078г/л) выделяли в градиенте фикола по стандартной методике. Для предварительной обработки биоптатов применялся буфер с протеиназой К.

Рутинные маркеры вирусных гепатитов В и С (HBsAg и АТ к ВГС) выявляли методом ИФА с использованием наборов реагентов фирм «Ниармедик» и «Диагностические системы» соответственно. В качестве подтверждающих тестов использовали наборы Мюрекс (фирма Эбботт). Для обнаружения других маркеров ВГВ и ВГС (анти-HBs, анти-HBc, анти-HBe и HBeAg) использовали наборы реагентов фирм «Рош» (Швейцария) и «БИОРАД» (США).

Для выявления ДНК ВГВ и РНК ВГС, а также нуклеиновых кислот герпесвирусов методом ПЦР использовали наборы реагентов производства ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора: АмплиСенс HCV- FRT, АмплиСенс HВV-FRT, АмплиСенс ВГВ-470/770-ВКО, АмплиСенс HCV-240/440-ВКО.

Маркеры ВЭБ (АТ IgM-VCA, АТ IgG ЕА, количество IgG-EBNA-1 (IgG-NA) ) и ЦМВ (АТ классов IgM и титр IgG) выявляли с помощью тест-систем фирм Medac, Euroimmun (Германия) и «Вектор-Бест» (Россия). Выявление АТ классов IgM, IgG к раннему антигену ВЭБ (IgG-EA- ВЭБ), а также титра IgG-ЦМВ, превышающего нормальные значения в 4 и более раз в сыворотке/плазме крови, считали свидетельством активной герпесвирусной инфекции, обнаружение нуклеиновой кислоты вируса в образцах биологического материала - указанием его репликации.

При исследовании 44 образцов крови больных криптогенным гепатитом в 18 обнаружены различные маркеры ВГВ и/или ВГС. У 16 больных выявлены анти-НВз, у 9 пациентов анти-НВс суммарные, у 3 - анти-НВе и анти-ВГС (табл. 1). Ни у одного больного не были выявлены анти-НВс IgM или НВеАg ВГВ, свидетельствующие об активной репликации вируса. У 3 пациентов в плазме крови выявлена ДНК ВГВ при отсутствии HBsAg. РНК ВГС выявлена в 4 образцах плазмы крови, при этом анти- ВГС были обнаружены только в 3 из них. Таким образом, дополнительно было выявлено 4 образца крови, содержащие маркеры активно реплицирующихся вирусов гепатитов В и С.

Таблица 1

и

д

ДНК HBV

РНК HCV

С целью выявления дополнительных факторов, причастных к поражению печени, проведено исследование для обнаружения ДНК ВЭБ и ЦМВ в мононуклеарах периферической крови. В лейкоцитах каждого четвертого пациента (11 больных) была выявлена ДНК ВЭБ, у 1 - в сочетании с ДНК ЦМВ и у 1 - в сочетании с ДНК ВГВ. В 4 образцах крови была обнаружена ДНК ЦМВ. Ни в одном образце крови, содержащем РНК ВГС, не были выявлены ДНК герпесвирусов. Таким образом, ДНК ВЭБ и ЦМВ были выявлены в лейкоцитах 16 больных криптогенным гепатитом, что составляет третью часть обследованных.

Образцы сывороток крови были проанализированы на наличие антител к герпесвирусам 4 и 5 типа (ВЭБ и ЦМВ). Ни у одного из обследованных не были обнаружены антитела IgM-ЦМВ. Титр IgG-антител к ЦМВ превышал в 4 раза нормальные значения у каждого третьего пациента (13 больных). У каждого пятого из обследованных (9 пациентов) обнаружены маркеры активной ВЭБ-инфекции - антитела к раннему антигену ВЭБ (IgG-ЕА-ВЭБ). Полученные данные позволяют полагать, что активная фаза герпесвирусной инфекции выявлена почти у половины обследованных пациентов с криптогенным гепатитом. Таким образом, при исследовании образцов крови мы обнаружили более чем у половины пациентов те или иные маркеры активных вирусных инфекций, которые в том числе ассоциируются с поражением печени.

При исследовании 56 биоптатов печени больных с криптогенным гепатитом для выявления нуклеиновых кислот вирусов были получены следующие результаты (табл. 2). Чаще других в биоптатах печени были выявлены ДНК ВГВ и ДНК ВЭБ - в 20 и 14 образцах соответственно. РНК ВГС была обнаружена только в 6 биоптатах, а ДНК ЦМВ - в 3-х. В ряде образцов были выявлены ДНК нескольких вирусов, наиболее частым из них было сочетание ДНК ВГВ и ВЭБ (4 образца), в одном из образцов одновременно обнаружены ДНК трех разных вирусов (ВГВ, ВЭБ и ЦМВ). Стоит заметить, что РНК ВГС ни в одном образце не была обнаружена вместе с ДНК ЦМВ или ВЭБ.

Таблица 2

Обнаружение нуклеиновых кислот вирусов в биоптатах печени (n = 56)

Показатель

Количество положительных результатов

РНК ВГС

ДНК ВГВ

ДНК ВЭБ

ДНК ЦМВ

РНК ВГС + ДНК ВГВ

ДНК ЦМВ + ДНК ВЭБ

ДНК ВГВ + ДНК ВЭБ

ДНК ВГВ + ДНК ВЭБ + ДНК ЦМВ

Полученные образцы биоматериала позволили оценить присутствие РНК ВГС и ДНК ВГВ в плазме крови и биоптатах печени у 44 пациентов. ДНК ВГВ была выявлена в биоптатах печени у 10 пациентов и только у 1 из них - в плазме крови. РНК ВГС была обнаружена в биоптатах печени 4 пациентов, в плазме крови - у 2 пациентов. Таким образом, наиболее информативным материалом для выявления инфицированности ВГВ и ВГС оказался биоптат печени. Полученные данные совпадают с данными литературы, трактующими наличие ДНК ВГВ в биоптате печени как «золотой стандарт» диагностики скрытого гепатита В.

В результате проведенных исследований установлено, что более чем у половины пациентов с поражением печени неясного генеза, были обнаружены те или иные лабораторные маркеры активной вирусной инфекции. Таким образом представляется целесообразным при отсутствии в сыворотке крови у больных с криптогенным гепатитом HBsAg и анти- ВГС проводить дополнительное исследование для обнаружения в крови ДНК ВГВ, РНК ВГС и маркеров ВГВ (анти-HBs, анти-HBc-IgM, анти-HBc- суммарные, анти-HBe, HBeAg). В случае отрицательного результата представляется целесообразным выявление маркеров, свидетельствующих о присутствии активных ВЭБ- и ЦМВ-инфекции. В случае проведения биопсии печени, помимо стандартного гистологического исследования полученного материала, необходимо провести также выявление нуклеиновых кислот перечисленных вирусов методом ПЦР.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингам • книги для КДЛ
Активировать доступ