text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Инструменты развития системы управления качеством медицинской помощи

  • 15 августа 2013
  • 45

Качество медицинской помощи (КМП) - сложная и многокомпонентная категория. Изучение всех составляющих качества системы общественного здоровья является актуальным вопросом медицины, т. к. позволяет синхронно и гармонично развивать систему здравоохранения в целом.

Внимание! Для скачивания доступна новая книга:  «Молекулярно-биологические исследования» ,

Определение качества медицинской помощи

Всемирная организация здравоохранения характеризует систему обеспечения качества следующим образом: «Каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как его возраст, заболевания, сопутствующий диагноз, реакции на выбранное лечение и др. При этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным; пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействия пациента с системой медицинской помощи, а также полученные результаты». Таким образом, характеристиками КМП являются доступность, безопасность, оптимальность и удовлетворенность пациента.

В соответствии с официальным международным определением качество - это совокупность черт и характеристик продукта, процесса или обслуживания, которые обладают возможностью удовлетворять существующим или предполагаемым потребностям.

Под системой управления КМП подразумевается совокупность структурных элементов и функциональных механизмов, обеспечивающая достижение социально приемлемого уровня основных значимых характеристик взаимодействия пациентов с медицинской подсистемой.

Управление качеством - это деятельность всех заинтересованных лиц, направленная на поддержание и улучшение КМП с целью приближения получаемых исходов лечения к ожидаемым. Составные элементы управления КМП: установление требований и критериев качества, принятие мер по их достижению и контроль результатов.

Основные модели управления качеством

Существуют три модели управления качеством: профессиональная, бюрократическая и индустриальная. В соответствии с профессиональной моделью качество должно обеспечиваться профессионалами высокого уровня. Бюрократическая модель предусматривает контроль выполнения стандартов объемов работы и результатов медицинской помощи. Индустриальная модель интегрирует в себя профессиональную и бюрократическую модели. Основные идеи построения индустриальной модели заключаются в том, что:

  • качество нужно обеспечить, им можно управлять - недостаточно его только контролировать;
  • непрерывное повышение качества на каждом рабочем месте является законом работы любого учреждения;
  • участие в управлении качеством всего персонала обязательно для всех учреждений;
  • вместо контроля необходимо совершенствовать методы самоконтроля и оценку ключевых этапов процесса.

Модель системы менеджмента качества строится на основе принципов стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». В основу системы менеджмента качества заложена методология «Планируй - Делай - Проверяй - Воздействуй».

Составляющие качества медицинской помощи

В системе контроля качества выделяют следующие основные составляющие :

  • компоненты качества (структурное, процессуальное, результативное качество);
  • средства контроля (стандарты, экспертные оценки, статистические показатели, результаты социологических опросов);
  • субъекты контроля (ведомственные и вневедомственные);
  • механизмы обеспечения.

В основе разработки стандартов по качеству в здравоохранении лежит т. н. триада Донабедиана, предусматривающая следующие основные компоненты КМП :

  • структурное качество, или ресурсы;
  • качество технологии;
  • качество результата.

Структурное качество описывает условия оказания медицинской помощи: квалификацию кадров, наличие и состояние оборудования, рациональность использования оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, наличие и пополнение расходными материалами и т. д. Структурное качество может определяться как по отношению к лечебно-профилактическому учреждению (ЛПУ) в целом, так и к каждому медицинскому работнику в отдельности с оценкой суммы его умений, знаний, навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляций.

Качество технологии, или процессуальное качество, - это компонент медицинской помощи, описывающий оптимальность комплекса лечебно-диагностических мероприятий. Важным принципом процессуального подхода к системе обеспечения качества является создание таких условий, когда ошибка конкретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результата.

Под качеством результата подразумевается компонент, описывающий соотношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми) показателями.

Участников системы контроля можно объединить в три звена:

  • контроль со стороны производителя медицинских услуг - внутренний контроль качества;
  • контроль со стороны потребителя медицинских услуг - потребительский контроль качества;
  • контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг, - внешний контроль качества.

Основными средствами контроля признаны медицинские стандарты, показатели деятельности ЛПУ и экспертные оценки.

Организационное обеспечение качества подразумевает комплекс управленческих решений внешнего и внутреннего характера. Существуют различные типы контроля качества в зависимости от поставленных задач. Так, общие задачи предполагают линейный тип контроля, направленный на деятельность структурного подразделения. Функциональный контроль предназначен для проверки деятельности целого направления. Операционный контроль - контроль отдельного действия. Предметом контроля качества являются основные характеристики состояния и поведения объекта контроля: количественные, качественные, структурные, пространственные, временные.

Методы оценивания качества принято подразделять на две группы:

  • статистические методы;
  • экспертные методы.

Статистические методы являются важнейшей методологической основой анализа КМП. Под экспертной оценкой КМП понимается основанный на суждениях лиц, обладающих специальной медицинской квалификацией, метод определения соответствия результата и технологии конкретной медицинской услуги их надлежащему уровню. Критерии качества определяются как признаки медицинской помощи, которые могут служить основанием для логического вывода о надлежащем или ненадлежащем ее оказании.

Экспертиза КМП является индикатором процесса ее оказания, способствует выявлению дефектов на различных этапах, оптимизации результативности оказанной помощи. В практике здравоохранения развитых стран применяются разные подходы к оценке КМП и созданию систем его обеспечения в лечебных учреждениях и на уровне государства.

Принципы построения систем внутреннего и внешнего контроля качества медицинской помощи

Система внутреннего контроля качества основывается на следующих принципах:

  • ответственность руководства ЛПУ за установление и реализацию политики качества и удовлетворение потребителя услуг;
  • обеспечение условий внедрения системы качества и мобилизации
  • персонала;
  • стимулирование развития взаимодействия и активности персонала;
  • обучение и развитие;
  • общение;
  • достаточность материальных ресурсов.

Реализация системы внутреннего контроля качества должна осуществляться на основе «Программы обеспечения качества».

Внешний контроль качества обеспечивает такую работу медицинских учреждений, которая учитывает общие социальные цели здравоохранения. Субъектами внешнего контроля качества являются все организации, оказывающие воздействие на условия, ресурсы, процесс или результат медицинского обслуживания в пределах определенной законодательной компетенции. В настоящее время возрастает роль профессиональных медицинских ассоциаций в системе внешнего контроля качества.

Внешний контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Росздравнадзором, в компетенцию которого входит государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящее время Минздравом России, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития формируется единая система управления качеством. Она включает такие важные элементы, как лицензирование, аккредитация и сертификация. Лицензирование является обязательной процедурой и может рассматриваться в качестве одной из форм надзора государства за деятельностью учреждений.

Одним из действенных инструментов управления качеством является аккредитация медицинских учреждений. Под аккредитацией медицинских учреждений понимается определение соответствия их деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг.

Аккредитация включает в себя оценку не только ресурсов, но и применяемых технологий и результатов.

Таким образом, лицензионные требования и условия являются частью аккредитации, хотя аккредитация, в отличие от лицензирования, проводится на добровольной основе. Необходима разработка единых стандартов, устанавливающих общие требования к аккредитации медицинских учреждений, и официального понятия эксперта в системе аккредитации и процедуры его подготовки и сертификации.

Стандартизация и доказательная медицина - важные инструменты развития системы управления качеством медицинской помощи

Развитие системы управления КМП основано на стандартизации и доказательной медицине. Данный процесс требует разработки методических материалов:

  • по организации управления КМП;
  • оценке КМП;
  • контролю за врачебными ошибками;
  • обеспечению взаимосвязи процессов аккредитации, лицензирования и КМП.

Создание государственной программы управления КМП и внедрение единой общероссийской информационной системы «Электронный паспорт пациента» позволит сформировать систему здравоохранения страны, способную по своим возможностям к быстрому внедрению и реализации современных мировых технологий, которые смогут реально укреплять здоровье граждан России и эффективно восстанавливать его в случаях утраты.

В приказе Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 24.10.1996 № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» указывается, что цель осуществления контроля КМП - обеспечение права пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения современных медицинских технологий.

Систему управления качеством в здравоохранении можно представить следующим образом:

  • нормативные и правовые акты, включающие в себя федеральные законы и приказы Минздрава России;
  • конкретные планируемые показатели КМП (например, смертность и заболеваемость по конкретным нозологиям; удовлетворенность пациента; индикаторы КМП, разработанные на основе рекомендаций и т. д.);
  • обеспечение качества (рационализация структуры; наличие квалифицированного кадрового состава; использование современных медицинских технологий, основанных на принципах доказательной медицины; соблюдение прав и обеспечение информированности пациента);
  • строгий мониторинг и контроль показателей, обязательное сравнение с лучшими системами здравоохранения;
  • организация обратной связи.

Постоянный мониторинг и контроль показателей - важное условие для обеспечения надлежащего КМП. К недостаткам существующей системы контроля КМП в России относятся: отсутствие конкретных целей, задач мониторируемых показателей; наличие собственных методик оценки качества, что затрудняет создание единой системы обеспечения контроля качества и возможность сравнения показателей по регионам.

В системе менеджмента качества учреждений здравоохранения затраты на качество могут быть классифицированы как затраты на устранение некачественного лечения, затраты на профилактику и затраты на оценку качества. В среднем примерно 10-12% годового оборота предприятия идет на устранение последствий некачественной работы.

Сертификация на основе ИСО 9001-2001 согласно европейской норме EN 45014 повышает авторитет учреждения, т. к. она проводится независимой аккредитованной стороной системы менеджмента качества. Существующую практически в каждом учреждении здравоохранения систему управления можно адаптировать к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, не разрушая имеющуюся систему, а лишь развивая ее. Такая интеграция систем станет инструментом для повышения качества услуг, предоставляемых учреждением здравоохранения.

На современном этапе планирования и организации медицинской помощи необходим не только учет показателей, характеризующих здоровье населения и здравоохранение, но и дифференцированный подход к их анализу и оценке с учетом географических аспектов размещения населения и ресурсов здравоохранения.

Таким образом, проблему оценки и обеспечения качества следует рассматривать как актуальный, не до конца решенный вопрос современной медицины. Управление качеством клинических лабораторных исследований является важным звеном КМП, т. к. клиническая лабораторная диагностика представляет собой неотъемлемый раздел медицины, обеспечивающий адекватный уровень диагностического и лечебного процесса. Знание инструментов развития системы управления качеством для каждой медицинской специальности поможет повысить эффективность медицинской помощи в целом.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингам • книги для КДЛ
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.