text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Комплексный подход к оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации

  • 15 февраля 2011
  • 24

Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется следующими тенденциями: продолжается устойчивый рост рождаемости на фоне ощутимого снижения младенческой смертности.

При этом динамика показателей общей заболеваемости и смертности с 2006 г. является примером эффективности реализуемых мероприятий в стране: выявляемость заболеваний увеличивается, а общая смертность снижается.

Но, несмотря на снижающийся показатель смертности, продолжительность жизни в России остается недостаточно высокой. По данным Росстата, за период с 2006 по 2009 г. ожидаемая продолжительность жизни россиян увеличилась на 2,3 года и составила 68,9 лет. У мужчин ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (с 60,4 до 62,8 лет), а у женщин – на 1,5 года (с 73,2 до 74,7 лет).

При сравнении показателя общей смертности населения в России и в странах Европы оказывается, что уровень смертности в России остается выше среднеевропейских значений и соответствует общим тенденциям, наблюдаемым в странах Содружества независимых государств.

Однако по уровню заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований Россия сопоставима со многими странами Европы, такими как Франция, Ирландия, Великобритания. А, например, в Дании, Греции, Венгрии, Нидерландах, Польше, Словении и странах Прибалтики уровень заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований даже выше, чем в России.

Несмотря на такую ситуацию с онкологическими заболеваниями, в России необходимо дальнейшее развитие онкологической службы по следующим направлениям:

  • совершенствование системного подхода в организации медицинской помощи по профилю “онкология”;
  • улучшение качества подготовки медицинских кадров;
  • использование отечественного научного потенциала для развития высокотехнологичных методов диагностики и лечения.

В 2009 г. произошел переломный момент. По ряду показателей основных причин смертности наметилась стойкая тенденция к снижению. При этом по показателям смертности от злокачественных новообразований отмечается рост.

Такая тенденция свидетельствует об:

  • отсутствии онкологической настороженности у врачей первичного звена здравоохранения (из-за этого больше онкологических заболеваний выявляется на поздних стадиях);
  • отсутствии ответственного отношения к своему здоровью у самих граждан, ответственного родительства в отношении детей;
  • низкой информированности населения о факторах риска, о созданных в регионах центрах здоровья, о возможности прохождения дополнительной диспансеризации;
  • отсутствии должного внимания со стороны медицинских работников к лицам с выявленными факторами риска, что приводит к позднему обнаружению заболевания, неэффективности лечения и к преждевременной смерти больных.

Проанализировав ситуацию по заболеваемости злокачественными новообразованиями за последние 20 лет, можно выделить два периода ее развития.

Первый период – начало 1990-х гг. (в частности, 1993 г.), когда низкая заболеваемость сопровождалась высокой смертностью.

Второй период – наша действительность, когда наблюдается рост заболеваемости, но при этом снижения смертности не происходит.

Оба периода обусловлены своими причинами. Так в 1993 г. было снижено внимание к профилактической деятельности учреждений первичного звена, резко снизился уровень диспансерных и профилактических осмотров. С 2008 г. ситуация в целом поменялась, возросла роль профилактической направленности, диспансеризации и профилактических осмотров, что отразилось на росте онкологических заболеваний.

В силу географических особенностей (большой протяженности, низкой плотности) нашей страны, эндемичности территорий, низкого уровня материально-технического оснащения медицинских учреждений все регионы условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа – регионы РФ с неблагоприятной эпидситуацией:

  • с низкой заболеваемостью и низкой смертностью (35 регионов: Республики Ингушетия, Дагестан, Тыва, Калмыкия, Саха, Кабардино-Балкария, Алтай, Бурятия, Марий Эл, Башкортостан, Чувашия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Хакасия, Коми, Удмуртия, Чечня, Татарстан, области Тюменская, Амурская, Мурманская, Магаданская, Астраханская, Калининградская, Кировская, края Забайкальский, Камчатский, Пермский, Хабаровский, Ставропольский, все автономные округа и Еврейская автономная область). В данном случае с большой долей вероятности можно говорить о недорегистрации случаев как заболеваний, так и смертности в результате неудовлетворительной работы первичного звена здравоохранения. Очень часто случаи смерти от злокачественных новообразований попадают в другие причины смерти в результате неправильного кодирования;
  • с низкой заболеваемостью и высокой смертностью (9 субъектов: Ленинградская, Владимирская, Вологодская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Смоленская области, Красноярский, Приморский края). В этих регионах отмечается позднее выявление онкологических заболевний из-за низкой настороженности врачей первичного звена.

Всем регионам данной группы стоит обратить внимание на усиление работы по выявлению, лечению, диспансерному наблюдению и правильному кодированию причин смерти.

Вторая группа регионов – это регионы с высокой заболеваемостью злокачественными новообразованиями и высокой смертностью от новообразований (33 региона: Карелия, Костромская, Воронежская, Томская, Ростовская, Омская, Псковская, Оренбургская, Архангельская, Сахалинская, Тамбовская, Курганская, Челябинская, Нижегородская, Курская, Ивановская, Брянская, Калужская, Ульяновская, Орловская, Тульская, Пензенская, Волгоградская, Тверская, Новосибирская, Рязанская, Ярославская, Новгородская области, города Москва и Санкт-Петербург, Республика Мордовия, Алтайский и Краснодарский края). Выявление онкологических заболеваний в данных регионах улучшилось, что, естественно, сказалось на показателях заболеваемости. Однако внутри выявленных случаев преобладают запущенные формы заболеваний (3 и 4 стадии), что не позволяет снизить показатель смертности населения.

Третья группа – регионы с высокой заболеваемостью и низкой смертностью (5 субъектов: Белгородская, Иркутская, Саратовская, Липецкая и Самарская области), в которых отмечается удовлетворительная работа первичного звена и онкологических учреждений.

Говоря о проблеме онкологических заболеваний, особо следует отметить роль диспансерного наблюдения. В период с 1999 по 2007 г. наблюдалась следующая тенденция: росли число больных с онкологией на ранних стадиях и охват больных диспансерным наблюдением.

С 2007 г. ситуация стала меняться не в лучшую сторону. Сформировалось так называемое состояние “плато”, т. е. увеличивается число выявленных больных с онкологическими заболеваниями в 1 и 2 стадии, но при этом не все категории пациентов ставятся на диспансерный учет. Часть контингента не получает диспансерное наблюдение совсем, хотя именно для этих целей создаются в каждом регионе первичные онкологические кабинеты.

Особо следует обратить внимание на тот факт, что кадрового ресурса в первичном звене достаточно и именно на нем лежит бремя выявления онкологических заболеваний на 1 и 2 стадиях. Тем не менее выявление этих заболеваний на ранних стадиях остается невысоким, что говорит о недостаточной онконастороженности врачей первичного звена.

В 2008 г. Правительством России было принято решение о необходимости реализации в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” нового направления по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. Начиная с 2009 г., в программные мероприятия этого направления включаются поэтапно регионы и федеральные учреждения, занимающиеся проблемой онкологии. Уже выделено на эти цели более 12 млрд руб., с 2011 по 2013 г. предусмотрено выделить более 21 млрд руб. (табл.).

Объемы финансирования медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями

Год

Млн руб.

Финансируемые учреждения

2009

6805,0

11 субъектов (10 региональных и 1 окружной онкологический диспансер); 2 федеральных учреждения (Минздравсоцразвития и ФМБА)

2010

5706,6

10 субъектов (9 региональных и 1 окружной онкологический диспансер); 3 федеральных учреждения (Минздравсоцразвития, РАМН и ФМБА)

2011

6916,3

14 субъектов (13 региональных и 1 окружной онкологический диспансер); 2 федеральных учреждения (Минздравсоцразвития)

2012

7072,3

15 субъектов (14 региональных и 1 окружной онкологический диспансер)

2013

6918,15

15 субъектов (14 региональных и 1 окружной онкологический диспансер)

Выстраивая системный подход к организации онкологической помощи населению, Минздравсоцразвития совместно с ведущими специалистами в этой области ставит перед собой следующие цели:

  • качественно преобразовать систему оказания первичной и специализированной, в т. ч. высокотехнологичной медицинской помощи;
  • усилить роль первичного медико-санитарного звена для раннего выявления злокачественных новообразований;
  • повысить профессионализм медицинских работников.

Регионам необходимо создавать диагностическую, лечебно-реабилитационную базу в существующих онкологических диспансерах, выстраивать работу первичного звена здравоохранения.

Не меньшая ответственность возложена и на федеральные учреждения, особенно онкологического профиля, основными функциями которых являются:

  • качественная подготовка кадров;
  • разработка и внедрение скрининговых программ, новых методов диагностики и лечения;
  • разработка единых стандартов и протоколов лечения больных;
  • тесное взаимодействие и курация регионов.

Министерство также завершает процесс гармонизации существующего Национального онкологического регистра и Международного противоракового регистра, что позволит не только регистрировать существующую в онкологии ситуацию, но и даст возможность влиять на слабые звенья в системе противораковой борьбы.

Стартовавшие в 2009 г. в регионах мероприятия уже дали ощутимые результаты:

  • отмечается значительный прирост (более чем на 22%) числа проведенных обследований в первичных онкологических кабинетах, что свидетельствует об увеличении обращаемости в первичные онкологические кабинеты и, косвенно, о повышении онконастороженности врачей первичного звена здравоохранения и эффективности мер по повышению информированности граждан;
  • более 11% пациентов проходит через региональные и окружные онкологические диспансеры, что свидетельствует о совершенствовании организации маршрутизации пациентов;
  • увеличилось число диагностических исследований. Растет частота исследований на онкологические маркеры. Все чаще стали использоваться радиоизотопные методы исследования, которые до настоящего времени не получали широкого применения;
  • впервые наблюдается замедление темпов роста показателя смертности от онкологических заболеваний в Российской Федерации, что в целом говорит об эффективности всего комплекса проводимых мероприятий, включая профилактику, своевременность выявления и повышение доступности к современным методам лечения.

Доступность современной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на всех этапах возможна только при четком соблюдении единого лечебно-диагностического процесса.

Именно поэтому Минздравсоцразвития совместно с главными специалистами при участии медицинских сообществ разработаны и утверждены соответствующие нормативные документы:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 № 944н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным”;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 20.01.2010 № 255н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями”;
  • методические рекомендации “Алгоритмы выявления онкологических заболеваний у населения Российской Федерации”;
  • методические рекомендации “Роль и задачи смотрового кабинета поликлиники как этапа в организации профилактических мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению”;
  • методические рекомендации “Организация работы и задачи первичного онкологического кабинета в системе онкологической помощи населению Российской Федерации”.

Новый порядок регламентировал принципы маршрутизации пациентов, организацию работы сети учреждений, оказывающих онкологическую помощь, установил рекомендуемые штатные нормативы врачей и медицинского персонала.

В целях улучшения качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации следует руководствоваться перечисленными выше принятыми нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями.

Любые инициативы также невозможны без поддержки со стороны науки. Пять лидирующих федеральных научных учреждений онкологического профиля работают по более чем 20 важнейшим направлениям. Все большее развитие получают исследования в части разработки новых методов диагностики и лечения больных. При этом совершенствуются и ныне существующие методы. Изменяются и организационные подходы к оказанию онкологической помощи.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)” и, в частности, подпрограммы “Онкология” в 2010 г. заключено 10 государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ на сумму 22 150,0 тыс. руб. Результаты этих работ должны быть внедрены в практическое здравоохранение.

Улучшение материально-технической базы, внедрение стандартов медицинской помощи требует профессиональной переподготовки медицинских кадров. За 2009 и 2010 учебные годы было направлено в интернатуру и ординатуру 472 специалиста, что снизит дефицит врачей-онкологов почти на 10%. Кроме того, в 2010 г. прошли повышение квалификации 4396 врачей-онкологов, в т. ч. 344 специалиста, работающих в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.

В вопросе подготовки медицинских кадров особая роль отводится профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений. Предстоит переход на новые образовательные и профессиональные стандарты.

Таким образом, для достижения основной цели в виде снижения смертности от онкологических заболеваний, выявления больных на ранних стадиях и развития профилактической составляющей в стране имеются все возможности и ресурсы.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.