Здравоохранение

Комплексный подход к оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации

  • 15 февраля 2011
  • 24

Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется следующими тенденциями: продолжается устойчивый рост рождаемости на фоне ощутимого снижения младенческой смертности.

При этом динамика показателей общей заболеваемости и смертности с 2006 г. является примером эффективности реализуемых мероприятий в стране: выявляемость заболеваний увеличивается, а общая смертность снижается.

Но, несмотря на снижающийся показатель смертности, продолжительность жизни в России остается недостаточно высокой. По данным Росстата, за период с 2006 по 2009 г. ожидаемая продолжительность жизни россиян увеличилась на 2,3 года и составила 68,9 лет. У мужчин ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (с 60,4 до 62,8 лет), а у женщин – на 1,5 года (с 73,2 до 74,7 лет).

При сравнении показателя общей смертности населения в России и в странах Европы оказывается, что уровень смертности в России остается выше среднеевропейских значений и соответствует общим тенденциям, наблюдаемым в странах Содружества независимых государств.

Однако по уровню заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований Россия сопоставима со многими странами Европы, такими как Франция, Ирландия, Великобритания. А, например, в Дании, Греции, Венгрии, Нидерландах, Польше, Словении и странах Прибалтики уровень заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований даже выше, чем в России.

Несмотря на такую ситуацию с онкологическими заболеваниями, в России необходимо дальнейшее развитие онкологической службы по следующим направлениям:

  • совершенствование системного подхода в организации медицинской помощи по профилю “онкология”;
  • улучшение качества подготовки медицинских кадров;
  • использование отечественного научного потенциала для развития высокотехнологичных методов диагностики и лечения.

В 2009 г. произошел переломный момент. По ряду показателей основных причин смертности наметилась стойкая тенденция к снижению. При этом по показателям смертности от злокачественных новообразований отмечается рост.

Такая тенденция свидетельствует об:

  • отсутствии онкологической настороженности у врачей первичного звена здравоохранения (из-за этого больше онкологических заболеваний выявляется на поздних стадиях);
  • отсутствии ответственного отношения к своему здоровью у самих граждан, ответственного родительства в отношении детей;
  • низкой информированности населения о факторах риска, о созданных в регионах центрах здоровья, о возможности прохождения дополнительной диспансеризации;
  • отсутствии должного внимания со стороны медицинских работников к лицам с выявленными факторами риска, что приводит к позднему обнаружению заболевания, неэффективности лечения и к преждевременной смерти больных.

Проанализировав ситуацию по заболеваемости злокачественными новообразованиями за последние 20 лет, можно выделить два периода ее развития.

Первый период – начало 1990-х гг. (в частности, 1993 г.), когда низкая заболеваемость сопровождалась высокой смертностью.

Второй период – наша действительность, когда наблюдается рост заболеваемости, но при этом снижения смертности не происходит.

Оба периода обусловлены своими причинами. Так в 1993 г. было снижено внимание к профилактической деятельности учреждений первичного звена, резко снизился уровень диспансерных и профилактических осмотров. С 2008 г. ситуация в целом поменялась, возросла роль профилактической направленности, диспансеризации и профилактических осмотров, что отразилось на росте онкологических заболеваний.

В силу географических особенностей (большой протяженности, низкой плотности) нашей страны, эндемичности территорий, низкого уровня материально-технического оснащения медицинских учреждений все регионы условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа – регионы РФ с неблагоприятной эпидситуацией:

  • с низкой заболеваемостью и низкой смертностью (35 регионов: Республики Ингушетия, Дагестан, Тыва, Калмыкия, Саха, Кабардино-Балкария, Алтай, Бурятия, Марий Эл, Башкортостан, Чувашия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Хакасия, Коми, Удмуртия, Чечня, Татарстан, области Тюменская, Амурская, Мурманская, Магаданская, Астраханская, Калининградская, Кировская, края Забайкальский, Камчатский, Пермский, Хабаровский, Ставропольский, все автономные округа и Еврейская автономная область). В данном случае с большой долей вероятности можно говорить о недорегистрации случаев как заболеваний, так и смертности в результате неудовлетворительной работы первичного звена здравоохранения. Очень часто случаи смерти от злокачественных новообразований попадают в другие причины смерти в результате неправильного кодирования;
  • с низкой заболеваемостью и высокой смертностью (9 субъектов: Ленинградская, Владимирская, Вологодская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Смоленская области, Красноярский, Приморский края). В этих регионах отмечается позднее выявление онкологических заболевний из-за низкой настороженности врачей первичного звена.

Всем регионам данной группы стоит обратить внимание на усиление работы по выявлению, лечению, диспансерному наблюдению и правильному кодированию причин смерти.

Вторая группа регионов – это регионы с высокой заболеваемостью злокачественными новообразованиями и высокой смертностью от новообразований (33 региона: Карелия, Костромская, Воронежская, Томская, Ростовская, Омская, Псковская, Оренбургская, Архангельская, Сахалинская, Тамбовская, Курганская, Челябинская, Нижегородская, Курская, Ивановская, Брянская, Калужская, Ульяновская, Орловская, Тульская, Пензенская, Волгоградская, Тверская, Новосибирская, Рязанская, Ярославская, Новгородская области, города Москва и Санкт-Петербург, Республика Мордовия, Алтайский и Краснодарский края). Выявление онкологических заболеваний в данных регионах улучшилось, что, естественно, сказалось на показателях заболеваемости. Однако внутри выявленных случаев преобладают запущенные формы заболеваний (3 и 4 стадии), что не позволяет снизить показатель смертности населения.

Третья группа – регионы с высокой заболеваемостью и низкой смертностью (5 субъектов: Белгородская, Иркутская, Саратовская, Липецкая и Самарская области), в которых отмечается удовлетворительная работа первичного звена и онкологических учреждений.

Говоря о проблеме онкологических заболеваний, особо следует отметить роль диспансерного наблюдения. В период с 1999 по 2007 г. наблюдалась следующая тенденция: росли число больных с онкологией на ранних стадиях и охват больных диспансерным наблюдением.

С 2007 г. ситуация стала меняться не в лучшую сторону. Сформировалось так называемое состояние “плато”, т. е. увеличивается число выявленных больных с онкологическими заболеваниями в 1 и 2 стадии, но при этом не все категории пациентов ставятся на диспансерный учет. Часть контингента не получает диспансерное наблюдение совсем, хотя именно для этих целей создаются в каждом регионе первичные онкологические кабинеты.

Особо следует обратить внимание на тот факт, что кадрового ресурса в первичном звене достаточно и именно на нем лежит бремя выявления онкологических заболеваний на 1 и 2 стадиях. Тем не менее выявление этих заболеваний на ранних стадиях остается невысоким, что говорит о недостаточной онконастороженности врачей первичного звена.

В 2008 г. Правительством России было принято решение о необходимости реализации в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” нового направления по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. Начиная с 2009 г., в программные мероприятия этого направления включаются поэтапно регионы и федеральные учреждения, занимающиеся проблемой онкологии. Уже выделено на эти цели более 12 млрд руб., с 2011 по 2013 г. предусмотрено выделить более 21 млрд руб. (табл.).

Объемы финансирования медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями

Год

Млн руб.

Финансируемые учреждения

2009

6805,0

11 субъектов (10 региональных и 1 окружной онкологический диспансер); 2 федеральных учреждения (Минздравсоцразвития и ФМБА)

2010

5706,6

10 субъектов (9 региональных и 1 окружной онкологический диспансер); 3 федеральных учреждения (Минздравсоцразвития, РАМН и ФМБА)

2011

6916,3

14 субъектов (13 региональных и 1 окружной онкологический диспансер); 2 федеральных учреждения (Минздравсоцразвития)

2012

7072,3

15 субъектов (14 региональных и 1 окружной онкологический диспансер)

2013

6918,15

15 субъектов (14 региональных и 1 окружной онкологический диспансер)

Выстраивая системный подход к организации онкологической помощи населению, Минздравсоцразвития совместно с ведущими специалистами в этой области ставит перед собой следующие цели:

  • качественно преобразовать систему оказания первичной и специализированной, в т. ч. высокотехнологичной медицинской помощи;
  • усилить роль первичного медико-санитарного звена для раннего выявления злокачественных новообразований;
  • повысить профессионализм медицинских работников.

Регионам необходимо создавать диагностическую, лечебно-реабилитационную базу в существующих онкологических диспансерах, выстраивать работу первичного звена здравоохранения.

Не меньшая ответственность возложена и на федеральные учреждения, особенно онкологического профиля, основными функциями которых являются:

  • качественная подготовка кадров;
  • разработка и внедрение скрининговых программ, новых методов диагностики и лечения;
  • разработка единых стандартов и протоколов лечения больных;
  • тесное взаимодействие и курация регионов.

Министерство также завершает процесс гармонизации существующего Национального онкологического регистра и Международного противоракового регистра, что позволит не только регистрировать существующую в онкологии ситуацию, но и даст возможность влиять на слабые звенья в системе противораковой борьбы.

Стартовавшие в 2009 г. в регионах мероприятия уже дали ощутимые результаты:

  • отмечается значительный прирост (более чем на 22%) числа проведенных обследований в первичных онкологических кабинетах, что свидетельствует об увеличении обращаемости в первичные онкологические кабинеты и, косвенно, о повышении онконастороженности врачей первичного звена здравоохранения и эффективности мер по повышению информированности граждан;
  • более 11% пациентов проходит через региональные и окружные онкологические диспансеры, что свидетельствует о совершенствовании организации маршрутизации пациентов;
  • увеличилось число диагностических исследований. Растет частота исследований на онкологические маркеры. Все чаще стали использоваться радиоизотопные методы исследования, которые до настоящего времени не получали широкого применения;
  • впервые наблюдается замедление темпов роста показателя смертности от онкологических заболеваний в Российской Федерации, что в целом говорит об эффективности всего комплекса проводимых мероприятий, включая профилактику, своевременность выявления и повышение доступности к современным методам лечения.

Доступность современной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на всех этапах возможна только при четком соблюдении единого лечебно-диагностического процесса.

Именно поэтому Минздравсоцразвития совместно с главными специалистами при участии медицинских сообществ разработаны и утверждены соответствующие нормативные документы:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 № 944н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным”;
  • приказ Минздравсоцразвития России от 20.01.2010 № 255н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями”;
  • методические рекомендации “Алгоритмы выявления онкологических заболеваний у населения Российской Федерации”;
  • методические рекомендации “Роль и задачи смотрового кабинета поликлиники как этапа в организации профилактических мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению”;
  • методические рекомендации “Организация работы и задачи первичного онкологического кабинета в системе онкологической помощи населению Российской Федерации”.

Новый порядок регламентировал принципы маршрутизации пациентов, организацию работы сети учреждений, оказывающих онкологическую помощь, установил рекомендуемые штатные нормативы врачей и медицинского персонала.

В целях улучшения качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации следует руководствоваться перечисленными выше принятыми нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями.

Любые инициативы также невозможны без поддержки со стороны науки. Пять лидирующих федеральных научных учреждений онкологического профиля работают по более чем 20 важнейшим направлениям. Все большее развитие получают исследования в части разработки новых методов диагностики и лечения больных. При этом совершенствуются и ныне существующие методы. Изменяются и организационные подходы к оказанию онкологической помощи.

В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)” и, в частности, подпрограммы “Онкология” в 2010 г. заключено 10 государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ на сумму 22 150,0 тыс. руб. Результаты этих работ должны быть внедрены в практическое здравоохранение.

Улучшение материально-технической базы, внедрение стандартов медицинской помощи требует профессиональной переподготовки медицинских кадров. За 2009 и 2010 учебные годы было направлено в интернатуру и ординатуру 472 специалиста, что снизит дефицит врачей-онкологов почти на 10%. Кроме того, в 2010 г. прошли повышение квалификации 4396 врачей-онкологов, в т. ч. 344 специалиста, работающих в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.

В вопросе подготовки медицинских кадров особая роль отводится профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений. Предстоит переход на новые образовательные и профессиональные стандарты.

Таким образом, для достижения основной цели в виде снижения смертности от онкологических заболеваний, выявления больных на ранних стадиях и развития профилактической составляющей в стране имеются все возможности и ресурсы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.