text
Портал для медицинских работников

О задачах Минздравсоцразвития России

  • 15 июня 2011
  • 22

Несмотря на финансово-экономический кризис, в 2010 г. Минздравсоцразвития России разработало и приступило к реализации масштабных программ преобразования системы здравоохранения. Главные направления модернизации – переход на новые принципы обязательного медицинского страхования и введение государственного регулирования обеспечения населения лекарственными препаратами. Принятые в 2010 г. федеральные законы от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании” и от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” должны коренным образом изменить ситуацию в сферах медицинского страхования и лекарственного обеспечения и решить в короткие сроки важнейшую социальную задачу: выйти на новый уровень доступности и качества медицинской помощи.

В 2010 г. развернута широкомасштабная программа формирования здорового образа жизни. Правительством РФ утверждены ключевые документы: Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы и план по ее реализации, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

В 2010 г. принята Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, подготовлена Государственная программа Российской Федерации “Доступная среда” на 2011–2015 годы, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175.

Выявленные недостатки профилактической работы

Минздравсоцразвития России выявлены недостатки организации профилактической работы амбулаторно-поликлинического звена: недостаточное наблюдение за диспансерными группами, недостаточное осуществление патронажа на дому, отсутствие активной работы с населением по предупреждению и выявлению факторов риска в аномальных условиях. Число посещений амбулаторно-поликлинических подразделений, несмотря на значительные средства, вложенные в развитие первичной медицинской помощи, практически не увеличилось и в расчете на одного жителя осталось на уровне 2008 г. – 2,4.

Не в полную силу работают центры здоровья. В прошлом году в центры обратились 2,3 млн чел., на один центр здоровья приходилось 4710 посещений. Между тем центры могут обслуживать до 6 тыс. посещений в год. Факторы риска были выявлены у 66% обследованных, но к врачам амбулаторно-поликлинического звена было направлено всего 18% обратившихся. В республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Мордовия, Кабардино-Балкарской, Калининградской области выявлены наименьшие показатели посещаемости центров здоровья в расчете на 1 тыс. населения.

Планируемые изменения организации медицинской помощи

В настоящее время назрела необходимость в изменении подходов к организации амбулаторно-поликлинической помощи населению. В организации первичной медико-санитарной помощи должны участвовать не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшеры ФАПов, другие медицинские работники. Необходимо существенно улучшить взаимодействие с дворовыми хозяйствами, на которые возлагаются функции по само- и взаимопомощи (первая помощь).

В проекте федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, новая редакция которого была подготовлена и представлена в Правительство РФ, предусматривается выстроить более эффективную модель оказания медицинской помощи. Целевая задача Минздравсоцразвития России – повысить эффективность медицинских услуг за счет увеличения объемов первичной медико-санитарной помощи и сокращения затрат на дорогостоящие виды стационарной медицинской помощи.

В первичном звене здравоохранения необходимо развивать все элементы первичной специализированной помощи, а также создавать специальные структуры по оказанию неотложной помощи с переадресацией части вызовов со скорой медицинской помощи (СМП) через единую диспетчерскую службу. В качестве необходимой составной части амбулаторного лечения должны получить развитие стационарозамещающие технологии, дневные стационары и стационары на дому.

Планируется масштабная модернизация СМП. На базе приемных отделений круглосуточных стационаров будут развиваться отделения экстренной медицинской помощи – им постепенно будут передаваться бригады СМП. Цель – создать единый механизм оказания экстренной медицинской помощи. Врач СМП должен быть напрямую заинтересован в результатах лечения, а не оставлять больных на пороге приемных отделений, снимая с себя ответственность за их жизнь и здоровье.

Особое внимание будет уделено развитию санаторно-курортной помощи. Данный вид помощи должен стать ключевым элементом системы оздоровления и медицинской реабилитации. К сожалению, число санаторно-курортных учреждений, особенно санаториев-профилакториев и детских санаториев, ежегодно сокращается. Этот процесс должен быть остановлен. Необходимо развивать данный ресурс системы медицинской реабилитации и оздоровления.

Важным направлением работы здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, которая вносит весомый вклад в снижение смертности.

Количество медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания, увеличилось с 207 в 2009 г. до 236 в 2010 г. Высокотехнологичную помощь получили почти 290 тыс. больных, что на 35 тыс. пациентов (на 12%) больше, чем в 2009 г. Положительные результаты оказания высокотехнологичной медицинской помощи при выписке пациентов отмечены в 94% случаев.

Высокотехнологичная помощь требует больших затрат, поэтому проводимая на местах подготовка больных к операциям в высокотехнологичных медицинских центрах должна осуществляться особенно тщательно. В 2011 г. будет обращено особое внимание на качество предварительного обследования, чтобы недостаточное обследование или наличие противопоказаний к операциям не становились причинами обоснованных отказов в оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Совершенствование лекарственного обеспечения

В рамках проводимой лекарственной политики в 2010 г. наиболее значимым событием было вступление в силу Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон № 61-ФЗ).

Президентом РФ были проведены совещания по вопросам лекарственного обеспечения в г. Козельске, Калужской области, приняты соответствующие решения по совершенствованию лекарственного обеспечения, над которыми в настоящее время работает Минздравсоцразвития России.

В качестве базового элемента государственного регулирования цен на лекарственные средства (ЛС) был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в который включено 500 наименований лекарственных препаратов. Из них, помимо 222 лекарственных препаратов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, 278 включены дополнительно.

В 2010 г. удалось стабилизировать и несколько снизить цены на все группы лекарственных препаратов. Особенно на те, которые входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС. На 13,4% увеличились объемы финансовых затрат на обеспечение лекарствами отдельных, наиболее уязвимых категорий граждан.

Несмотря на проделанную работу, в ряде регионов не были решены проблемы со сроками закупок лекарственных препаратов, о чем свидетельствуют неиспользованные бюджетные ассигнования и обращения граждан об отсутствии некоторых лекарственных препаратов в начале 2011 г. Неисправности в работе электронной площадки, реорганизация тех или иных структурных подразделений министерств не должны являться оправданием, когда речь идет об обеспечении граждан лекарственными препаратами.

Федеральный норматив на одного льготника, который выбрал обеспечение лекарственными препаратами, в 2011 г. составляет 570 руб. Это не исчерпывающая сумма. В дополнение к ней на одного гражданина должны быть представлены межбюджетные трансферты. Средний норматив по льготному обеспечению граждан в 2011 г. должен составлять 850 руб. Между тем, в некоторых регионах обеспечение граждан лекарственными препаратами составляет 100–200 руб. на одного льготника. Количество жалоб граждан не уменьшается – оно стабилизировалось на одном уровне.

Министром здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой дано предписание региональным органам управления здравоохранения о недопустимости срыва сроков закупок лекарственных препаратов. Обязательства перед льготными категориями граждан должны выполняться в полном объеме и своевременно.

В рамках реализации Закона № 61-ФЗ определен порядок государственной регистрации ЛС. Создан портал “Государственный реестр лекарственных средств”, предоставляющий возможность заявителям отслеживать в режиме “on-line” все этапы государственной регистрации, начиная с подачи заявления о регистрации и заканчивая получением регистрационного удостоверения. Уже сейчас количество заявителей (юридических лиц), зарегистрированных на портале, приблизилось к 2 тыс., а число пользователей портала – к 3 тыс.

К настоящему времени Минздравсоцразвития России приняло решение о государственной регистрации 259 лекарственных препаратов. В государственный реестр ЛС для медицинского применения включено 80 фармацевтических субстанций. Подтверждена регистрация 105 лекарственных препаратов. Принято около 2 тыс. решений о направлении на экспертизу ЛС.

Начиная с сентября 2010 г., выдано 119 разрешений на проведение клинических испытаний, 323 разрешения на вывоз биологических материалов, полученных в рамках клинических испытаний. Оформлено 256 разрешений на ввоз ЛС для проведения клинических испытаний.

Региональные программы модернизации здравоохранения в 2011 г.

Главной задачей на 2011 г. в области здравоохранения является принятие и реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты РФ во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Программы модернизации здравоохранения должны быть нацелены на расширение охвата населения современными специализированными, в т. ч. высокотехнологичными, методами диагностики и лечения, а также всеми методами медицинской реабилитации – как ранней, так и поздней.

К сожалению, в настоящее время оказание медицинской помощи неудовлетворительное, что подтверждается многочисленными жалобами жителей подавляющего большинства субъектов РФ. Количество жалоб в Минздравсоцразвития России на оказанные медицинские услуги остается на высоком уровне. Особенно много жалоб поступило от граждан, проживающих в Кировской, Новгородской, Ленинградской областях, Москве и Санкт-Петербурге.

Основные направления модернизации

Программы модернизации здравоохранения в субъектах РФ представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.

Программы включают в себя три основных направления:

  • укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в т. ч. обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
  • внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в т. ч. обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
  • внедрение порядков и стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в т. ч. предоставляемой врачами-специалистами.

Внедрение порядков оказания медицинской помощи

Безусловным приоритетом программ модернизации здравоохранения является снижение показателей по причинам-“лидерам” в структуре заболеваемости и смертности. Решению этой задачи должно способствовать полное и безусловное внедрение во всех субъектах РФ 31 порядка оказания медицинской помощи при различных заболеваниях, утвержденных Минздравсоцразвития России в 2009–2010 гг.

На сегодняшний день положение дел с внедрением порядков во многих регионах неудовлетворительное. В течение ближайших 2 лет ситуация должна коренным образом измениться. Минздравсоцразвития России будет настоятельно требовать от региональных органов здравоохранения подробных расчетов потребностей для внедрения в каждом муниципальном образовании, в каждом населенном пункте утвержденных порядков и включения в программы модернизации мероприятий, обеспечивающих их полное выполнение.

Модернизация будет проведена и в федеральных учреждениях здравоохранения, которые также должны выстроить свою работу в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, оптимизировать штатные нормативы и пересмотреть коечный фонд.

Внедрение новых образовательных стандартов

Внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи требует соответствующей квалификации медицинского персонала.

С 2011–2012 учебного года будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения является существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций – знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в учреждениях первичного звена здравоохранения непосредственно после окончания учебного заведения. К этому времени будут также внесены изменения в программы обучения в соответствии с принятыми порядками и утвержденными стандартами оказания медицинской помощи.

Решение проблемы дефицита врачебных кадров

Частью программы модернизации являются обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, снижение дефицита обеспеченности учреждений врачебными кадрами и увеличение укомплектованности должностей врачей различных специальностей.

В настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30%. Нехватку кадровых ресурсов испытывают учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. Сохраняется высокая потребность в анестезиологах-реаниматологах, фтизиатрах, врачах СМП, врачах клинической лабораторной диагностики, психиатрах и психиатрах-наркологах.

Планируемые в рамках программ модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей должны отражать потребность в дополнительном профессиональном образовании и формироваться с учетом количества специалистов, работающих в отрасли, и периодичности обучения 1 раз в 5 лет. Планы должны быть нацелены на снижение дефицита врачей и повышение укомплектованности первичного звена здравоохранения и СМП.

Мероприятия по реализации антинаркотической политики

Среди мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, особое внимание должно уделяться предупреждению, выявлению и своевременному лечению наркозависимых граждан.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690, закрепила единый комплексный лечебно-реабилитационный подход к оказанию наркологической помощи населению РФ. Задача Минздравсоцразвития России – осуществить оперативное внедрение данного подхода, включая подкрепление соответствующей ресурсной базой.

Для наркозависимых граждан будут применяться разные виды профилактики. Прежде всего, в центрах здоровья, куда обращается значительное число молодых людей, будет организована работа по выявлению наркотической зависимости и факторов, ее определяющих, будет проводиться психологическое тестирование обращающихся с целью выявить у них признаки наркопотребления. При получении негативных результатов желательно проводить первичную профилактику, т. е. учреждениям здравоохранения нужно выработать и реализовать комплекс мероприятий, стимулирующих граждан отказываться от употребления наркотиков в будущем.

Что касается людей, которые сознательно принимают наркотические препараты и не желают от этого отказываться, то необходимо организовать их направление в первичные наркологические кабинеты и наркологические диспансеры.

Весь комплекс мер вторичной профилактики должен проводиться на уровне первичных наркологических кабинетов.

Особое внимание следует уделить улучшению качества работы учреждений медико-социальной реабилитационной помощи больным наркологического профиля. Реабилитация больных наркоманией должна быть только комплексной: помимо социальной реабилитации включать обязательную медицинскую составляющую.

Новая система организации оказания наркологической помощи будет внедрена в первую очередь в тех регионах, где отмечается рост числа больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики, – это Москва и Московская область, Липецкая, Ивановская, Ульяновская, Челябинская области, Приморский край.

Развитие службы родовспоможения, охраны здоровья женщин и детей

Основные цели и задачи, стоящие перед государством по охране здоровья женщин и детей, поставлены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010.

С целью реализации Послания в части поддержки материнства и детства будет усилена работа, направленная на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям, проведена технологическая модернизация детских поликлиник и больниц, повышена квалификация их сотрудников.

Особое внимание модернизации службы охраны материнства и детства будет уделяться в региональных программах развития здравоохранения. В целях развития детской медицины объем средств, выделяемых на совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, должен составлять не менее 25% от совокупного объема средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения.

На 2011 г. запланировано ввести в эксплуатацию 8 перинатальных центров, из них 7 – с нарушением установленных сроков ввода в эксплуатацию. Еще 1 центр будет введен в эксплуатацию в 2014 г. Наибольшее отставание от графиков выполнения работ по строительству перинатальных центров отмечено в Забайкальском, Пермском краях, Амурской и Курганской областях.

Будет продолжена реализация родовых сертификатов. Медицинское обслуживание в рамках родового сертификата в 2011 г. получат 1,6 млн женщин.

С 2011 г. субъектам РФ выделяются субсидии из федерального бюджета для реализации мероприятий по неонатальному и аудиологическому скринингу; планируется осмотреть более 315 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях.

В целях сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни в 2011 г. в субъектах РФ начнут действовать центры здоровья для детей. Будут проводиться обследование детей, обучение их гигиеническим навыкам и мотивирование к отказу от вредных привычек, включая помощь в отказе от потребления алкоголя и табака, профилактику наркомании, а также работа с семьей в части развития ответственного родительства.

Планируется поэтапное внедрение в субъектах РФ комплексной пренатальной диагностики в ранние сроки беременности, что позволит ежегодно снижать показатель младенческой смертности на 0,5%, уменьшить первичный выход детей на инвалидность на 3%. Будет начата реализация комплекса мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, по качественному повышению уровня оказания реанимационной и реабилитационной помощи недоношенным новорожденным. В рамках программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предусмотрено развертывание дополнительных реанимационных коек и приобретение медицинского оборудования для выхаживания новорожденных, а также создание отделений реабилитации для детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела. Расчеты показывают, что действия в этом направлении позволят снизить смертность среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела, примерно на 30%.

В целях повышения эффективности лечения бесплодия будет увеличено финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (экстракорпоральное оплодотворение), что позволит увеличить объемы оказания помощи пациентам, страдающим бесплодием, до 9 тыс. в год и обеспечит рождение более 3 тыс. детей.

В рамках программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предусмотрено создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основной задачей которых является медицинская и социально-психологическая помощь женщинам, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту.

Внедрение пренатальной диагностики обеспечит развитие неонатальной хирургии. Реализация данного направления позволит ежегодно сохранять жизнь 1 тыс. детей раннего возраста, а также снизить первичный выход на инвалидность у 5% детей с врожденными и наследственными заболеваниями, требующими хирургической коррекции.

Углубленная диспансеризация подростков с последующим выполнением программ лечения и реабилитации ставит своей целью сохранение репродуктивного здоровья молодого поколения. Реализация данного направления позволит увеличить рождаемость в последующие годы.

Еще одним новым направлением развития детского здравоохранения является создание системы паллиативной помощи детям, страдающим неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями. С 2011 г. в субъектах РФ должно быть начато развитие паллиативной помощи детям.

Реализация указанных мероприятий позволит сократить показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Внедрение новой системы обязательного медицинского страхования

Реализация региональных программ модернизации здравоохранения является ключевым шагом к внедрению новой системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

С 2012 г. планируется переход на новую систему организации ОМС – организация ОМС будет являться полномочием Российской Федерации, переданным для исполнения в субъекты РФ. С 2013 г. указанные полномочия будут сопровождаться субсидией, основанной на нормативах единой базовой программы ОМС.

Работоспособность указанной системы напрямую зависит от того, удастся ли выровнять условия и качество оказания медицинской помощи на всей территории России.

Программа модернизации здравоохранения регионов должна минимизировать так называемые “точки неэффективности” – неиспользование мощности медицинских организаций, но это не должно происходить в ущерб доступности медицинской помощи.

С 2012 г. доступ медицинских организаций к участию в территориальных программах ОМС является свободным. Модернизация здравоохранения должна позволить обеспечить безболезненную интеграцию федеральных медицинских учреждений в систему ОМС. Для этого, с одной стороны, регионы должны представить свою позицию относительно объемов участия федеральных медицинских организаций в ОМС, а с другой стороны – с федеральными учреждениями будут разрабатываться мероприятия по совершенствованию их материально-технической базы.

Совершенствование правового положения государственных учреждений

В 2010 г. был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ).

Закон № 83-ФЗ предусматривает создание учреждений трех типов – казенных, бюджетных и автономных.

Наиболее консервативный тип государственных учреждений – казенные учреждения. Финансовое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрена иная форма финансового обеспечения деятельности, этим учреждениям из бюджета будет предоставляться субсидия на выполнение государственного задания.

Закон № 83-ФЗ не предоставляет дополнительной свободы бюджетным учреждениям для оказания платных услуг, наоборот, цены на платные услуги будут нормироваться гораздо жестче.

В течение 2011 г. – на первом, подготовительном этапе реализации закона – должен быть отработан комплекс вопросов, связанных с финансированием государственного задания и с тем, как новые бюджетные и автономные учреждения будут участвовать в программах ОМС.

Важно обеспечить переход на новые требования таким образом, чтобы доступность бесплатной медицинской помощи, а также других услуг в сфере здравоохранения и социального развития, не была снижена.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.