text
Портал для медицинских работников

Доклад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

  • 15 октября 2011
  • 29

Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – ТП) во всех субъектах РФ осуществлялось в 2010 г. в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее – Программа), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811.

Правительством РФ на 2010 г. установлен подушевой норматив финансового обеспечения Программы в целом, в т. ч. базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС), в размере 7633,4 руб. и 4059,6 руб. соответственно.

Подушевой норматив финансового обеспечения Программы рассчитан, исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу объема по видам медицинской помощи. Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.

Установленный подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС за счет средств ОМС (4059,6 руб.) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством РФ подушевой норматив финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (3573,8 руб.) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ на оказание скорой медицинской помощи (СМП), в т. ч. специализированной (санитарно-авиационной), специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги, предоставляемые лепрозориями, центрами по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профессиональной патологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, хосписами, больницами сестринского ухода, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями (отделениями, кабинетами) переливания крови, центрами планирования семьи и репродукции человека, а также осуществлялись расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.

Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 № 811 Минздравсоцразвития РФ совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС) было подготовлено и направлено руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов РФ информационное письмо “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год” от 21.12.2009 № 20-0/10/2-10360, согласованное с Министерством финансов РФ (письмо от 17.12.2009 № 12-03-08).

Годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 62 “Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению за 2010 год” (далее – форма федерального государственного статистического наблюдения № 62) утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.07.2009 № 154.

Минздравсоцразвития РФ в целях обеспечения унифицированного подхода к формированию и своевременному предоставлению сведений статистического наблюдения за 2010 г. по форме федерального государственного статистического наблюдения № 62 подготовлены и направлены в субъекты РФ разъяснения по вопросам формирования и предоставления сведений об оказании и финансировании медицинской помощи населению (информационное письмо от 28.12.2010 № 20-6/10/2-12637).

Основные показатели, представленные в Докладе, рассчитаны на основе сводного годового отчета по Российской Федерации по данной форме за 2010 г.

Кроме того, при подготовке Доклада использованы информационные материалы, представленные Минздравсоцразвития РФ Федеральным казначейством, Российской академией медицинских наук (РАМН), ФФОМС, Фондом социального страхования РФ, Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА), а также органами управления здравоохранением субъектов РФ и территориальными фондами ОМС.

В Докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности ТП на основе не только фактически выполненных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения ТП, но и показателей качества и доступности медицинской помощи.

Результаты комплексной оценки эффективности реализации ТП за 2010 г. будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации ТП в 2011 г.

Для оценки эффективности реализации ТП в 2010 г. Минздравсоцразвития РФ использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента РФ от 28.06.2007 № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”.

Фактическое выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2010 г.

В 2010 г. в Российской Федерации в государственных (находящихся в ведении субъектов РФ) и муниципальных учреждениях здравоохранения и частных медицинских организациях в рамках Программы бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 31,0 млн чел., медицинскую помощь в дневных стационарах – 6,7 млн чел. Общее число лиц, обслуженных СМП, составило 48,3 млн, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому – свыше 1331 млн. Кроме того, федеральными учреждениями здравоохранения стационарная медицинская помощь оказана 907,3 тыс. чел., медицинская помощь в условиях дневных стационаров – 44,5 тыс. чел., число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 15,9 млн.

Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 255,0 тыс. чел., в государственных и муниципальных учреждениях субъектов РФ – 34,7 тыс. чел.

Расходы государственных источников финансового обеспечения Программы в 2010 г. составили 1449,9 млрд руб. и возросли в текущих ценах на 22,3% по сравнению с 2008 г. (табл. 1). Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (62,7%) и средств системы ОМС (37,3%). Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на Программу увеличились с 2008 г. на 6,8% и составили в 2010 г. 516,4 млрд. руб. (35,6% всех расходов).

Расходы системы ОМС (как источника финансирования ТП ОМС) возросли за 3 года на 30,9% и составили в 2010 г. 540,4 млрд руб. (37,3% всех расходов).

Таблица 1

Финансирование Программы за период с 2008 по 2010 г. (по источникам финансирования; млрд руб.)

Источник финансирования

2008 г.

2009 г.

2010 г.

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Федеральный бюджет

288,6

24,4

391,6

28,4

393,1*

27,1

Консолидированные  бюджеты субъектов  РФ

483,7

40,8

481,6

34,9

516,4

35,6

Средства системы ОМС

412,8

34,8

505,4

36,7

540,4**

37,3

Итого

1185,1

100,0

1378,6

100,0

1449,9

100,0

В % ВВП

2,8

3,5

3,2

* В т. ч. расходы на медицинскую помощь в федеральных медицинских организациях, подведомственных Минздравсоцразвития России, ФМБА и РАМН (101,6 млрд руб., включая расходы на высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь 37,2 млрд руб.); оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (40,5 млрд руб.); обеспечение необходимыми лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (42,5 млрд руб., включая субсидии на организационные мероприятия по доставке дорогостоящих лекарственных препаратов); денежные выплаты участковым и другим врачам и медицинским сестрам на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи (20,9 млрд руб.), денежные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и учреждений СМП (9,6 млрд руб.); оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению (5,0 млрд руб.); профилактику, выявление и лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С (13,3 млрд руб.); иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок (5,3 млрд руб.); дополнительную диспансеризацию работающих граждан (4,2 млрд руб.); диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, пребывающих в трудной жизненной ситуации (0,8 млрд руб.); дополнительные медицинские осмотры граждан, работающих в отраслях с вредными и (или) опасными производственными условиями (0,4 млрд руб.) и др.

** В т. ч. расходы на родовые сертификаты (16,9 млрд руб.).

В 2010 г. в территориальные фонды ОМС поступило средств за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения 213,3 млрд руб., единого социального налога и иных налоговых поступлений 179,7 млрд руб., прочих поступлений, включая дотации из бюджета ФФОМС, направляемые на выполнение ТП ОМС в рамках базовой программы ОМС, 151,0 млрд руб.

Расходы федерального бюджета на финансирование Программы увеличились за период 2008–2010 гг. на 36,2% и составили в 2010 г. 393,1 млрд руб. (27,1% всех расходов).

Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2010 г. 3,2% (в 2008 г. – 2,8%, в 2009 г. – 3,5%).

Так, в 2010 г. показатель подушевого финансового обеспечения Программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 10 141,8 руб. и за период с 2008 по 2010 г. в текущих ценах увеличился на 21,5%.

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ и средств системы ОМС составил в 2010 г. 7392,1 руб., что на 17,1% выше по сравнению с 2008 г.

Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2010 г.

В реализации ТП в 2010 г. приняли участие 11,3 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2008 г. – 11,6 тыс., в 2009 г. – 11,5 тыс.).

Больничные учреждения составили около половины общего числа медицинских организаций (43,4%), амбулаторно-поликлинические учреждения – 27,2%, диспансеры – 9,1%, учреждения особого типа и пр. – 5,4%, учреждения охраны материнства и детства – 4,5%, центры – 4,0%, учреждения СМП и переливания крови и санаторно-курортные учреждения – по 3,2%.

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации ТП, преобладали муниципальные медицинские учреждения, которые составили 55,2% общего числа организаций (6222), медицинские учреждения субъекта РФ – 34,9% (3928), федеральные медицинские организации, подведомственные агентствам, РАМН, другим министерствам и ведомствам – 4,4% (500), медицинские организации негосударственных форм собственности – 5,5% (623).

В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса медицинских организаций федеральной собственности (с 4,7% до 4,4%) и увеличение удельного веса медицинских организаций негосударственных форм собственности (с 4,7% до 5,5%).

В отчетном году в системе ОМС работали 72,4% медицинских учреждений и организаций, реализующих ТП (в 2009 г. – 70,7%). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (87,5%), среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель составил 86,6%. Доля медицинских учреждений субъекта РФ, работающих в системе ОМС, была ниже (40,9%). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (99,2%) работали в системе ОМС.

Анализ реализации территориальных программ по видам и условиям предоставления медицинской помощи

В 2010 г. первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений – 1182,4 млн на сумму 253,1 млрд руб.), в условиях больничных учреждений (число койко-дней – 204,2 млн на сумму 236,1 млрд руб.), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней – 58,4 млн на сумму 17,9 млрд руб.). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18,7 млн посещений на сумму 3,1 млрд руб.

Специализированная медицинская помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений – 148,9 млн на сумму 41,8 млрд руб.), в условиях больничных учреждений (число койко-дней – 186,5 млн на сумму 298,4 млрд руб.), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней – 16,4 млн на сумму 8,0 млрд руб.).

Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках ТП по Российской Федерации в целом за период 2008–2010 гг., представлены в табл. 2.

Таблица 2

Нормативы объемов медицинской помощи по условиям ее предоставления и их фактическая реализация в рамках Программы за период с 2008 по 2010 г. (на одного жителя в год; по данным статистической формы № 62)

Условия оказания медицинской помощи

Единица измерения

Норматив по РФ на 2010 г.

Фактически выполнено в

2008 г.

2009 г.

2010 г.

СМП

Вызов

0,318

0,343

0,344

0,336

Амбулаторная медицинская помощь

Посещение

9,500

9,126

9,314

9,312

Стационарная медицинская помощь

Койко-день

2,780

2,878

2,828

2,733

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

Пациенто-день

0,590

0,496

0,509

0,523

Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских учреждениях, в расчете на одного жителя (с 2,878 в 2008 г. до 2,733 в 2010 г.), а также увеличения объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, с 0,496 пациенто-дня на 1 жителя в 2008 г. до 0,523 пациенто-дня на 1 жителя в 2010 г. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 1 жителя возросло с 9,126 в 2008 г. до 9,314 в 2009 г., однако в 2010 г. отмечено незначительное сокращение до 9,312 посещений на 1 жителя. Объем СМП сократился с 0,343 вызова на 1 жителя в 2008 г. до 0,336 вызова на 1 жителя в 2010 г.

Объем амбулаторной медицинской помощи в 2010 г. не достиг норматива: число посещений на 1 жителя (9,312) и пациенто-дней в дневных стационарах (0,523) ниже соответствующих нормативов (9,5 посещений и 0,59 пациенто-дней на 1 жителя).

Впервые в 2010 г. фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи (2,733 койко-дня на 1 жителя) сократился до уровня, не превышающего норматив стационарной медицинской помощи (2,78 койко-дня на 1 жителя).

Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наиболее затратной СМП по сравнению с нормативом (на 5,7%).

В субъектах РФ сохраняется существенная дифференциация фактических среднероссийских показателей объема медицинской помощи по условиям ее предоставления. Число посещений на 1 жителя в год варьировало от 5,292 в Карачаево-Черкесской Республике до 13,307 в г. Москве, число койко-дней на 1 жителя в год – от 1,757 в Республике Ингушетия до 4,458 в Сахалинской области.

В 2010 г. фактический и приведенный показатели финансового обеспечения Программы в расчете на 1 жителя увеличились по сравнению с предыдущим годом на 6,4% и составили 7273,6 руб. и 6076,5 руб. соответственно (табл. 3).

Наиболее значительно по сравнению с предыдущим годом увеличилось подушевое финансовое обеспечение медицинской помощи в дневных стационарах (на 10,0%). Подушевые расходы на финансовое обеспечение амбулаторной медицинской помощи возросли на 8,5%, прочих медицинских и иных услуг – на 6,6%, стационарной медицинской помощи – на 5,4%. Показатель подушевого финансового обеспечения СМП возрос лишь на 3,3%.

Таблица 3

Подушевое финансовое обеспечение Программы в 2009 и 2010 гг. по условиям предоставления медицинской помощи (руб. на одного жителя в год; по данным статистической формы № 62)

Условия предоставления медицинской помощи

2009 г.

2010 г.

фактический показатель

приведенный показатель*

фактический показатель

приведенный показатель*

СМП

440,4

367,9

455,0

380,1

Амбулаторная медицинская помощь

1900,7

1587,9

2063,1

1723,6

Стационарная медицинская помощь

3547,5

2963,7

3738,9

3123,5

Медицинская помощь в дневных стационарах

164,8

137,7

181,3

151,5

Медицинская помощь в условиях иных учреждений здравоохранения

783,5

654,5

835,3

697,8

Итого

6836,9

5711,7

7273,6

6076,5

* Без учета влияния районных коэффициентов.

Несмотря на увеличение фактических и приведенных показателей стоимости единиц объемов медицинской помощи в 2010 г., по всем видам медицинской помощи они ниже нормативов (табл. 4).

Приведенный показатель стоимости 1 пациенто-дня лечения в дневных стационарах в 2010 г. составил лишь 60,6% норматива, 1 вызова СМП – 66,2%, 1 койко-дня лечения в стационарах – 82,8%, 1 посещения поликлиники – 84,8% норматива.

Таблица 4

Финансовое обеспечение Программы в 2009 и 2010 гг. по условиям предоставления медицинской помощи (руб. в расчете на единицу объема медицинской помощи; по данным статистической формы № 62)

Условия предоставления медицинской помощи

Норматив по РФ на 2010 г.

2009 г.

2010 г.

фактический показатель

приведенный показатель*

фактический показатель

приведенный показатель*

СМП

1710,1

1280,9

1070,1

1354,6

1131,7

Амбулаторная медицинская помощь

218,1

204,1

170,5

221,5

185,0

Стационарная медицинская помощь

1380,6

1254,3

1047,9

1368,1

1142,9

Медицинская помощь в дневных стационарах

478,0

323,5

270,2

346,6

289,6

* Без учета влияния районных коэффициентов.

В 2010 г. число вызовов СМП уменьшилось на 1,6% по сравнению с 2009 г. и составило 48,0 млн вызовов (табл. 5). Снизилась дифференциация показателей объема СМП по субъектам РФ, при этом высокое число вызовов в расчете на 1 жителя сохраняется в регионах Дальневосточного федерального округа (в Еврейской автономной области – 0,547, Амурской области – 0,467, Сахалинской области – 0,444, Камчатском крае – 0,440 и Магаданской области – 0,404), а также в Астраханской области (0,444), Новосибирской области (0,433), Республике Адыгея (0,423), Оренбургской области (0,408) и Республике Карелия (0,407).

Таблица 5

Оказание и финансирование скорой медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках Программы в 2009 и 2010 гг. (по данным статистической формы № 62)

Показатели

Источники финансирования

Местные бюджеты

Бюджеты субъектов РФ

Средства ОМС и конс. бюджетов субъектов на ТП ОМС

Всего

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Число вызовов за год

млн

40,9

39,5

5,5

5,7

2,4

2,8

48,8

48,0

%

83,8

82,3

11,2

11,9

5,0

5,8

100,0

100,0

Число обслуженных лиц за год

Млн

40,8

40,0

5,4

5,6

2,4

2,7

48,6

48,3

%

84,0

82,8

11,1

11,6

4,9

5,6

100,0

100,0

Объемы финансирования

млрд руб.

41,4

41,6

19,0

20,8

2,1

2,6

62,5

65,0

%

66,2

64,0

30,4

32,0

3,4

4,0

100,0

100,0

Средняя стоимость одного вызова (руб.

1 013,6

1 052,6

3 468,6

3 648,4

846,4

951,6

1 280,9

1 354,6

СМП гражданам РФ в основном оказывалась на муниципальном уровне – 39,5 млн вызовов (82,3% общего числа вызовов).

На СМП в 2010 г. израсходовано 65,0 млрд руб., из них 41,6 млрд руб. (64,0%) составляли средства местных бюджетов. Средняя стоимость 1 вызова СМП в 2010 г. составила 1354,6 руб. (в 2009 г. – 1280,9 руб.). Стоимость 1 вызова СМП в 2010 г. за счет местных бюджетов составила в среднем 1052,6 руб., а за счет средств бюджета субъекта РФ – 3648,4 руб.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.