text
Портал для медицинских работников

Уборочный инвентарь в медицинских учреждениях: требования, правила

  • 22 декабря 2016
  • 4425

Одним из главных требований к современным медицинским учреждениям  является высокий уровень гигиены. Проблемы качественной уборки остаются до сих пор актуальными.

Уборочный инвентарь для медицинских учреждений должен соответствовать определенным требованиям, особые требования предъявляются и к обслуживанию этого инвентаря.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Журнал учета вводного инструктажа персонала, привлекаемого к уборке помещений и уходу за поверхностями

Журнал вводного инструктажа персонала, привлекаемого к уборке
посмотреть/скачать>>

Как формируется стандартный комплект уборочного инвентаря

Стандартный набор уборочного инвентаря представляет собой комплект инструментов и расходных материалов, предназначенный для использования строго в определенных целях и в соответствии с его функциональным назначением. Положение о целевом назначении уборочного инвентаря закреплено обязательными требованиями п. 11.5 и п. 11.10 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

Контрольный бланк уборки и дезинфекции

Контрольный бланк уборки и дезинфекции

Скачать в полном размере >>

Комплект уборочного инвентаря включает в себя:

  1. емкости для мытья пола, очистки и дезинфекции поверхностей;
  2. материалы и инструменты (ветошь, мопы, щетки,швабры) для протирки поверхностей;
  3. емкости для последующей дезинфекции использованной ветоши или мешок для их последующей утилизации (в случае использования одноразовой ветоши)

Стандартный набор уборочного инвентаря различается в зависимости от вида уборки (текущая или генеральная), применяемых средств (дезинфицирующие или дезинфицирующе-моющие), места проведения (операционные залы, кабинеты приема врача, вспомогательные помещения). Так, при проведении генеральной уборки в набор входят дополнительные емкости и ветошь для обработки стен, мебели и оборудования, ветошь для протирки УФ-облучателей.

Затраты на уборку в медицинском учреждении

Уборочный инвентарь для медицинских учреждений обеспечивает высокое качество уборки. Однако, его приобретение в структуре расходов занимает далеко не последнее место.

Большую часть затрат составляет фонд оплаты труда сотрудников, которые осуществляют уборку (до 70%). Поэтому основной путь максимально сократить эти финансовые затраты – повысить производительность труда технического персонала.

Это достигается внедрением современных уборочных систем, а также обучением сотрудников приемам профессиональной уборки.

Проанализировав необходимый уборочный инвентарь для медицинских учреждений, затраты на оплату труда персонала, на дезинфицирующие и моющие средства, время уборки, руководитель медицинского учреждения может провести собственный эксперимент по созданию экономичной и, в то же время, эффективной системы уборки.

Например, можно создать высокогигиеничную систему уборки, если принудительно менять мопы (моющие насадки) через 20-30 м2. Это обеспечит надежную профилактику перекрестного инфицирования объектов в отделениях  медучреждениях, поскольку предусмотрено, что 1 салфетки и 1 мопа хватает на уборку одного кабинета или палаты.

Такая система позволяет минимизировать влияние человеческого фактора при дозировании дезсредства, а также на частоту смены моющих и иных средств в ведре.

Укомплектованная уборочная тележка фактически является передвижной «санитарной комнатой», в составе которой есть все необходимые материалы, тряпки и мопы для того, чтобы очистить и продезинфицировать полы, стены и поверхности в кабинетах всех классов чистоты.

Данный метод предполагает, что до уборки салфетки и насадки уборочного инвентаря будут предварительно обработаны дезраствором.

Использование системы обеспечивает:

  • 100% удаление бактерий и опасных микроорганизмов, т.е. высокий уровень гигиеничности;
  • экономичность самого уборочного процесса, поскольку уборщик будет точно дозировать и расходовать моющие и дезинфицирующие средства;
  • инвентарь и материалы для уборки будут дольше пригодными для уборки;
  • временные затраты на уборку у сотрудника будут сокращены.

Таким образом, современный уборочный инвентарь для медицинских учреждений – это не только нужный комплект объектов, которые позволят убирать помещения общего и специального назначения. Также это и надежное решение проблемы появления «перекрестных загрязнений», профилактика возникновения внутрибольничных инфекций, неуклонное следование требованиям СанПиН и оптимизация кадров.

Кроме того, ответственные лица получают возможность контролировать уровень влажности полов – такой подход позволяет им сохнуть быстрее. Труд младшего медицинского персонала существенно облегчается, они убирают помещения быстрее, что также немаловажно.

Основные преимущества современных систем уборки

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

  1. Обеспечение высокого качества уборки, которая организуется как поточный процесс – одной чистой тряпкой моют только определенное количество предметов в кабинете или палате, чистой моющей насадкой, смоченной дезинфектантом, моют только 20 м2 грязного пола.

Использованные насадки от моющих приспособлений сразу после использования складываются в специальный мешок и никаким образом не контактируют с уже чистыми поверхностями и другим чистым оборудованием.

После окончания уборки все грязные салфетки и насадки должны быть доставлены единовременно в прачечную, где в профессиональной стиральной машинке их стирают при температуре 600оС с дезсредством и моющим порошком. Т.е. все использованные насадки, тряпки и салфетки проходят полный цикл термохимической обработки.

  1. Организация предложенной системы уборки предполагает, что вероятность использования единой ветоши и ведра в разных помещениях полностью исключается.

Для этого современные уборочные системы вводят цветную маркировку уборочного инвентаря. Метки ставятся на рукоятках щеток и швабр, на салфетках, мопах, емкостях и контейнерах. Маркировка различает уборочный инвентарь для медицинских учреждений, предназначенный для разных функциональных помещений и типов уборочных работ.

  1. Сокращается расход дезсредств (примерно в 8-9 раз), время проведения уборки сокращается примерно в 1,3-1,5 раза. Кроме того, это значит, что персонал во время тратит и меньше воды.
  2. В воздушной среде обрабатываемого помещения, в местах хранения и использования уборочного инвентаря, снижается содержание дезинфицирующих средств, что улучшает как условия пребывания пациентов в этих помещениях, так и трудовые условия медперсонала.

Таким образом, профессиональный грамотный подход к уборке в медучреждении является отличным решением для сокращения случаев возникновения внутрибольничных инфекций, и в целом повышает уровень гигиены в помещениях медучреждения.

Четкая политика руководства медучреждения, направленная на повышение качества уборочных мероприятий имеет одни плюсы – регистрируется меньше случаев больничного инфицирования, затраты на уборку снижаются, условия младшего медицинского и обслуживаемого персонала становятся более благоприятными.

Обслуживание инвентаря для уборки

Уборочный инвентарь для медицинских учреждений необходимо выбирать, исходя из способа уборки и особенностей объектов уборки, поскольку эти факторы в конечном итоге влияют на ее качество.

Качественный инвентарь обеспечит безопасные условия труда, сведет к минимуму риск производственных травм и повысит качество уборки, а также служит хорошей мотивацией для сотрудников.

Одной из важных частей уборочного процесса является обслуживание и обработка инвентаря для уборки.

Рассмотрим правила обработки салфеток и мопов для уборки.

Мопы необходимо обрабатывать после каждого использования. Предварительно он очищается от явных загрязнений щеткой или специальными приспособлениями для очистки мопов.

Профессиональные клининговые организации используют машинки для очистки мопов. Она обеспечивает гигиеничность и эффективность процесса, поскольку машинка подсоединяется к пылесосу  и вся грязь с мопа, не попадает в окружающую среду.

Советы по обработке мопов:

  • приспособление следует очистить от видимых загрязнений;
  • мопы нужно стирать в профессиональной или обычной стиральной машине;
  • для обработки  мопов следует использовать рабочие растворы со слабощелочной средой;
  • ополаскиватели использовать не рекомендуется;
  • для режима ополаскивания используется готовый раствор для предварительного увлажнения мопов;
  • температурный режим подбирается исходя из указаний и требований, которые предъявляются к конкретным изделиям.

Цветовая маркировка уборочных средств

Уборочный инвентарь для медицинских учреждений легче использовать в тех случаях, когда конкретные уборочные объекты разделены на разные зоны, в зависимости от необходимого уровня поддерживаемой чистоты.

Для этого клининговые службы обычно используют маркировку уборочного инвентаря, или его цветовое кодирование. Оно позволяет сотрудникам, осуществляющим уборку, не перепутать изделия, предназначенные для уборки в разных помещениях и кабинетах медучреждения.

Кроме того, маркировка позволяет остановить распространение вредоносных бактерий посредством использования уборочного инвентаря между разными по уровню гигиены зонами.

Ниже приведено несколько примеров такой цветовой кодировки.           

Цветовая маркировка уборочных средств                                                                                           

Расчет необходимого инвентаря при проведении уборки


Произведем расчет уборочного инвентаря в медицинских учреждениях на примере одного хирургического отделения, общая площадь которого составляет 1000 м2. Отделение рассчитано на 60 коек для пациентов.

При уборке отделения применяется два метода уборки:

  • традиционный (ведерный);
  • применение предварительно подготовленных салфеток и мопов.

На рисунке ниже представлена структура помещений рассматриваемого хирургического отделения.

Расчет необходимого инвентаря при проведении уборки

Площадь помещений отделения разной функциональной направленности составляет:

  • кабинета медперсонала и палаты для пациентов – 557 м2;
  • коридоры отделения и прилегающие к нему лестничные пролеты – 443 м2.

Кроме того, в отделении расположено 15 санузлов для пациентов и медперсонала, в которых находятся 42 раковины и 19 унитазов. Также в отделении 3 душевые.

Рассмотрим количество уборочного инвентаря, который будет необходим для уборки всех помещений:

  • 5 шт. мопов трубчатых, которыми будет убираться пол в коридоре (черная цветовая метка);
  • 34 шт. мопов трубчатых, которыми персонал будет обрабатывать стены во время проведения генеральной уборки (розовая цветовая метка). Для проведения плановых уборок (в хирургии – еженедельно), число необходимых мопов сократится до 4-5 шт.;
  • салфетки для обработки горизонтальных поверхностей – 52 шт. (размер – 30х40 см). У салфеток разные цветовые метки в зависимости от их функциональной принадлежности;
  • салфетки для мытья пола  - 52 шт. (размер – 55х22 см);
  • 64 шт. щеток, предназначенных для обработки санитарно-технического оборудования. Щетины или ручки щеток имеют разные цветовые метки  в зависимости от того, для уборки какого типа помещений они предназначены;

В стиральную машину одновременно загружается 11 шт. трубчатых мопов, 20 шт. салфеток размером 30х40 см, 14 шт. салфеток размером 55х22 см.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.