Текущая уборка процедурного кабинета

4707

Поддержание санитарно-эпидемиологического режима в медицинской организации требует проведения таких мероприятий, как текущая уборка процедурного кабинета. При выполнении этой уборки необходимо строго соблюдать правила, установленные нормативными документами.

Как регламентируется текущая уборка процедурного кабинета

Текущая уборка процедурного кабинета: алгоритмОсновным нормативным документом, устанавливающим правила, в соответствии с которыми проводится текущая уборка процедурного кабинета, является СанПиН 2.1.3.2630-10. Наиболее важны главы I и II этого документа, которые определяют правила проведения дезинфекции воздушной среды (включая технологические указания), правила, в соответствии с которыми следует дезинфицировать поверхности в помещениях, а также устанавливают периодичность и порядок выполнения текущей уборки.

Правилам проведения этого вида уборки посвящена также и часть главы III СанПиН 2.1.3.2630-10.

Процедурный кабинет является помещением, режим работы в котором должен соответствовать классам чистоты А и Б. Помимо особых правил проведения уборки этого помещения, в СанПиН содержатся требования, которым должно соответствовать оснащение и оборудование кабинета, внутренняя отделка этого помещения. Установлены и требования к персоналу по поддержанию личной гигиены и выполнению правил антисептики и асептики.

Требования соответствия классу чистоты А и Б помещения предъявляются в медицинских организациях не только к процедурным кабинетам, но и к операционным, реанимационным, родовым залам, бактериологическим и клинико-диагностическим лабораториям, помещениям для проведения стерилизации, постам медицинских сестер и целому ряду других помещений.

Текущая уборка в процедурном кабинете: алгоритм

Текущая уборка может проводиться в процедурном кабинете в течение дня несколько раз. Прежде всего, её следует проводить, если во время выполнения процедур произошло загрязнение кабинета. Если явных признаков загрязнения не наблюдается, за рабочую смену проводятся две текущие уборки, которые заранее вносятся в распорядок дня.

Контролировать проведение текущей уборки должна медицинская сестра. Сотрудники, проводящие уборку, должны быть одеты в специальную одежду и входить в персонал, прикрепленный к данному помещению. Кроме того, эти сотрудники должны владеть технологией уборки и знать требования санитарно-эпидемиологического режима. Для этого организуется специальное обучение и инструктаж, без прохождения которого сотрудников не допускают к проведению уборки.

Непосредственным исполнителем уборки может являться либо сама медицинская сестра, либо санитарка. Решение этого организационного вопроса входит в обязанности руководителя медицинской организации, который устанавливает функциональные обязанности и для младшего, и для среднего медицинского персонала.

Следует подчеркнуть, что на этого же руководителя возложена персональная ответственность и за поддержание санитарно-эпидемиологического режима в целом.

Дезинфекция воздушной среды (кварцевание) осуществляется при проведении текущей уборки дважды, перед началом работы и после ее завершения. При кварцевании должны быть уничтожены (инактивированы), как минимум, 95% микроорганизмов, находящихся в воздушной среде. Соответствующее требование установлено пунктом 6.24 главы I СП 2.1.3.2630-10.

Уничтожение возбудителей заболеваний на поверхностях достигается при протирании этих поверхностей рабочим раствором дезинфицирующего средства. При этом следует иметь в виду, что вирусы и бактерии уничтожаются разными препаратами. Обеспечить противовирусный режим необходимо в тех случаях, когда на поверхности, оборудование, приборы, находящиеся в процедурном кабинете, попали какие-либо биологические субстраты, в первую очередь – кровь.

Такие субстраты могут содержать вирус иммунодефицита, а также вирусы некоторых разновидностей гепатита. Если загрязнения биологическими субстратами нет, обеспечивается обычный противобактериальный режим с выбором соответствующих средств дезинфекции.

Применение моп-метода

Текущая уборка процедурного кабинета может быть осуществлена при помощи так называемого моп-метода. Слово «mop» - переводится просто как швабра, однако на практике мопами называют подготовленный заранее инструмент для проведения влажной уборки (то есть «снаряженную» швабру). Сам метод можно также называть безвёдерным.

Для применения моп-метода требуется выполнить следующие действия:

  • Для каждого помещения, в котором проводится уборка, подобрать соответствующее количество салфеток, мопов и другого используемого во время уборки инвентаря. Тип инвентаря должен отвечать требованиям уборки в конкретном помещении.
  • Маркировать все предметы инвентаря различными цветами. Каждый цвет соответствует виду работ, или виду помещения. Такая маркировка облегчает подбор инвентаря.
  • Провести предварительную обработку салфеток и мопов рабочим раствором дезинфицирующего препарата. 50 миллилитров раствора используется для каждой салфетки, и 250 миллилитров – для каждого мопа.  
  • Поместить подобранный инвентарь и подготовленные инструменты на специальную уборочную тележку. Эта тележка будет представлять собой своего рода рабочее место, укомплектованное всем нужным оборудованием.

Текущая уборка в процедурном кабинете проводится при помощи инструментов и инвентаря, разработанного специально для применения в сфере здравоохранения. Для изготовления такого инвентаря используются материалы, обеспечивающие удобство работы и длительный срок службы при интенсивном использовании.

При этом салфетки и мопы можно применять многократно, при условии проведения их стирки и обеззараживания.

Моп-метод не является строго обязательным, однако его использование в медицинских учреждениях позволяет не только обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима, но и в известной мере снизить нагрузку на средний и младший медицинский персонал, тем самым уменьшив и вероятность развития у сотрудников болезней опорно-двигательного аппарата и других болезней, связанных с выполнением профессиональных обязанностей.

Кроме того, безвёдерный метод позволяет рассчитывать на сокращение расходов, необходимых на приобретение и обновление уборочного инвентаря и расходных материалов. Рабочие процессы в моп-методе в значительной мере оптимизированы, что сокращает и время, необходимое для проведения текущей уборки.

Обязанности администрации медицинского учреждения

Как уже отмечалось, администрация медицинской организации устанавливает конкретных исполнителей, в обязанности которых входит текущая уборка процедурного кабинета. Всем этим исполнителям должен быть организован допуск к работе с препаратами, используемыми при проведении дезинфекции.

Это обусловлено необходимостью применения дезинфекционных средств (точнее, рабочих растворов этих средств) при проведении уборки.

Кроме того, администрация медицинского учреждения должна составить и утвердить инструкцию, в соответствии с которой и будут проводиться текущие уборки. Структура этой инструкции выглядит следующим образом:

  1. Общий раздел. В этом разделе указываются, в частности:
    • фамилия, имя и отчество медицинской сестры, ответственной за проведение текущей уборки. Соответствующий пункт обозначен, как «Ответственное лицо».
    • фамилии и имена сотрудников, которые непосредственно занимаются проведением текущих уборок.    
    • место, в котором готовятся на основе дезинфицирующих средств рабочие растворы, а также место, в котором инвентарь для уборки собирается в комплект.
    • полный перечень инвентаря для уборки (с описанием маркировки инвентаря), расходных материалов, а также емкостей, в которых размещаются растворы для дезинфекции и растворы моющих средств. Соответствующий пункт обозначен, как «Оснащение».
    • Требования личной гигиены сотрудников и описание условий работы.
  1. Перечень действий по подготовке к проведению уборки
  2. Алгоритм, в соответствии с которым осуществляется текущая уборка в процедурном кабинете.
  3. Перечень завершающих действий.

Разделы 2, 3 и 4 инструкции по проведению текущей уборки более детально описаны далее

Текущая уборка процедурного кабинета алгоритм подготовки и проведения

В инструкции следует указать, что во время подготовки к проведению  текущей уборки (раздел 2 инструкции) следует выполнить следующие манипуляции:

  • Надеть тапочки, закрыть волосы косынкой (или надеть входящую в комплект специальной одежды шапочку), надеть чистый медицинский халат и перчатки из резины.
  • Подготовить к уборке рабочий раствор дезинфицирующего средства в требуемом объеме. Для этого используются специальные мерные емкости.

Каждое дезинфицирующее средство поставляется вместе с инструкцией по применению. В этих инструкциях содержатся, в частности, нормы для приготовления рабочих растворов с учетом применения различных методов дезинфекции. В раздел 2 инструкции по проведению текущей уборки следует внести ту норму, которая соответствует методу протирания поверхностей.

В разделе 3 инструкции по проведению текущей уборки описывается алгоритм, состоящий из следующих пунктов, выполняемых один за другим:

  • Использовать подготовленный заранее рабочий раствор средства для дезинфекции, смочив им чистую ветошь. После этого протереть этой ветошью все имеющиеся в помещении горизонтально расположенные поверхности.
  • Оставить рабочий раствор, нанесенный на горизонтальные поверхности, на время, определенное в инструкции по применению дезинфицирующего средства.
  • Обработать вертикально расположенные поверхности. Для этого также используется ветошь, пропитанная рабочим раствором. При этой обработке необходимо добиться удаления с поверхностей видимых простым глазом загрязнений (например, пятен). Обрабатываются двери и стены, причем особенной тщательности требует обработка тех мест, к которым чаще всего прикасаются (ручки дверей, выключатели, а также поверхности вокруг них).
  • Если ветошь загрязнена и это становится заметным, ее следует заменить на чистую.
  • Рабочий раствор для обработки пола должен быть заранее помещен в отдельную емкость (ведро). Ветошь, которой обрабатывается пол, также подбирается отдельно.
  • Вымыть пол, используя для этого ветошь, смоченную в рабочем растворе.
  •  Дезинфицировать воздушную среду в процедурном кабинете, включив бактерицидные лампы. Для достижения нужного эффекта продолжительность облучения такими лампами должна составить один час.
  • Проветрить процедурный кабинет. Продолжительность этой процедуры составляет 20 минут.

В разделе 4 инструкции по проведению текущей уборки описывается последовательность завершающих действий, проводимых после окончания самой уборки.

Эта последовательность выглядит следующим образом:

  1. Если во время уборки использовалась одноразовая ветошь, ее следует утилизовать так, как этого требуют правила утилизации медицинских отходов класса Б. Эти правила предусматривают замачивание в подготовленном рабочем растворе дезинфицирующего средства в течение определенного времени. Уровень концентрации средства в растворе и наименование самого средства также определяются этими правилами.
  2. Вымыть использованный инвентарь, а затем просушить его.
  3. Поместить использованный инвентарь в место постоянного хранения. Это может быть шкаф, расположенный за пределами рабочих кабинетов, или же помещение, специально предоставленное для хранения инвентаря. 
Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×