text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

ВКК и безопасность медицинской деятельности

  • 23 декабря 2016
  • 3464

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности может использовать один из эффективных инструментов – аудит медицинской деятельности в медучреждении.

Для этого в медучреждении формируется рабочая группа, в которую входят как медицинские специалисты, так и технические сотрудники, которые проводят периодический аудит для разработки корректирующих мероприятий.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Внутренний контроль качества  безопасности медицинской деятельности

Как известно, безопасность медицинских изделий, которые используются при оказании помощи населению, является важным фактором безопасной медицинской деятельности.

Качественно организованный и реализуемый внутренний контроль в медицинском учреждении является наиболее эффективным и актуальным видом контроля. Он определяет то, насколько в целом будет результативной система контроля качества медицинской деятельности, в том числе и безопасный оборот медицинских изделий, которые используются при оказании медицинской помощи.

Внутренний контроль безопасности в форме аудита

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы Росздравнадзора РФ разработал собственные рекомендации по поводу организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медучреждении.

В частности, в разделе о контроле обращения медицинских изделий и его безопасности, внимание уделено практическим аспектам безопасности обращения медизделий.

Раздел содержит ряд оценочных листов, в которых сформулированы показатели оценки, а также описание применяемых в таком анализе методик.

Для того, чтобы оценить состояние дел в медучреждении по разделам внутреннего контроля, Росздравнадзор предлагает использовать различные формы аудита – внешнего и внутреннего.

Рассмотрим общую характеристику аудита.

В медицинской практике аудит сложно рассматривать как специальную процедуру, направленную на улучшение качества деятельности медработников путем регулярного анализа всех аспектов их деятельности на соответствие четко определенным критериям.

В качестве критериев используются стандарты и утвержденные требования, клинические рекомендации. Результаты аудита в последующем внедряются в деятельность для достижения поставленных целей деятельности.

Для того, чтобы внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в форме аудита стал эффективным инструментом, необходимо разработать правила его организации и впоследствии их соблюдать.

  1. Аудит не имеет карательных функций.

Цель внутреннего аудита – выявить систематические, повторяющиеся ошибки в медицинской детальности, он не должен искать и наказывать лиц, совершающих эти ошибки.

Перед тем, как начать внутренний аудит, руководитель медучреждения должен сформулировать предмет, цели и задачи его проведения, определить круг  его участников. До медицинского персонала в понятной форме доносятся эти сведения, а после проверочных мероприятий сотрудники должны ознакомиться с полученными данными и корректирующими планами.

  1. Внутренний аудит должны проводить предварительно подготовленные сотрудники, которые объединены в мультидисциплинарные группы.

В группу по внутреннему аудиту включаются представители из медицинского персонала – медсестры, врачи, санитары, а также технические работники – инженер по технике безопасности, электрики, уборщики и т.д.

Группа должна быть собранной таким образом, чтобы была обеспечена независимость и объективность специалистов в их деятельности.

Желательно, чтобы выбранные специалисты имели соответствующую подготовку или опыт проведения внутреннего аудита ранее, а также пользоваться уважением в профессиональном аудите.

  1. Внутренний аудит предполагает, что при его организации будут соблюдены принципы конфиденциальности полученных сведений. Желательна и анонимность, когда, например, группа проверяет деятельность других медучреждений или работу других отделений медучреждения.

Только в этом случае внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности приведет к необходимым результатам:

  • от участников аудита будут получены достоверные и откровенные ответы;
  • медперсонал не будет пытаться скрывать имеющиеся в практической деятельности проблемы;
  • дефекты и ошибки будут доступны для группы аудита.
  1. При организации аудита специалисты пользуются на всех разработанных критериях, которые основаны на положениях доказательной медицины.

Программа аудита и используемые критерии оценки должны быть предварительно согласованы. В оценочной системе должны отсутствовать расплывчатые формулировки, и субъективные положения.

Оценочные листы разрабатываются с учетом особенностей конкретного отделения медучреждения, в котором будет проводиться проверка.

  1. Аудит в рамках внутреннего контроля должен быть проведен последовательно, с соблюдением основных его этапов:
    • планирование процесса аудита;
    • подготовка специалистов, которые будут участвовать в его проведении;
    • проведение общего совещания со всеми участниками аудита;
    • процесс внутреннего контроля в форме аудита;
    • оценка и анализ итогов проведенных мероприятиях;
    • разработка корректирующего плана по итогам аудита, обсуждение результатов с коллективом медучреждения;
    • внедрение намеченных мероприятий в деятельность медучреждения.

Последовательность циклов внутреннего аудита в медучреждении представлена на рисунке ниже.

Результаты аудита будут снижены, если:

  • цикл аудита будет не завершён или какой-то его этап будет пропущен;
  • медперсонал не будет достоверно проинформирован о целях и задачах аудита;
  • по итогам аудита к медработникам будут применены карательные меры.

Безопасность обращения медицинских изделий в рамках внутреннего контроля

В соответствии с положениями ст. 38 ФЗ 323,  медицинскими изделиями признаются аппараты, оборудование, специальные приборы и материалы, которые в медицинской деятельности применяются самостоятельно или в сочетании с другими приспособлениями, а также принадлежностями, которые необходимы для того, чтобы использовать медицинское изделие по назначению.

К медицинским изделиям относятся следующие предметы и объекты:

  • программное обеспечение,  необходимое в медицинской деятельности;
  • изделия, необходимые для лечебно-диагностических действий;
  • изделия, необходимые для реабилитации и профилактики заболеваний;
  • изделия, в помощью которых отслеживается состояние человека (мониторинг);
  • изделия для проведения обследований;
  • изделия, которые созданы для изменения и замещения физиологических функций организма, для восполнения его анатомической целостности;
  • Изделия для прерывания или предотвращения нежелательной беременности;
  • Изделия, предназначение которых не может быть заменено в ходе генетического, фармакологического, метаболического воздействия на человеческий организм.

Как мы видим, круг медицинских изделий является весьма разнообразным. Но важно то, что в медицинской деятельности могут быть использовать только те изделия, которые официально зарегистрированы, и когда можно обеспечить надлежащее их использование и применение, в том числе и техническое обслуживание.

Поскольку безопасность медицинских изделий является отдельным и довольно объемным блоком работы медучреждения, считаем, что и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности по этому направлению может осуществляться самостоятельно в форме внутреннего аудита.

Для того, чтобы в медучреждении организовать безопасное использование медицинских изделий, необходимо создать рабочую группу (комиссию), в состав которой войдут – врачи, медицинские сестры, технические специалисты и инженеры, которые непосредственно осуществляют обслуживание, наладку и настройку медицинских изделий.

Оценка и показатели безопасности использования медицинских изделий


Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности предполагает создание оценочных показателей, которые обеспечивают               объективность контроля.

Для оценки безопасности медицинских изделий целесообразно использовать:

  • сведения, полученные от пациентов медучреждения, в том числе в форме анкетирования и опросов;
  • документация медучреждения (приказы о назначении ответственных лиц, журналы и инструкции, распоряжения);
  • сведения, полученные от медперсонала, в ходе демонстрации навыков работы с медизделиями, в ходе опросов.

Раздел «Безопасность обращения медицинских изделий» состоит из нескольких групп показателей. Рассмотрим их содержание подробно.

  1. Показатели, характеризующие организацию работы по контролю безопасности и качества при использовании медицинских изделий:
    • наличие внутренних приказов медучреждения по организации работы в области безопасности обращения медизделий;
    • направления деятельности медучреждения в соответствии с ФЗ «Об охране здоровья, назначение лиц, которые ответственны за реализацию данных направлений;
    • правила учета, хранения, закупки и использования изделий медицинского назначения;
    • соблюдение метрологических норм и требований для медизделий, которые требуют проведения периодической поверки;
    • маркировка, упаковка и приемка медицинских изделий;
    • техническое обслуживание медизделий.

Кроме того, необходимо выяснить, ведется ли в медучреждении работа по фиксации информации о нежелательных и побочных реакциях при эксплуатации медицинских изделий.

Рабочая группа оценивает, регулярно ли медперсонал информируется о результатах аудита, обучается ли медперсонал вопросам безопасной работы с медизделиями, ведутся ли журналы их обучения и т.д.

  1. Существующая в медучреждении система, обеспечивающая внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности при использовании медизделий:
    • оценка процедур закупки, наладки и поставки медицинских изделий, а также расходных материалов для них;
    • присутствуют ли в медучреждении регистрационные документы изделий, а также информация о них на русском языке;
    • каким образом проверяется безопасность медицинских изделий. Для этого можно опросить ответственных должностных лиц, попросить медработников показать, как они проверяют регистрационные документы к медизделиям на сайте Росздравнадзора, как они работают с госреестрами медицинских изделий;
    • проанализировать, каким образом в медучреждении выявляются медизделия, у которых истек срок годности. Для этого опрашиваются ответственные должностные лица, у них спрашивается о проведенных мерах контроля и их порядок;
    • проверить списки тестируемого оборудования, журнала проверки;
  2. Соблюдение правил при эксплуатации медизделий:
    • проверка обучения и допуска медперсонала;
    • опросить сотрудников на значение эксплуатационных документов изделий;
    • проверить в отделениях медучреждения наличие эксплуатационных документов;
    • навыки медработников при эксплуатации медизделий.
  3. Учет и регистрация побочных влияний и действий медицинских изделий:
    • наличие ответственных должностных лиц, а также приказов об их назначении;
    • наличие порядков действия сотрудников при возникновении нежелательных реакций при использовании медизделий, наличие извещений в органы Росздравнадзора, контактные данные надзорного ведомства.

В рамках этого блока рабочая группа также оценивает, каким образом происходит сбор информации в медучреждении о нежелательных реакциях, заполняются ли соответствующие базы данных и журналы, как взаимодействуют по этому поводу разные отделения медучреждения.

  1. Соблюдение требований в маркировке и упаковке медизделий:
  2. Условия, в которых хранятся медицинские изделия:
    • наличие оборудования для хранения медизделий;
    • порядок контроля условий, в которых хранятся медизделия;
    • наличие журналов для регистрации контрольных параметров.
  3. Техническое обслуживание медицинских изделий (наличие плана-графика технического и метрологического обслуживания медизделий, ведение соответствующих журналов).
  4. Информирование и обучение пациентов при работе с медизделиями:
    • наличие для пациентов информационных материалов по безопасному использованию медизделий;
    • качество обучения пациентов.

Таким образом, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в форме аудита при использовании медицинских изделий является эффективной системой, позволяющей выявлять риски, связанные с их эксплуатацией.

Своевременные мероприятия по аудиту позволяют обеспечить безопасное применение медизделий в ходе оказания медпомощи и повысить качество медицинской деятельности в целом.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.