text
Портал для медицинских работников

Повышение доступности и качества медицинской помощи в регионах

  • 15 октября 2013
  • 14

Повышение доступности и качества медицинской помощи в регионах

Основные направления развития здравоохранения в нашей стране определены указами Президента РФ от 07.05.2012. Все стратегические документы, предусмотренные указами, были разработаны и утверждены в установленный срок. В настоящее время для их реализации начаты и активно проводятся широкомасштабные преобразования, главной задачей которых является совершенствование, повышение доступности и качества медицинской помощи. Для достижения этих целей необходимо иметь достаточное количество квалифицированных медицинских кадров и оснащенное современной инфраструктурой здравоохранение. Необходимо выстраивать современную логистику оказания медицинской помощи, а также иметь достаточные финансовые ресурсы.

В 2011 г. стартовали программы модернизации и развития здравоохранения в нашей стране, которые направлены на создание условий для оказания качественной медицинской помощи на всей территории страны в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи. К приоритетам были отнесены:

  • – развитие первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в отдаленных районах и в сельской местности (по результатам модернизации на территории страны количество ФАП, фельдшерских пунктов, сельских амбулаторий, врачебных общих практик увеличилось на 1765);
  • – совершенствование специализированной помощи, в т. ч. экстренной, в рамках оказания помощи в межмуниципальных центрах (количество таких центров и, соответственно, коек в них увеличилось более чем в 2 раза);
  • – внедрение высокотехнологичной медицинской помощи на территориях самих субъектов РФ (в настоящее время количество учреждений, оказывающих высокотехнологичную помощь, увеличилось почти в 2 раза, а число больных, пролеченных в региональных учреждениях, – более чем в 4 раза).

За 2 года по стране в целом фондооснащенность и фондовооруженность здравоохранения увеличились более чем на треть.

Особое внимание уделялось равнодоступности оказания медицинской помощи для всех районов страны. В связи с этим активно развивались выездные формы медицинской помощи. Только в 2012 г. для субъектов РФ было приобретено 187 мобильных медицинских комплексов, сформировано более 8 тыс. выездных врачебных бригад, полностью оснащенных портативным оборудованием. Более 4 тыс. учреждений были включены в телемедицинскую сеть и сейчас проводят телемедицинские консультации. Спутниковой навигацией ГЛОНАСС оснащено более 19,5 тыс. машин скорой помощи и 2,5 тыс. станций скорой помощи. Благодаря реализуемой программе «Земский доктор» около 8 тыс. специалистов пришли работать на село. В этом году программа будет продолжена, в т. ч. в рабочих поселках.

В рамках огромной территории страны проблема обеспечения равнодоступной помощи, безусловно, очень сложна и масштабна, она требует дальнейшего совершенствования.

Минздравом совместно с субъектами РФ для каждого региона была разработана программа развития здравоохранения и просчитаны потребности развития. В рамках принятой Правительством РФ федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий дополнительно предусмотрено введение в ближайшие 2–3 года в строй 850 ФАП или офисов врачей общей практики, а также увеличение мощности сельских амбулаторно-поликлинических учреждений на 7,5 тыс. посещений в смену и участковых и районных больниц более чем на 6 тыс. мест. Наряду с этим в региональных программах запланировано создание более 200 передвижных ФАП и врачебных общих практик.

Министерством здравоохранения разработана концепция санитарной авиации. Со следующего года запланирована реализация пилотных проектов в четырех наиболее нуждающихся регионах страны.

Важнейшим направлением системы здравоохранения является внедрение единых современных требований к качеству оказания медицинской помощи. В 2012 г. были актуализированы или вновь созданы 60 порядков оказания медицинской помощи. Впервые за всю историю нашей страны Минздрав вместе с экспертным медицинским сообществом приступили к созданию национальных клинических протоколов, или клинических рекомендаций. В настоящее время уже завершается разработка первых 287 клинических протоколов. Всего за ближайшие 3 года их будет подготовлено около 1,5 тыс.

Безусловно, качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников. Понимая это, до июня 2013 г. Минздрав совместно с экспертным сообществом полностью актуализировал и обновил государственные образовательные стандарты высшего медицинского фармацевтического образования. Кроме того, впервые были созданы государственные стандарты обучения в ординатуре по 96 медицинским специальностям.

С осеннего семестра прошлого года в стране проводится широкомасштабное повышение квалификации всего профессорско-преподавательского состава. Это 3 тыс. заведующих кафедрами и основных профессоров медицинских курсов. Осуществляется последовательное внедрение современных симуляционных, виртуальных и других образовательных технологий. В 2012 г. Минздрав организовал 7 симуляционных тренинговых центров на базе медицинских вузов. В настоящее время дополнительно открыто еще 7 центров.

В 2012 г. было завершено создание национальной электронной медицинской библиотеки и подготовлено электронное рабочее место врача. Уже к декабрю министерство намерено полностью компьютеризировать до 25% рабочих мест врачей первичного звена. Все они будут иметь доступ к созданной национальной медицинской библиотеке. Кроме того, были разработаны электронные системы помощи в принятии решений, что очень важно для удаленных районов страны.

Подготовлены также дистанционные программы непрерывного медицинского образования для первичного звена. С октября текущего года в 9 субъектах РФ стартует пилотный проект. С 2016 г. запланирован переход на аккредитацию медицинских работников с выдачей индивидуальных листов допуска к конкретным видам медицинской помощи. Это также будет одной из составных частей непрерывного медицинского образования.

Для решения проблемы обеспечения медицинскими кадрами в соответствии с указом президента министерством был разработан комплекс мер, который утвержден Правительством РФ. На его основе в каждом субъекте РФ сформирована программа поэтапного устранения дефицита кадров, предусматривающая в т. ч. дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников. Важным механизмом наращивания кадрового потенциала в конкретных районах и в конкретных учреждениях является доля целевой контрактной подготовки медработников. В этом году она составила уже 40% от всей численности медицинских абитуриентов.

Решение кадровой проблемы невозможно без повышения заработной платы. По данным Росстата, за I квартал 2013 г. средняя зарплата врачей повысилась до 34,5 тыс. руб. (более 126% от средней по экономике), среднего медицинского персонала – до 20,3 тыс. руб. (более 74%) и младшего – до 11,8 тыс. руб. (более 43%). Ведомственное мониторирование показало, что по результатам первого полугодия продолжился рост зарплат для врачей до 145% к средней по экономике и для медицинских сестер – почти до 80%. Таким образом, уже превышены запланированные на 2013 г. целевые значения, которые были утверждены «дорожной картой». По каждому субъекту РФ ведется серьезный мониторинг.

Повышение оплаты труда сделало актуальным вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 1980-х гг. С этой целью весной 2013 г. была создана межведомственная рабочая группа. В настоящее время завершается подготовка методики по разработке нормативов труда, на октябрь–декабрь запланирована реализация пилотного проекта по нормированию труда в 10 субъектах РФ. Для поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт проводится работа по составлению отраслевых профессиональных стандартов, которые учитывают реструктуризацию самой системы здравоохранения и необходимость перераспределения функций между медицинскими работниками. До конца 2013 г. будут сформированы 27 стандартов.

Особую значимость в развитии здравоохранения имеет обновление подходов к формированию и экономическому обоснованию программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В 2012 г. были разработаны и утверждены 797 стандартов медицинской помощи, которые позволили просчитать потребность в финансовых ресурсах для реализации действующей сейчас программы. Впервые осуществлено перспективное планирование программы на 3 года.

Для обеспечения сбалансированной структуры тарифа ОМС, особенно с учетом последовательного повышения заработной платы медицинских работников, безусловно, необходим достаточный уровень финансирования программы.

К 2016 г. забюджетировано увеличение расходов на программу на 40% – до 2 трлн 154 млрд руб. По поручению Президента РФ рассматривается возможность направить дополнительные финансовые ресурсы – часть акцизов на табак – на оказание медицинской помощи.

Безусловно, появление дополнительных финансовых ресурсов ни в коей мере не уменьшает ответственность субъектов РФ за выполнение своих финансовых обязательств по реализации гарантий качественной медицинской помощи.

Для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи. Впервые в 2013 г. введены нормативы профилактической, неотложной, паллиативной помощи, а также сделан акцент на развитие дневных стационаров.

Необходимо подчеркнуть, что данное перераспределение объемов не снижает качества медицинской помощи, а развивает ресурсосберегающие технологии и повышает интенсивность работы стационаров. При этом реструктуризация стационарной помощи подразумевает не сокращение коечного фонда, а лишь его оптимизацию. «Острые» койки, имеющие большую интенсивность в работе, фактически высвобождаются для перепрофилирования на койки для долечивания и реабилитации. По расчетам, в результате подобной реструктуризации только за ближайшие 3 года удастся высвободить и перераспределить более 103 млрд руб., и таким образом можно будет без привлечения в систему существенных дополнительных финансовых ресурсов развивать необходимые виды медицинской помощи, пока не нормированной в программе государственных гарантий, к которым относится медицинская реабилитация.

Безусловно, финансовая эффективность системы определяется способами оплаты медицинской помощи. В 2012 г. разработаны и с 2013 г. внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат. Для стационаров это оплата по клинико-статистическим группам заболеваний, для амбулаторных условий – по законченному случаю лечения. Нужно отметить, что до 2012 г. использовались преимущественно способы оплаты по валовым показателям: по койко-дню и посещению. Если экстраполировать полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, то переход на правильные способы оплаты медицинской помощи высвободит в год не менее 60 млрд руб. и позволит их использовать на развитие системы.

Для снижения расходов государства на поддержание основных фондов здравоохранения особое значение имеет формирование открытой конкурентной среды и вовлечение в реализацию программ государственных гарантий негосударственных медицинских организаций по единым требованиям к оказанию качественной медицинской помощи.

Нужно отметить, что за 2 года (с 2010 г.) увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС. В 2013 г. насчитывается 1251 организация, т. е. 14,7% общего количества.

Для того чтобы можно было дальше активно развивать государственно-частное партнерство, целесообразно включение инвестиционного компонента в тариф ОМС. Это сделает более рентабельным участие негосударственных организаций в реализации программы государственных гарантий. Безусловно, требуется развитие и других аспектов медицинского страхования, в т. ч. большая зависимость выплат от качества оказания медицинской помощи.

Хотя в здравоохранении немало сделано за последние годы, существует неудовлетворенность населения медицинской помощью. Анализ причин неудовлетворенности свидетельствует о недостаточности нормативной базы, разделяющей платность и бесплатность. В настоящее время формируется программа государственных гарантий на 2014–2016 гг. Туда обязательно будут внесены все необходимые изменения, которые жестко разделят платность и бесплатность, регламентируют условия бесплатного оказания медицинской помощи.

Минздрав совместно с медицинским сообществом постарается преодолеть другую, не менее частую причину жалоб нашего населения – на грубость, равнодушие и невнимательность отдельных медицинских работников.

В октябре 2012 г. прошел Первый всероссийский съезд врачей, на котором был принят этический кодекс врача. Он очень широко обсуждался во всех медицинских региональных организациях. Хочется надеяться, что он поможет изменить отношение населения и к врачу, и к медицинскому сообществу, и в целом к отечественному здравоохранению в лучшую сторону.

Следует сказать, что в 2012 г. удалось достигнуть определенных положительных результатов в снижении смертности от наиболее значимых заболеваний, общей смертности в стране, как и в повышении рождаемости, в т. ч. в связи с применением медицинских программ. Главным результатом стало достижение долгожданного «перекреста» показателей рождаемости и смертности. Он заключает 20-летний период активной убыли населения страны после предыдущего «перекреста» показателей, отмечавшегося ровно 20 лет назад – в 1992 г.

Результаты 2013 г. говорят о том, что позитивные тенденции сохраняются, несмотря на эпидемию гриппа, которая прошла в нашей стране в январе–апреле. Хотелось бы отметить, что всего за один месяц после эпидемии общая смертность в стране снизилась на 7%, смертность от сосудистых заболеваний – более чем на 9%, от болезней дыхания – на 11%, от туберкулеза – на 13%. Последовательно снижается младенческая смертность. Она достигла по результатам первого полугодия 2013 г. 8,3, т. е. уже стала ниже результата 2012 г. на 3,5%.

Совместная работа министерства с субъектами РФ позволит двигаться дальше в этом направлении, существенно укрепить здоровье населения нашей страны и выполнить те задачи, которые руководство страны поставило перед нами.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.