text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Отношения врач-пациент: права сторон

  • 1 февраля 2017
  • 2336

Отношения врач - пациент являются для нас привычными, но многоуровневыми и не всегда простыми.

Обе стороны должны понимать, что к установлению приятных взаимоотношений нужно подходить ответственно, поскольку часто от качества контакта со специалистом часто зависит исход лечения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Отношения врач - пациент: образ врача

Немногие пациенты задумываются о том, с чего начинается их путь к выздоровлению.

Часто момент выздоровления связывается с установлением окончательного диагноза и прогноза излечения, с приемом лекарства. Некоторые даже считают, что избавление от болезни начинается тогда, когда сам человек осознал ее наличие.

В действительности же о лечении мы можем говорить уже тогда, когда больной обратился к специалисту, то есть свое состояние признал и осознал потребность в помощи профессионального врача.

У каждого из нас еще в раннем детстве формируется образ врача, и эти установки укоренены в нашем сознании с этого самого время.

Поэтому на этапе начала общения пациент имеет определенные ожидания, и приписывает своему врачу набор тех или иных характеристик.

Например, многие пациенты видят врача как личность авторитетную и не совсем осознанно наделяют его выдуманными качествами.

Это условие является необходимым для того, чтобы человек мог перед врачом расслабиться, преодолеть неловкости и подробно рассказать о своем самочувствии.

Однако, в этом кроется и негативная сторона. Сам врач-специалист вынужден соответствовать таким представлениям пациентов и показывать ожидаемую от него модель поведения, которая на самом деле существует только в сознании больного.


Почему важен первичный контакт с врачом

Отношения врач - пациент могут быть бесповоротно испорчены еще в самом начале общения.

Именно качество первичного контакта часто определяет дальнейший ход лечения.

Субъективным и важным показателем является то впечатление, которое врач произвел на больного. И именно на него будет и дальше опираться пациент, когда сформируются выводы о компетентности врача, о доверии к нему, об эффективности лечения.

Таким образом, при установлении первичного контакта очень важно, какими коммуникативными навыками обладает врач.

Еще один аспект важности первичного контакта с врачом состоит в том, что врач на приеме не только собирает анамнез пациента, но и дает ему возможность построить непрерывный рассказ о своих ощущениях, опасениях и переживаниях.

Часто такое явление называется освобождением или «психической вентиляцией». Для того, чтобы оно прошло успешно, врач должен поощрять поведение пациента, подавая ему вербальные и невербальные сигналы того, что он его понимает и слышит.

Многим специалистам не нужно много времени для того, чтобы представить общую картину заболевания, поэтому из-за недостатка времени рассказ пациента резко обрывается.

У пациента же останется впечатление о том, что к нему были невнимательны, что его плохо обследовали и не выслушали его мнение.

Психологический дискомфорт вызовут распространенные неграмотные действия врача. Например, когда сведения от пациента «зондируются», «выпытываются». Из-за этого больные часто замыкаются в себе, особенно люди-интроверты и неуверенные в себе люди.

Правильно постановленный вопрос и лечение больного

Адекватная постановка вопроса и отношения «врач пациент» взаимосвязаны самым прямым образом.

Если использовать вопросы, в которых содержится внушение, медик может запрограммировать больного на определенные реальные действия.

Рассмотрим несколько вариантов вопросов:

  • вопрос без внушающего подтекста: «Расскажите, по какому поводу Вы обратились ко мне?»;
  • активное внушение: «Не правда ли, Вы испытываете боли?»;
  • пассивное внушение: «Вы испытываете боли?»;
  • альтернативный вопрос: «Испытываете ли вы какие-нибудь неприятные ощущения?».

Ясно, что от того, насколько правильно поставлен вопрос, часто зависит течение лечения, поскольку реакция пациента на заболевание может существенно различаться.

Например, пациенты-ипохондрики даже после полного излечения думают, что не являются на самом деле здоровыми. Другие же отрицают болезнь и считают себя здоровыми.

Врач в этом случае должен уметь внушать свои мысли пациенту, убеждать его. Это необходимое профессиональное качество врача.

Отношения врач пациент предполагают и то, что с помощью интуиции специалист сможет быть найти эффективный способ внушения для того или иного пациента. Так, одному человеку достаточно просто в красках описать течение болезни, а другому – необходимо дать подробную научную характеристику заболевания.


Невербальное поведение врача с пациентом

Невербальные сигналы, которые врач подает пациенту, также имеют важное значение. Пациент наиболее внимателен к действиям врача, особенно, когда не совсем понять, что он ему сказал.

Поэтому излишнюю неуверенность в себе у пациента вызовет нарушение личной дистанции, похлопывание по плечу, недостаточный зрительный контакт. Тогда он подумает, что специалист что-то скрывает от него и доверительных отношений не получится.

Большее доверие больного завоюет тот врач, которые подсядет поближе к нему и разъяснит волнующий вопрос подробно и спокойно.  Это поможет пациенту расслабиться и вникнуть в суть объяснений врача.

Важно выстроить отношения сопереживательные. В их основе – умение безусловно и безоценочно принимать людей такими, какие они есть и не испытывать субъективных ожиданий.


Таким образом, грамотно и профессионально выстроенные отношения врач пациент являются серьезным терапевтическим инструментом для медицинских специалистов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.