Отношения врач-пациент: права сторон

2277

Отношения врач - пациент являются для нас привычными, но многоуровневыми и не всегда простыми.

Обе стороны должны понимать, что к установлению приятных взаимоотношений нужно подходить ответственно, поскольку часто от качества контакта со специалистом часто зависит исход лечения.

Отношения врач - пациент: образ врача

Немногие пациенты задумываются о том, с чего начинается их путь к выздоровлению.

Часто момент выздоровления связывается с установлением окончательного диагноза и прогноза излечения, с приемом лекарства. Некоторые даже считают, что избавление от болезни начинается тогда, когда сам человек осознал ее наличие.

В действительности же о лечении мы можем говорить уже тогда, когда больной обратился к специалисту, то есть свое состояние признал и осознал потребность в помощи профессионального врача.

У каждого из нас еще в раннем детстве формируется образ врача, и эти установки укоренены в нашем сознании с этого самого время.

Поэтому на этапе начала общения пациент имеет определенные ожидания, и приписывает своему врачу набор тех или иных характеристик.

Например, многие пациенты видят врача как личность авторитетную и не совсем осознанно наделяют его выдуманными качествами.

Это условие является необходимым для того, чтобы человек мог перед врачом расслабиться, преодолеть неловкости и подробно рассказать о своем самочувствии.

Однако, в этом кроется и негативная сторона. Сам врач-специалист вынужден соответствовать таким представлениям пациентов и показывать ожидаемую от него модель поведения, которая на самом деле существует только в сознании больного.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Почему важен первичный контакт с врачом

Отношения врач - пациент могут быть бесповоротно испорчены еще в самом начале общения.

Именно качество первичного контакта часто определяет дальнейший ход лечения.

Субъективным и важным показателем является то впечатление, которое врач произвел на больного. И именно на него будет и дальше опираться пациент, когда сформируются выводы о компетентности врача, о доверии к нему, об эффективности лечения.

Таким образом, при установлении первичного контакта очень важно, какими коммуникативными навыками обладает врач.

Еще один аспект важности первичного контакта с врачом состоит в том, что врач на приеме не только собирает анамнез пациента, но и дает ему возможность построить непрерывный рассказ о своих ощущениях, опасениях и переживаниях.

Часто такое явление называется освобождением или «психической вентиляцией». Для того, чтобы оно прошло успешно, врач должен поощрять поведение пациента, подавая ему вербальные и невербальные сигналы того, что он его понимает и слышит.

Многим специалистам не нужно много времени для того, чтобы представить общую картину заболевания, поэтому из-за недостатка времени рассказ пациента резко обрывается.

У пациента же останется впечатление о том, что к нему были невнимательны, что его плохо обследовали и не выслушали его мнение.

Психологический дискомфорт вызовут распространенные неграмотные действия врача. Например, когда сведения от пациента «зондируются», «выпытываются». Из-за этого больные часто замыкаются в себе, особенно люди-интроверты и неуверенные в себе люди.

Правильно постановленный вопрос и лечение больного

Адекватная постановка вопроса и отношения «врач пациент» взаимосвязаны самым прямым образом.

Если использовать вопросы, в которых содержится внушение, медик может запрограммировать больного на определенные реальные действия.

Рассмотрим несколько вариантов вопросов:

  • вопрос без внушающего подтекста: «Расскажите, по какому поводу Вы обратились ко мне?»;
  • активное внушение: «Не правда ли, Вы испытываете боли?»;
  • пассивное внушение: «Вы испытываете боли?»;
  • альтернативный вопрос: «Испытываете ли вы какие-нибудь неприятные ощущения?».

Ясно, что от того, насколько правильно поставлен вопрос, часто зависит течение лечения, поскольку реакция пациента на заболевание может существенно различаться.

Например, пациенты-ипохондрики даже после полного излечения думают, что не являются на самом деле здоровыми. Другие же отрицают болезнь и считают себя здоровыми.

Врач в этом случае должен уметь внушать свои мысли пациенту, убеждать его. Это необходимое профессиональное качество врача.

Отношения врач пациент предполагают и то, что с помощью интуиции специалист сможет быть найти эффективный способ внушения для того или иного пациента. Так, одному человеку достаточно просто в красках описать течение болезни, а другому – необходимо дать подробную научную характеристику заболевания.

Невербальное поведение врача с пациентом

Невербальные сигналы, которые врач подает пациенту, также имеют важное значение. Пациент наиболее внимателен к действиям врача, особенно, когда не совсем понять, что он ему сказал.

Поэтому излишнюю неуверенность в себе у пациента вызовет нарушение личной дистанции, похлопывание по плечу, недостаточный зрительный контакт. Тогда он подумает, что специалист что-то скрывает от него и доверительных отношений не получится.

Большее доверие больного завоюет тот врач, которые подсядет поближе к нему и разъяснит волнующий вопрос подробно и спокойно.  Это поможет пациенту расслабиться и вникнуть в суть объяснений врача.

Важно выстроить отношения сопереживательные. В их основе – умение безусловно и безоценочно принимать людей такими, какие они есть и не испытывать субъективных ожиданий.

Таким образом, грамотно и профессионально выстроенные отношения врач пациент являются серьезным терапевтическим инструментом для медицинских специалистов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль