text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Хирургический чек-лист: опыт внедрения

  • 19 апреля 2017
  • 5646

ВОЗ опубликовала руководство «Контрольный перечень мер по обеспечению хирургической безопасности», предназначенный для использования хирургическими бригадами в операционных.

Цель внедрения хирургического чек-листаДанный чек-лист уже нашел применение во многих отечественных медицинских организациях, будучи преобразованным в соответствии с особенностями тех отделений, в которых был внедрен.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Далее приводим статью об опыте использования хирургического чек-листа в операционном блоке одной из коммерческих клиник.

Цель внедрения хирургического чек-листа

Европейский медицинский центр (ЕМС), основан в 1989 г. Это одна из крупнейших частных медицинских организаций в России.

Возможности ЕМС позволяют проводить хирургические операции любой сложности, включая робот-ассистированные вмешательства в области гинекологии, урологии и колопроктологии на роботе последнего поколения Da Vinci Si HD, с применением контрольного списка - хирургического чек-листа.

Актуальность внедрения данной инновации в хирургическую практику была очевидна:

  • чек-лист путем последовательно проведенных во время операции контрольных мероприятий и их письменной фиксации позволяет предотвратить многие ошибки хирургической бригады, в т. ч. катастрофические по своим последствиям.

Чаще всего эти ошибки происходят из-за несовершенства памяти и внимания человека, особенно когда речь идет о рутинных делах, которые легко проглядеть на фоне более сложных событий, происходящих во время операции.

После изучения руководства по применению чек-листа, предложенного ВОЗ, специалисты ЕМС пришли к выводу о том, что он нужен в работе, прост и удобен, но тем не менее не охватывает всех аспектов работы их клиники — было решено преобразовать документ с учетом специфики данной медицинской организации.

Хирургический чек-лист: содержание и ответственные за его заполнение

При формировании чек-листа, соответствующего требованиям клиники, был составлен перечень рисков, которых специалисты ЕМС хотели бы предотвратить с помощью данного документа, а также определены ответственные лица, чьи ошибки могли привести к развитию тех или иных неблагоприятных последствий для пациента во время хирургического вмешательства.

Было сформировано три блока чек-листа, каждый из которых соответствовал поставленным задачам:

  • обеспечение безопасности;
  • обмен информацией между членами хирургической бригады;
  • вербальная проверка.

Первый блок чек-листа

Первый блок разработанного в ЕМС чек-листа (приложение) заполняется операционной медсестрой и включает четыре основных пункта готовности к хирургическому вмешательству:

  1. идентификация пациента ( в т. ч. наличие персонального браслета);
  2. определение вида оперативного вмешательства;
  3. определение оперируемой стороны ( в т. ч. промаркировано ли место операции);
  4. подтверждение готовности инструментов для проведения операции.

Неверная идентификация пациента может стать причиной множества ошибок. В ЕМС этому аспекту уделяется особое внимание.

В клинике введена система электронного учета пациентов с обязательным использованием персональных браслетов, различных по цвету, в зависимости от фактора риска, которому подвержен тот или иной пациент.

Сама по себе целесообразность применения такой системы очевидна. Помимо исключения ошибок, она позволяет существенно ускорить процедуру регистрации пациентов и повысить качество их обслуживания, что особенно актуально в условиях максимальной наполняемости клиники.

Определение вида оперативного вмешательства и маркирование места операции позволяет избежать выполнения разреза (доступа) не с той стороны или не на нужной конечности.

При этом маркировка наносится не всегда, например она не нужна, когда хирургическое вмешательство выполняется на непарном органе (сердце, матке, желудке, желчном пузыре, кишечнике).

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Второй блок хирургического чек-листа

Второй блок чек-листа заполняется врачом анестезиологом-реаниматологом и состоит из шести пунктов.

Первые два пункта являются необходимыми с юридической точки зрения — специалист проверяет наличие заполненных и подписанных пациентом или другим представляющим его лицом:

  • Листа согласия на проведение операции;
  • Листа согласия на проведение анестезии.
  • Листа согласия на проведение операции;
  • Листа согласия на проведение анестезии.

Следующий пункт важен для предотвращения возможных осложнений, таких как анафилактический шок, отек Квинке и других негативных реакций организма на введение лекарственных препаратов или на материалы, используемые во время оперативного вмешательства — врач-анестезиолог-реаниматолог вносит в чек-лист информацию о наличии у пациента аллергии на лекарства и материалы.

Немаловажный аспект подготовки к хирургическому вмешательству — это вид предполагаемой анестезии, от которого зависит состояние пациента во время операции и после нее.

С точки зрения безопасности пациента, готовности всего необходимого для успешного проведения хирургического вмешательства, комфорта работы всей хирургической бригады в чек-лист введен пункт «Аппаратура, инструменты, лекарственные средства для проведения анестезии», который также заполняется врачом анестезиологом-реаниматологом.

Наконец, завершает блок вопросов чек-листа, находящихся в ведении врача анестезиолога-реаниматолога, пункт о выполнении предоперационной антибиотикопрофилактики.

Под хирургической антибиотикопрофилактикой подразумевают предупреждение инфекций, возникающих вследствие хирургических или других инвазивных вмешательств либо имеющих прямую связь с ними.

Необходимо достижение эффективных концентраций антибиотиков в тканях до момента их возможной микробной контаминации и поддержание терапевтического уровня активности антибиотика в тканях в течение всей операции и первые 3–4 часа после нее.


Третий блок

Третий блок чек-листа заполняется хирургом совместно с операционной медсестрой и включает четыре основных пункта готовности к хирургическому вмешательству:

  1. «Положение пациента на столе во время операции»;
  2. «Дополнительное оборудование во время операции»;
  3. «Гистология»;
  4. «Имеются ли проблемы с оборудованием, требующие устранения».

Первый из перечисленных пунктов позволяет убедиться в удобном положении пациента для хирургической бригады, правильно составить план, если требуется перемещение пациента во время оперативного вмешательства.

Пункт о дополнительном оборудовании во время операции обусловлен необходимостью координации в работе диагностических служб, а также в готовности всей необходимой аппаратуры под конкретного пациента и прогноза оперативного вмешательства.

Следующий пункт был введен для ситуаций, когда необходимо отправить биоматериал на гистологическое исследование в другую страну и заранее подготовить контейнеры для транспортировки.

Пункт «Имеются ли проблемы с оборудованием, требующие устранения» является заключительным.

При составлении итогового бланка чек-листа также были учтены:

  • параметры шрифта (достаточно крупный, читабельный);
  • желаемый размер (не более одной страницы);
  • время, затрачиваемое персоналом на заполнение каждого блока чек-листа (заполнение чек-листа занимает 3 мин).

Внедрение хирургического чек-листа

Когда чек-лист был готов, было выделено 3 месяца на его апробацию. С этой целью коллектив клиники был проинструктирован о порядке заполнения данного документа и получил информацию о том, какие результаты ожидаются от внедрения данного документа.

Сначала чек-лист был внедрен в одном операционном блоке. С момента начала его использования в работе, учитывая пожелания операционных медсестер, чек-лист претерпел множество изменений и дополнений. 

Затем, когда измененная форма была утверждена, было решено внедрить ее на других площадках клиники.

Внедрение данного документа позволило:

  1. свести к минимуму риски до и после операционных осложнений;
  2. повысить скорость и качество принятия решений персоналом в операционном блоке;
  3. повысить уровень дисциплины и эффективность работы сотрудников, хирургических бригад и клиники в целом.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.