Получение пациентом информации о своих правах при оказании ему психиатрической помощи

168

Закон о психиатрической помощи «обошел» пациентов, проходящих обследование амбулаторно, диагноз психического расстройства которым еще не установлен, но которые, будучи пациентами, также должны иметь право на получение информации о своих правах

Как пациент при оказании ему психиатрической помощи может получить информацию о своих правах?

Отвечает: Юлия Николаевна Аргунова, канд. юрид. наук, советник юстиции, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, руководитель юридической службы Независимой психиатрической ассоциации России

Уведомление пациента о его правахУведомление пациента о его правах входит в число Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1991 № 46/119).

Согласно Принципу 12 пациента, находящегося в психиатрическом учреждении, в максимально короткий срок после госпитализации информируют в такой форме и на таком языке, которые ему понятны, обо всех его правах в соответствии с Принципами и внутригосударственным законодательством психиатрическая помощь права пациента.

Причем эти права и порядок их осуществления пациенту разъясняются.

Если и пока пациент не в состоянии понять эту информацию, о правах такого пациента сообщается личному представителю, если таковой имеется и если это уместно, и лицу или лицам, которые могут наилучшим образом представлять интересы пациента и готовы это сделать.

Право пациента на получение информации о своих правах гарантировано п. 5 ч. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья. Абзацем третьим ч. 2 ст. 5 Закона о психиатрической помощи такое право предоставлено всем лицам с психическими расстройствами при оказании им психиатрической помощи и права пациента, а ч. 1 ст. 37 Закона о психиатрической помощи — пациентам психиатрических стационаров, включая как находящихся на обследовании в целях установления диагноза, так и госпитализированных для прохождения лечения.

Эта норма распространяется и на лиц, давших согласие на пребывание в стационаре, и на тех, кто госпитализирован в недобровольном порядке. Важно, что на основании этой нормы пациент вправе не только ознакомиться с информацией, но и рассчитывать на получение разъяснения его прав, о чем делается запись в медицинской документации.

Важно! Закон о психиатрической помощи «обошел» пациентов, проходящих обследование амбулаторно, диагноз психического расстройства которым еще не установлен, но которые, будучи пациентами, также должны иметь право на получение информации о своих правах

Закон о психиатрической помощи, однако, «обошел» пациентов, проходящих обследование амбулаторно, диагноз психического расстройства которым еще не установлен, но которые, будучи пациентами, также должны иметь право на получение информации о своих правах. 

Кроме того, Закон о психиатрической помощи предоставление права на информацию о своих правах связывает с началом оказания психиатрической помощи, в то время как Закон об охране здоровья гарантирует пациенту право на получение такой информации уже на стадии обращения за медицинской помощью, что в большей мере отвечает интересам каждого пациента.

Согласно Закону об охране здоровья (ст. 2) пациент — это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

В Законе о психиатрической помощи (абзац третий ст. 39) право пациента на получение информации о своих правах подкреплено обязанностью медицинской организации предоставлять пациенту возможность ознакомления с текстом Закона о психиатрической помощи и создавать иные условия для осуществления прав пациента и его законного представителя. 

Однако право на получение информации о своих правах и право быть ознакомленным с текстом Закона о психиатрической помощи не тождественны по содержанию.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Нормы о правах пациента предусмотрены международно-правовыми документами, базовым Законом об охране здоровья (например, право пациента получать копии медицинских документов и выписки из них), другими законами, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в частности Минздрава России (например, право на ежедневные прогулки, на лечебный отпуск), а также локальными нормативными актами медицинских организаций.

Неинформирование о них, как свидетельствует опыт работы Независимой психиатрической ассоциации России, приводит к дезориентированию пациентов с психическими расстройствами, игнорированию их прав, а также прав лиц, у которых в ходе обследования психических нарушений выявлено не было. В дальнейшем это влечет судебные иски пациентов к медицинским организациям, главным врачам и их заместителям, органам здравоохранения. 

С другой стороны, информация лишь в отношении своих прав не заменяет пациенту весь объем необходимой информации, содержащейся в Законе о психиатрической помощи.

Осведомленность медицинских организаций и их сотрудников о правах пациента, которые они призваны ему «разъяснять», и корреспондирующих им обязанностях врачей продолжает оставаться низкой, несмотря на установленные требования для врача-психиатра «знать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения».

Летом 2014 г. нами были проведены семинары для врачей пяти московских психиатрических клиник — ПКБ № 1 им. Н. А. Алексеева, ПКБ № 3 им. В. А. Гиляровского, ПКБ № 4 им. П. Б. Ганнушкина, ПКБ № 15 и ЦМОКПБ. В ходе семинаров присутствовавшим был задан один простейший вопрос, а именно: какими правами обладают пациенты психиатрических стационаров и в какой статье Закона о психиатрической помощи эти права перечислены. Никто (!) из врачей, включая представителей администрации, не смог назвать ни ст. 37, ни ст. 5 Закона.

Лишь в очень редких случаях в больницах можно увидеть стенд, на котором вывешен текст Закона о психиатрической помощи, а чаще всего отдельные его статьи, причем, как правило, уже в недействующей редакции. При этом место, где закреплен стенд, доступно в основном для родственников пациентов и других посетителей, но никак не для самих госпитализированных граждан. 

Некоторые медицинские организации составляют специальную памятку для пациента психиатрического стационара, в которой в произвольной форме и не всегда в безупречной с юридической точки зрения интерпретации воспроизводят те или иные положения закона. При этом такие памятки предназначены для размещения лишь на сайте медицинской организации, и уже находящиеся в стационаре пациенты, особенно помещенные туда по экстренным показаниям, по понятным причинам не в состоянии с ними ознакомиться.

Органам здравоохранения, осуществляющим методическое обеспечение медицинской деятельности, а также контроль за оказанием психиатрической помощи, целесообразно разработать методику работы психиатрических учреждений по данному направлению. 

Пока же каждому учреждению, оказывающему психиатрическую помощь не только в стационарных, но и в амбулаторных условиях, можно рекомендовать выработать свой алгоритм действий по обеспечению права пациента на получение (и разъяснение) информации о своих правах, а также возможности ознакомления с текстом Закона о психиатрической помощи. 

Получение пациентом информации возможно как в устной, так и в письменной форме. Одной из наиболее приемлемых, с нашей точки зрения, письменных форм информирования пациента о его правах является буклет (серия буклетов).

При определении объема предоставляемых сведений следует придерживаться комплексного подхода. Не стоит ограничиваться лишь перечислением прав, указанных в ст. 5 и 37 Закона о психиатрической помощи. Права пациента предусмотрены и другими статьями Закона. Например, такое важное право пациента, как право иметь представителя при оказании психиатрической помощи, предусмотрено ст. 7 Закона.

Не следует пренебрегать правами пациента, регламентированными базовым Законом об охране здоровья. Так, при информировании пациента о праве на защиту сведений, составляющих врачебную тайну (ст. 9 Закона о психиатрической помощи, п. 7 ч. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья), следует не только указать, какие сведения относятся к врачебной тайне, но и обозначить случаи, когда такие сведения могут быть разглашены с согласия и без согласия пациента.

А такая информация содержится уже не в Законе о психиатрической помощи, а в ст. 13 Закона об охране здоровья.

Следует учитывать принадлежность пациентов, получающих психиатрическую помощь в стационарных или амбулаторных условиях, к разным группам (категориям) населения. 

Это могут быть:

  • несовершеннолетние;
  • лица пожилого возраста; инвалиды;
  • подэкспертные;
  • недееспособные или ограниченно дееспособные лица;
  • лица, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
  • призывники; военнослужащие;
  • лица, содержащиеся в ИВС, СИЗО;
  • осужденные, отбывающие наказание;
  • невменяемые;
  • лица, к которым применены принудительные меры медицинского характера;
  • недобровольно госпитализированные пациенты;
  • лица, обладающие неприкосновенностью; иностранные граждане;
  • избиратели (в период избирательной кампании) и др.

Права и обязанности указанных категорий граждан, в т. ч. при оказании им психиатрической помощи, имеют свои особенности, вытекающие из положений ряда иных законодательных актов.

*Статья из журнала "Правовые вопросы в здравоохранении", № 11, 2015г.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Интервью

      ФФОМС Наталья Стадченко

      Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

      Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль