Здравоохранение

Организация спортивной медицины: опыт региона

  • 14 мая 2017
  • 279

Неполный охват медицинской помощью спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой грозит:

  • поздней диагностикой последствий травм и заболеваний;
  • удорожанием стационарного лечения;
  • потерей бюджетных средств при прохождении медицинского осмотра спортсменами в регионах РФ

Поэтому важно создать организационно-функциональную модель службы спортивной медицины (с учетом современных процессов бизнес-планирования и высокой квалификации спортивных врачей).

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Оказание медпомощи спортсменам

Полагаем, что современная спортивная медицина должна формировать основу персонализированной медицины, основанной на прогностическом и профилактическом принципах.

Основным документом, регламентирующим оказание медицинской помощи спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой, на сегодняшний день является Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 329-ФЗ). В статье 3 Закона № 329-ФЗ определяются основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

В статье 6 обозначены полномочия Российской Федерации в данной области: материально-техническое обеспечение, в т. ч. обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Это могут быть лица, завоевавшие звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющие почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденные государственными наградами РФ за заслуги в области физической культуры и спорта.

В статье 7 определены полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем таких средств определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из количества спортсменов, занимающихся в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов РФ.

Статья 8 содержит перечень полномочий субъектов РФ в области физической культуры и спорта, а в ст. 9 определены полномочия органов местного самоуправления, к которым относится организация медицинского обеспечения официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований.

Статья 39 посвящена медицинскому обеспечению физической культуры и спорта. Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает:

  1. систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
  2. оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
  3. профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
  4. восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

Организация спортивной медицины на региональном уровнеОрганизаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны обеспечивать медицинской помощью их участников.

Оказание медицинской помощи спортсменам

Изучим детально вопросы оказания медицинской помощи спортсменам на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим Самарскую область.

В постановлении правительства Самарской области от 03.02.2010 № 16 «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года» отмечено, что «существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обслуживанию лиц, занимающихся физической культурой и спортом».

Целью нашего исследования стало комплексное изучение современного состояния спортивной медицины на территории Самарской области, а также разработка и внедрение организационно-функциональной модели оказания медицинской помощи спортсменам на региональном уровне.

Цель определила задачи исследования:

  • изучить основные проблемы здравоохранения Самарской области, связанные с оказанием медицинской помощи спортсменам;
  • проанализировать текущее состояние спортивной медицины на региональном уровне;
  • обосновать основные направления повышения качества оказываемой спортсменам медицинской помощи и проанализировать существующие потребности с помощью социологического опроса спортсменов и экспертных оценок;
  • определить стратегию решения выявленных проблем и возможные направления совершенствования организации оказания медицинской помощи спортсменам Самарской области;
  • разработать комплекс региональных мероприятий, позволяющих решить вопрос охраны здоровья спортсменов в современных социально-экономических условиях.

В ходе исследования мы выявили круг проблем, характерных для спортивной медицины Самарской области.

1. Финансовая проблема

СПРАВКА

Частью 3 ст. 46 Закона об охране здоровья определено, что углубленные медицинские осмотры могут проводиться в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в отношении отдельных категорий граждан. Такие осмотры представляют собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.

Cпортивная медицина финансируется по остаточному принципу, поскольку в бюджете министерства здравоохранения Самарской области отсутствует целевая строка;в бюджете министерства спорта Самарской области отсутствует статья расходов на лечение и реабилитацию спортсменов (предусмотрено только проведение углубленных медицинских осмотров — УМО);не определены перспективы финансирования службы спортивной медицины Самарской области из различных источников — бюджет, территориальные фонды ОМС, ДМС.

2. Проблема материально-технической базы:

  • отсутствует служба врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД). В 1981 г. в Самарской области работало 8 ВФД, но в связи с недостаточным финансированием в 1990 г. остался только один областной ВФД, здание которого сгорело в 1994 г.;
  • нет нормативных площадей (отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» размещено на приспособленных площадях в здании детской поликлиники);
  • сохранившиеся на территории Самарской области учреждения подобного типа по уровню своего материально-технического оснащения не соответствуют современным требованиям, недостаточно обеспечены высокотехнологичным оборудованием и специализированным санитарным автотранспортом.


3. Проблема кадрового обеспечения:

  • дефицит штатной численности медицинского персонала в отделении спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» и ГБУЗ «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер»;
  • низкая пропускная способность врачебно-физкультурных учреждений области: отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» — 4652 спортсмена в год (при потребности до 70 000 спортсменов в год), ГБУЗ «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер» — 3600 спортсменов за год (при потребности до 29 050 спортсменов в год), врачебно-спортивный диспансер филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара) — 989 спортсменов в год;
  • отсутствие регламентации правового и социального статуса спортивных врачей, работающих вне системы здравоохранения (трудовой стаж засчитывается им как общий, в то время как профессиональный стаж в расчет не берется). В отличие от врачей, работающих в системе здравоохранения, на них не распространяются социальные и пенсионные льготы;
  • уход ведущих специалистов из спортивной медицины в более оплачиваемые специальности (дерматовенерология, психиатрия, офтальмология, косметология);
  • отсутствие учета особенностей работы врачей, трудящихся в спортивных организациях; несоответствие их квалификационным требованиям (приказ Минздрава России от 16.09.2003 № 434 «Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине»).

4. Проблема межведомственной разобщенности:

  • на региональном уровне не разграничены полномочия в сфере спортивной медицины между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и органами исполнительной власти в области здравоохранения;
  • часто возникают конфликты между врачами и тренерами. Например, спортивные врачи не имеют возможности совместно с тренерами обсуждать степень тренированности спортсменов, четко определять сроки проведения лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • невысокое качество углубленных медицинских осмотров вследствие финансовых проблем не дает возможности применять высокотехнологичные виды диагностики и лечения выявленных у спортсменов заболеваний и травм.

5. Проблема несоответствия нормативно-правовой базы:

  • в нормативных документах, касающихся спортивной медицины, имеются взаимоисключающие положения в плане трактовки федеральных и региональных законодательных актов;
  • должности врачей спортивной медицины не предусмотрены в штатном расписании медицинских организаций;
  • в отраслевом классификаторе медицинских услуг, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», отсутствуют некоторые виды услуг. Например, имеется «профилактический осмотр врача», но нет «диспансерного наблюдения», «врачебно-педагогического наблюдения»;
  • спортивная медицина не включена ни в приоритетные программы, ни в стратегические направления развития здравоохранения Самарской области;
  • не разработан единый порядок медицинского осмотра школьников и студентов для допуска к занятиям по учебной дисциплине «физическая культура» и к сдаче норм ГТО;
  • нормативно не урегулированы вопросы медицинского допуска к занятиям спортом в фитнес и велнес-центрах;
  • в центре спортивной медицины ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» и ГБУЗ «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер» не предусмотрено проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

ТМН проводятся специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине

В задачи ТМН, как следует из приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий», входят:

Индивидуализация и повышение эффективности процесса подготовки и восстановительных мероприятий.

Определение уровня функциональной подготовленности (главным образом степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем), внесение коррекции в индивидуальные планы подготовки с учетом данных о состоянии здоровья.

Определение допуска спортсмена по состоянию здоровья к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Назначение рекомендаций по повышению адаптационных возможностей, проведению профилактических, лечебных и комплексных реабилитационных мероприятий.

С учетом изложенного мы предлагаем следующую схему организационно-функциональной модели службы спортивной медицины Самарской области (с учетом современных процессов бизнес-планирования).

Схема организационно-функциональной модели службы спортивной медицины

Организация спортивной медицины нарегиональном уровне

Создание организационно-функциональной модели позволит без увеличения объема дотаций из регионального бюджета обеспечить:

  • прохождение углубленных медицинских осмотров всем спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой в Самарской области, для допуска к занятиям и соревнованиям;
  • этапность оказания медицинской помощи спортсменам, ее финансирование из различных источников (включая средства ОМС);
  • реализацию принципа государственно-частного партнерства;
  • тесное межведомственное взаимодействие, в т. ч. со спортивными федерациями и медицинскими учреждениями.

*Статья из журнала "Здравоохранение", № 11, 2015г.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.