Организация спортивной медицины: опыт региона

54

Неполный охват медицинской помощью спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой грозит:

  • поздней диагностикой последствий травм и заболеваний;
  • удорожанием стационарного лечения;
  • потерей бюджетных средств при прохождении медицинского осмотра спортсменами в регионах РФ

Поэтому важно создать организационно-функциональную модель службы спортивной медицины (с учетом современных процессов бизнес-планирования и высокой квалификации спортивных врачей).

Оказание медпомощи спортсменам

Полагаем, что современная спортивная медицина должна формировать основу персонализированной медицины, основанной на прогностическом и профилактическом принципах.

Основным документом, регламентирующим оказание медицинской помощи спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой, на сегодняшний день является Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 329-ФЗ). В статье 3 Закона № 329-ФЗ определяются основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

В статье 6 обозначены полномочия Российской Федерации в данной области: материально-техническое обеспечение, в т. ч. обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Это могут быть лица, завоевавшие звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющие почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденные государственными наградами РФ за заслуги в области физической культуры и спорта.

В статье 7 определены полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем таких средств определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из количества спортсменов, занимающихся в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов РФ.

Статья 8 содержит перечень полномочий субъектов РФ в области физической культуры и спорта, а в ст. 9 определены полномочия органов местного самоуправления, к которым относится организация медицинского обеспечения официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований.

Статья 39 посвящена медицинскому обеспечению физической культуры и спорта. Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает:

  1. систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
  2. оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
  3. профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
  4. восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

Организация спортивной медицины на региональном уровнеОрганизаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны обеспечивать медицинской помощью их участников.

Оказание медицинской помощи спортсменам

Изучим детально вопросы оказания медицинской помощи спортсменам на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим Самарскую область.

В постановлении правительства Самарской области от 03.02.2010 № 16 «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года» отмечено, что «существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обслуживанию лиц, занимающихся физической культурой и спортом».

Целью нашего исследования стало комплексное изучение современного состояния спортивной медицины на территории Самарской области, а также разработка и внедрение организационно-функциональной модели оказания медицинской помощи спортсменам на региональном уровне.

Цель определила задачи исследования:

  • изучить основные проблемы здравоохранения Самарской области, связанные с оказанием медицинской помощи спортсменам;
  • проанализировать текущее состояние спортивной медицины на региональном уровне;
  • обосновать основные направления повышения качества оказываемой спортсменам медицинской помощи и проанализировать существующие потребности с помощью социологического опроса спортсменов и экспертных оценок;
  • определить стратегию решения выявленных проблем и возможные направления совершенствования организации оказания медицинской помощи спортсменам Самарской области;
  • разработать комплекс региональных мероприятий, позволяющих решить вопрос охраны здоровья спортсменов в современных социально-экономических условиях.

В ходе исследования мы выявили круг проблем, характерных для спортивной медицины Самарской области.

1. Финансовая проблема

СПРАВКА

Частью 3 ст. 46 Закона об охране здоровья определено, что углубленные медицинские осмотры могут проводиться в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в отношении отдельных категорий граждан. Такие осмотры представляют собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.

Cпортивная медицина финансируется по остаточному принципу, поскольку в бюджете министерства здравоохранения Самарской области отсутствует целевая строка;в бюджете министерства спорта Самарской области отсутствует статья расходов на лечение и реабилитацию спортсменов (предусмотрено только проведение углубленных медицинских осмотров — УМО);не определены перспективы финансирования службы спортивной медицины Самарской области из различных источников — бюджет, территориальные фонды ОМС, ДМС.

2. Проблема материально-технической базы:

  • отсутствует служба врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД). В 1981 г. в Самарской области работало 8 ВФД, но в связи с недостаточным финансированием в 1990 г. остался только один областной ВФД, здание которого сгорело в 1994 г.;
  • нет нормативных площадей (отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» размещено на приспособленных площадях в здании детской поликлиники);
  • сохранившиеся на территории Самарской области учреждения подобного типа по уровню своего материально-технического оснащения не соответствуют современным требованиям, недостаточно обеспечены высокотехнологичным оборудованием и специализированным санитарным автотранспортом.

3. Проблема кадрового обеспечения:

  • дефицит штатной численности медицинского персонала в отделении спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» и ГБУЗ «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер»;
  • низкая пропускная способность врачебно-физкультурных учреждений области: отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» — 4652 спортсмена в год (при потребности до 70 000 спортсменов в год), ГБУЗ «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер» — 3600 спортсменов за год (при потребности до 29 050 спортсменов в год), врачебно-спортивный диспансер филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара) — 989 спортсменов в год;
  • отсутствие регламентации правового и социального статуса спортивных врачей, работающих вне системы здравоохранения (трудовой стаж засчитывается им как общий, в то время как профессиональный стаж в расчет не берется). В отличие от врачей, работающих в системе здравоохранения, на них не распространяются социальные и пенсионные льготы;
  • уход ведущих специалистов из спортивной медицины в более оплачиваемые специальности (дерматовенерология, психиатрия, офтальмология, косметология);
  • отсутствие учета особенностей работы врачей, трудящихся в спортивных организациях; несоответствие их квалификационным требованиям (приказ Минздрава России от 16.09.2003 № 434 «Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине»).

4. Проблема межведомственной разобщенности:

  • на региональном уровне не разграничены полномочия в сфере спортивной медицины между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и органами исполнительной власти в области здравоохранения;
  • часто возникают конфликты между врачами и тренерами. Например, спортивные врачи не имеют возможности совместно с тренерами обсуждать степень тренированности спортсменов, четко определять сроки проведения лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • невысокое качество углубленных медицинских осмотров вследствие финансовых проблем не дает возможности применять высокотехнологичные виды диагностики и лечения выявленных у спортсменов заболеваний и травм.

5. Проблема несоответствия нормативно-правовой базы:

  • в нормативных документах, касающихся спортивной медицины, имеются взаимоисключающие положения в плане трактовки федеральных и региональных законодательных актов;
  • должности врачей спортивной медицины не предусмотрены в штатном расписании медицинских организаций;
  • в отраслевом классификаторе медицинских услуг, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», отсутствуют некоторые виды услуг. Например, имеется «профилактический осмотр врача», но нет «диспансерного наблюдения», «врачебно-педагогического наблюдения»;
  • спортивная медицина не включена ни в приоритетные программы, ни в стратегические направления развития здравоохранения Самарской области;
  • не разработан единый порядок медицинского осмотра школьников и студентов для допуска к занятиям по учебной дисциплине «физическая культура» и к сдаче норм ГТО;
  • нормативно не урегулированы вопросы медицинского допуска к занятиям спортом в фитнес и велнес-центрах;
  • в центре спортивной медицины ГБУЗ «СОКБ им. М. И. Калинина» и ГБУЗ «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер» не предусмотрено проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

ТМН проводятся специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине

В задачи ТМН, как следует из приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий», входят:

Индивидуализация и повышение эффективности процесса подготовки и восстановительных мероприятий.

Определение уровня функциональной подготовленности (главным образом степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем), внесение коррекции в индивидуальные планы подготовки с учетом данных о состоянии здоровья.

Определение допуска спортсмена по состоянию здоровья к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Назначение рекомендаций по повышению адаптационных возможностей, проведению профилактических, лечебных и комплексных реабилитационных мероприятий.

С учетом изложенного мы предлагаем следующую схему организационно-функциональной модели службы спортивной медицины Самарской области (с учетом современных процессов бизнес-планирования).

Схема организационно-функциональной модели службы спортивной медицины

Организация спортивной медицины нарегиональном уровне

Читайте также в журнале «Здравоохранение»

Создание организационно-функциональной модели позволит без увеличения объема дотаций из регионального бюджета обеспечить:

  • прохождение углубленных медицинских осмотров всем спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой в Самарской области, для допуска к занятиям и соревнованиям;
  • этапность оказания медицинской помощи спортсменам, ее финансирование из различных источников (включая средства ОМС);
  • реализацию принципа государственно-частного партнерства;
  • тесное межведомственное взаимодействие, в т. ч. со спортивными федерациями и медицинскими учреждениями.

*Статья из журнала "Здравоохранение", № 11, 2015г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль