Медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений

216

Отказ в проведении медицинского освидетельствования обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу грозит: 

  • усугублением проблем со здоровьем,
  • необратимыми последствиями,
  • смертью указанных лиц.

Что в свою очередь приводит к обоснованным претензиям к медработникам и медорганизациям со стороны родственников умершего; судебные разбирательства по поводу неоказания медицинской помощи.

Рассмотрим на примере: Гражданин Н., подозреваемый в совершении ограбления, при задержании оказал сопротивление и был ранен. Ему потребовалась медицинская помощь. Однако, когда сотрудники полиции привезли гражданина Н. в ближайший травматологический пункт, в помощи ему было отказано, поскольку у задержанного не оказалось при себе ни паспорта, ни полиса медицинского страхования. Задержанного перевозили восемь раз из одного травматологического пункта в другой в течение двенадцати часов. Наконец, в последнем травматологическом пункте ему была оказана медицинская помощь в полном объеме....

В последнее время участились случаи отказа в медицинской помощи задержанным лицам, доставляемым под конвоем полиции в государственные и муниципальные медицинские организации.

Чаще всего это отказы приемных отделений больниц и амбулаторно-поликлинических организаций ( в т. ч. травматологических пунктов) провести медицинское освидетельствование в амбулаторных условиях обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений, в отношении которых решается вопрос о возможности содержания под стражей.

Мотивируя отказ проводить медицинское освидетельствование подозреваемых, медицинские работники обычно ссылаются:

на отсутствие у медицинской организации необходимой лицензии;

необходимость обращения за помощью к медицинским работникам уголовно-исполнительной системы (УИС), следственных изоляторов (СИЗО) и изоляторов временного содержания (ИВС);

отсутствие документов у задержанных лиц (паспорт, страховой полис);

отсутствие порядков, документов, регламентирующих правила оказания данного вида услуг;

отказ страховых медицинских организаций оплачивать данные виды медицинской помощи и др.

Нередко из-за дезорганизации данного процесса, отсутствия связи между структурными подразделениями (правоохранительными органами и медицинскими организациями, медицинскими организациями разного уровня и т. д.) между медицинскими работниками и сотрудниками полиции возникают конфликты, в т. ч. межличностные.

Имеют место также многочисленные докладные, служебные записки, рапорты своему руководству от сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников с изложением проблемы и просьбой решить данный вопрос.

Попробуем разобраться, имеет ли медицинская организация правовые основания отказывать в медицинской помощи данной категории граждан. Действительно ли нужна особая лицензия на проведение медицинского освидетельствования задержанных лиц?

Образец: Направление на медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений

Медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений

Задержанные лица и лица, заключенные под стражу

Задержанные лица в соответствии со ст. 91, 92, 171, 172 УПК РФ имеют статус подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Закон № 103-ФЗ) подозреваемыми и обвиняемыми являются лица, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ, ст. 6 Закона № 103-ФЗ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

До установления вины и вступления в законную силу приговора суда действует презумпция невиновности. Поэтому все обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений имеют право на получение медицинской помощи в полном объеме в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на равных условиях с остальными гражданами РФ.

Согласно ст. 26 Закона об охране здоровья лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в т. ч. в необходимых случаях в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях УИС лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских организациях, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ.

Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи (далее — Программа госгарантий).

Соответствующая Программа госгарантий на текущий год утверждена постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273. Несмотря на то что большинство обвиняемых доставляется в медицинские организации без документов, в т. ч. удостоверяющих личность, медицинское освидетельствование должно проводиться для них бесплатно в соответствии со ст. 80 Закона об охране здоровья и Программой госгарантий.

Справка

Согласно ч. 8 ст. 83 Закона об охране здоровья финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (УИК РФ, Законом № 103-ФЗ и другими нормативными актами).

В соответствии с территориальными программами ОМС предусмотрена оплата медицинских услуг, оказанных лицам, поступившим без документов.

Итак, можно сделать вывод: в соответствии с действующим законодательством вся необходимая медицинская помощь обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений предоставляется бесплатно.

Медицинское освидетельствование

Медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступленийВ соответствии со ст. 65 Закона об охране здоровья медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Как следует из ст. 99 УПК РФ, состояние здоровья подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления учитывается при избрании меры пресечения (ст. 98 УПК РФ).

В частности, мера пресечения в виде заключения под стражу изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей (перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», далее — Перечень).

Наличие заболевания должно быть удостоверено медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования (ст. 110 УПК РФ).

Независимые эксперты при проведении медицинских освидетельствований

В роли независимых экспертов при проведении медицинских освидетельствований обвиняемых лиц могут выступать медицинские организации и медицинские работники государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» проведение медицинского освидетельствования и медицинского осмотра является правом учреждения исполнения наказаний в отношении осужденного.

Однако Закон не содержит указаний относительно обвиняемых и подозреваемых лиц, за исключением ст. 5.1, в которой сказано про использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

В то же время согласно п. 125 приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений проводится медицинским работником ИВС при ухудшении состояния их здоровья либо в случае получения телесных повреждений.

Если же медицинский работник в ИВС отсутствует, освидетельствование в установленном порядке проводится медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. В соответствии со ст. 24 Закона № 103-ФЗ отказ обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений в проведении медицинского освидетельствования ( в т. ч. по их личной просьбе) может быть обжалован прокурору либо в суд.

Согласно ст. 179 УПК РФ медицинское освидетельствование проводится с целью обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

Такое освидетельствование возможно в отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности показаний свидетеля.

Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста (в порядке, установленном ст. 58 УПК РФ).

Отказ в медицинском освидетельствовании на наличие травм и заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, и/или выявление состояний, влияющих на меру пресечения, и попытки направить обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) неправомерны.

Порядок проведения СМЭ определен приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации». В нем четко говорится, что основанием для производства СМЭ служит определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.

Кроме того, в соответствии со ст. 62 Закона об охране здоровья СМЭ проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Таким образом, медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений не может быть заменено СМЭ.

Законом № 103-ФЗ определено, что при наличии жалоб обвиняемых и подозреваемых, при видимых повреждениях (травмах, нарушениях целостности кожного покрова и др.) необходимо провести медицинское освидетельствование.

Оно проводится в медицинских организациях ( в т. ч. в травмпунктах) по административно-территориальному принципу — по месту задержания / нахождения территориальных органов МВД (ИВС, СИЗО и др.).
Это следует из положений постановления Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» (вместе с Правилами медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, далее — Правила).

Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, определен в приказе Минздравсоцразвития России № 640, Минюста России № 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы».

В соответствии с п. 2 Порядка, ст. 24 Закона № 103-ФЗ медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления и осужденным предоставляется медицинскими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), создаваемыми для этих целей, либо лечебными организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Справка

Как следует из Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД России, организация оказания медицинской помощи задержанному лицу осуществляется сотрудниками полиции безотлагательно по требованию данного лица.

При необходимости сотрудники полиции принимают меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан.

Если задержанный находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, сотрудники полиции вызывают выездную бригаду скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи задержанному лицу.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 утверждено Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД России.

Пункт 29 Положения гласит: лица, доставленные из ИВС и нуждающиеся в оказании срочной медицинской помощи в условиях стационара лечебного учреждения (при отсутствии возможности оказания необходимого вида лечения в СИЗО), в СИЗО и исправительные учреждения ФСИН России не принимаются.

Вопрос о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование рассматривается при наличии письменного заявления обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в специальный перечень. Об этом говорится в п. 2 Правил, ст. 24 Закона № 103-ФЗ.

Заявление должно подтверждаться медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования, и быть адресовано лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело, либо начальнику места содержания под стражей.

Другой документ, который может обеспечить направление на медицинское освидетельствование, — ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебного учреждения УИС, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.

Лицо (орган), в производстве которого находится уголовное дело, либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение. Он либо оформляет направление подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на медицинское освидетельствование в государственную или муниципальную медицинскую организацию, либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов.

В том случае, если принято решение о проведении медицинского освидетельствования, на обвиняемого (подозреваемого) заполняется направление установленной формы (форма установлена приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 16.03.2011 № 208н).

Коментарии автора

Отсутствие направления установленной формы и дефекты заполнения формы (нечеткость и неясность заполнения граф, отсутствие должности, Ф. И. О., подписи направившего и цели освидетельствования) в некоторых случаях становились причиной конфликта между медицинскими работниками и сотрудниками полиции (конвоем).

Медработники травматологических пунктов, амбулаторно-поликлинических и приемных отделений медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения отказывали в проведении медицинского освидетельствования по таким направлениям.

В каждой медицинской организации необходимо вести специальный журнал регистрации для учета проведения медицинских освидетельствований подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Форма журнала, порядок ведения и хранения данного журнала утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2011 № 209н.

Также необходимо учитывать, что медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений на наличие у них тяжелых заболеваний / травм, препятствующих содержанию под стражей, влияющих на избрание меры пресечения, должно проводиться в медицинских организациях врачебными комиссиями в строгом соответствии с Правилами.

Согласно п. 9 Правил медицинское освидетельствование обвиняемого проводится врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование.

В свою очередь, врачебные комиссии в медицинских организациях создаются и действуют на основании приказа главного врача.

Деятельность врачебных комиссий регламентирована приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Согласно п. 4.17 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации медицинское освидетельствование обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в Перечень, проводится в специализированных медицинских организациях.

Освидетельствование проводится в соответствии с порядками оказания медицинской помощи населению по соответствующим профилям. При отсутствии показаний к госпитализации обвиняемого медицинская помощь оказывается в полном объеме в амбулаторных условиях (приемное отделение, травмпункт и др.).

Известны случаи, когда обвиняемых доставляли в приемные отделения специализированных медицинских организаций (определенных территориальными приказами) на медицинское освидетельствование без достаточных на то оснований.

Например, в травматологические отделения стационаров доставляли обвиняемых, которые не нуждались в специализированной травматологической помощи: без жалоб, с поверхностными ссадинами, царапинами и ушибами. Причем направлялись обвиняемые из травмпунктов муниципальной системы здравоохранения, а не только из ИВС и СИЗО.

Необходимо отметить, что в данном случае специализированные медицинские организации, проводящие медицинские осмотры обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, несут и экономические потери, т. к. при отсутствии заболеваний, травм, телесных повреждений медицинская услуга кодируется в соответствии с МКБ-10 кодом Z.

Этот код не принимается страховыми медицинскими организациями и фондами медицинского страхования за страховой случай, соответственно, возникают проблемы с оплатой данной услуги, либо услуга оплате не подлежит.

Пример

В соответствии с п. 2 приказа департамента здравоохранения г. Москвы от 19.04.2011 № 350 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления» главным врачам конкретных медицинских организаций (перечисленных в приложении) необходимо организовать медицинское освидетельствование обвиняемых лиц врачебными комиссиями медицинских организаций в строгом соответствии с правилами и перечнем.

По итогам освидетельствования должно выдаваться медицинское заключение о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень.

В то же время отказ в проведении медицинского освидетельствования обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений специализированными медицинскими организациями (определенными приказом органа исполнительной власти субъекта РФ) со ссылкой на отсутствие лицензии неправомерен.

Как правило, региональными приказами определяется перечень медицинских организаций для проведения медицинского освидетельствования по определенным профилям нарушения здоровья, на которые в каждой профильной медицинской организации уже имеется лицензия

Территориальными органами управления дополнительно регламентируется порядок проведения медицинского освидетельствования. Необходимо отметить, что подобные документы (например, в виде приказов) в целях организации медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, должны быть в каждом регионе РФ.

Как правило, они оговаривают условия оказания специализированной медицинской помощи обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений при наличии у них тяжелых заболеваний и подтверждают обязанность амбулаторно-поликлинических организаций ( в т. ч. травмпунктов) проводить медицинские осмотры, в т. ч. медицинское освидетельствование данной категории граждан.

Таким образом, на основании действующей правовой базы можно сделать следующий вывод: отказ в проведении медицинского освидетельствования обвиняемым и подозреваемым лицам по любым основаниям неправомерен и, более того, нарушает Конституцию РФ и нормы международного права.

*Статья из журнала "Правовые вопросы в здравоохранении", № 11, 2015г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль