text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовые основы медицинского освидетельствования

  • 3 марта 2016
  • 380

Проблема

Неурегулированность подзаконными актами многих видов медицинских освидетельствований; отсутствие четкого порядка проведения медицинского освидетельствования

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Чем грозит

Привлечение к ответственности медицинской организации и медицинского работника

Как избежать

Принять ряд подзаконных нормативных актов, в частности порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством

Рассмотрим реальную ситуацию: Гражданин Е. был доставлен сотрудником полиции Безкориным С. в медицинскую организацию для проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В медицинской организации выяснилось, что у гражданина Е. отсутствуют документы, удостоверяющие его личность.

При этом Безкорин не представил оформленный протокол о направлении гражданина на медицинское освидетельствование. Он был уверен, что сам факт доставки правонарушителя является достаточным основанием.

Однако медицинская организация отказалась проводить освидетельствование гражданина...

Статья 65 Закона об охране здоровья определяет правовые основы медицинского освидетельствования. Сразу отметим, что в ранее действовавших Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинское освидетельствование упоминалось в различных статьях (фактически как разновидность оказания медицинской помощи), но единого понятия и специальной статьи закона не было. Теперь этот пробел устранен.

Правовые основы медицинского освидетельствованияИтак, ст. 65 устанавливает: «Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий».

Важно уточнить, что Закон об охране здоровья устанавливает градацию ряда медицинских мероприятий: экспертиза, осмотр, освидетельствование.

В некоторых случаях такая градация весьма условна, поскольку сам законодатель не улавливает разницу, а термины используются либо как синонимы, либо как парные категории (одно обусловливает другое).

Исходя из представленного определения, можно выделить три ключевые особенности, связанные с нормативным регулированием процедуры медицинского освидетельствования.

  1. Медицинское освидетельствование определяется как совокупность методов медицинского осмотра и ; медицинских исследований. Однако в перечне общих понятий, представленных в ст. 2 Закона об охране здоровья, отсутствуют определения понятий «медицинский осмотр» и «медицинское исследование».
  2. При определении медицинского вмешательства используется несколько иная терминология — медицинские обследования и медицинские манипуляции.
  3. Анализ понятия «медицинская деятельность» показывает, что используемые законом термины «медицинский осмотр» и «медицинское освидетельствование» рассматриваются как равнозначные.

Более того, ст. 46 Закона об охране здоровья закрепляет: «Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития».

Определены виды медицинских осмотров, в числе которых названы «предсменные и предрейсовые медицинские осмотры», требующие получения лицензии.

Если же толковать законодательство буквально, можно прийти к выводу, что наличие лицензии на медицинское освидетельствование предполагает разрешение на проведение медицинских осмотров.

  1. Из определения, данного в ст. 65, следует, что цель медицинского освидетельствования — определение состояния здоровья человека. Дадим пояснения. Статья 2 Закона об охране здоровья дает определение понятию «состояние» — это изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи. Но при медицинском освидетельствовании не всегда целью является оказание медицинской помощи. Нередко это лишь констатация состояния здоровья.

Однако при этом медицинское освидетельствование представляет собой совокупность методов медицинского осмотра, а медицинский осмотр направлен на выявление патологических состояний (ст. 46 Закона об охране здоровья).

Получается, что законодателем медицинское освидетельствование определяется через медицинский осмотр, что дает повод сравнить термин «медицинское освидетельствование» с понятием «диагностика» (согласно ст. 2 это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний).

Казалось бы, несущественные разночтения, которые не должны влиять на общие положения российского законодательства в сфере здравоохранения.

Но практика свидетельствует об обратном. Понятийная путаница создает юридические проблемы.

Совпадения в диагностировании и медицинском освидетельствовании

В частности, некоторые совпадения в диагностировании и медицинском освидетельствовании приводят к тому, что наличие того или иного диагноза выдается за результат медицинского освидетельствования, даже если таковое не проводилось.

Порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения гражданина, совершившего административное правонарушение

Правовые основы медицинского освидетельствования

Судебная практика

Во многих субъектах РФ прокурорские работники инициируют получение сведений из психиатрических больниц о нахождении граждан на соответствующем учете, придавая юридическое значение самому факту учета и отождествляя его с результатом медицинского освидетельствования.

В Республике Адыгея итогом «эпопеи с прокурорским запросом» стало кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 02.12.2011 по делу № 33–1311.

Прокурор Кошехабльского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Ч., в котором просил признать недействительным и изъять водительское удостоверение Ч. Прокуратурой района установлено, что Ч. получил водительское удостоверение в МРЭО ГИБДД по Республике Адыгея. Вместе с тем в 2009 г. Ч. поставлен на диспансерный учет в медицинском учреждении «Кошехабльская ЦРБ» с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя».

Исходя из того, что одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителей медицинских противопоказаний, наличие у Ч. соответствующего диагноза создает угрозу жизни, здоровью граждан, нарушает их права и законные интересы.

Суд первой инстанции удовлетворил требование прокурора, однако Верховный Суд Республики Адыгея не согласился с решением, указав: «Суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что сам по себе факт постановки Ч. на диспансерный учет в МУ „Кошехабльская ЦРБ“ с диагнозом „синдром зависимости от алкоголя“ может явиться основанием для признания недействительным и изъятия у него водительского удостоверения».

  1. Медицинское освидетельствование влечет за собой наступление юридически значимых последствий. В рамках данного признака следует отметить, что сама по себе процедура медицинского освидетельствования, определяемая общими положениями Закона об охране здоровья, обусловливает наступление юридических последствий, предусмотренных нормативными актами иной отраслевой принадлежности. Исходя из этого, необходимо стыковать нормы Закона об охране здоровья, например, с КоАП РФ, Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № 3-ФЗ) и др.

Медицинское освидетельствование может проводиться только медицинским работником. Если какое-либо освидетельствование проводится немедицинским работником и внешне напоминает медицинское освидетельствование, таковым оно считаться не будет.

Законодательство может устанавливать юридические последствия и для иных видов освидетельствования, связанных с выявлением состояния, но приоритет при конкуренции результатов будет всегда за медицинским освидетельствованием.

Примером сочетания двух видов освидетельствований — медицинского и немедицинского — может служить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. КоАП РФ предусматривает такие самостоятельные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12).


Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.

Для этого используются технические средства. Освидетельствование проводит сотрудник правоохранительных органов, обязательное участие медицинского работника не предусмотрено.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Составляется специальный протокол о направлении на медицинское освидетельствование.

Направление необходимо для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно обеспечения сбора доказательств по делу, определяющих наличие или отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения.

Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утверждены сравнительно недавно постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 37. Несмотря на то что данный документ рассчитан в первую очередь на сотрудников правоохранительных органов, некоторые его положения необходимо учитывать и медицинским работникам.

Так, при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. В этом случае общие правила оказания медицинской помощи не отменяются протоколом о направлении на медицинское освидетельствование.

Даже если несовершеннолетний достиг 15 лет, лучше получить согласие законных представителей на освидетельствование. В противном случае возможны иски по поводу незаконного медицинского вмешательства.

Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, устанавливают, что должностное лицо обязано принять меры к установлению личности лица, направляемого на медицинское освидетельствование.

Сведения об отсутствии документов у лица, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Это означает, что медицинское освидетельствование лица, чья личность не установлена, не допускается.

Это интересно 

Правовые основы медицинского освидетельствованияНа уровне субъектов РФ предпринимались попытки «подправить» федеральное законодательство в отношении порядка наркологического освидетельствования. Так, частью 3 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 № 71-II «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривалось, что несовершеннолетние в возрасте до 15 лет проходят наркологическое освидетельствование по просьбе и с согласия законных представителей, а при их отсутствии — по решению органа опеки и попечительства.

Данная норма была оспорена прокуратурой. Итогом стало определение Верховного Суда РФ от 14.11.2012 № 74-АПГ12-17, подтвердившее, что региональный законодатель не может выходить за пределы компетенции, установленные Законом об охране здоровья.

Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждена приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 (далее — приказ № 308).

В приказе специально оговаривается ситуация с гражданами, находящимися в беспомощном состоянии: «При оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии, вне зависимости от наличия или отсутствия протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, заключение о наличии опьянения выносится по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта (кровь или моча), проводимого в установленном порядке, при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более граммов на один литр крови, либо при обнаружении наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, вне зависимости от их концентрации».

В Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (утв. приказом № 308) содержится следующее уточнение. У медицинской организации, оказывавшей неотложную медицинскую помощь пострадавшим в ДТП, должна быть лицензия на медицинскую деятельность, включающая работы и услуги по специальности «клиническая лабораторная диагностика» (при этом наличия в перечне работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию не требуется).

В противном случае биологический объект может быть направлен на договорной основе в лабораторию, проводящую химико-токсикологические исследования в установленном порядке. В каждом из приведенных случаев должен составляться протокол о направлении на освидетельствование.

Только при наличии протокола оформляется Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения не может проводиться принудительно. Если лицо отказывается от освидетельствования, в Журнале регистрации (см. Инструкцию по порядку ведения и хранения учетной формы № 304/у «Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами», утв. приказом № 308) делается запись « освидетельствования отказался».

Виды медицинского освидетельствования

В КоАП РФ предусматриваются некоторые составы правонарушений, в которых объективная сторона заключается в нахождении гражданина в состоянии опьянения: ст. 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения», ст. 20.22 «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ».

По этим статьям медицинское освидетельствование на состояние опьянения не предусматривается.

В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в Журнале указывается «от освидетельствования отказался». Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за состояния освидетельствуемого лица, в Акте (по каждому пункту) указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование.

Следует особо подчеркнуть, что в рамках административного законодательства направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения предусмотрено только в отношении лица, управляющего транспортным средством.

Закон об охране здоровья определяет виды медицинского освидетельствования:

  • освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  • психиатрическое освидетельствование;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Закон приводит общий перечень видов медицинского освидетельствования, однако перечень не носит закрытый характер и может быть расширен законодательством РФ.

Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это означает, что ни органы государственной власти субъекта РФ, ни органы местного самоуправления не могут вводить какие-то «свои» нормативные правила медицинского освидетельствования.

Примером может служить определение Верховного Суда РФ от 18.12.2013 № 77-АПГ13-4. Постановлением администрации Липецкой области от 07.06.2013 № 265 «О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области» в целях повышения уровня комплексной безопасности жителей Липецкой области предписано «медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств врачами-специалистами: психиатр, психиатр-нарколог проводить в государственных специализированных медицинских учреждениях».

Данное постановление было оспорено рядом медицинских организаций и признано судом не соответствующим федеральному законодательству.

В определении Верховного Суда РФ приводится ряд значимых выводов:

  1. Наделение органов власти субъекта РФ полномочиями в сфере охраны здоровья (ст. 15 и 16 Закона об охране здоровья, ст. 53.3 Закона № 3-ФЗ, ст. 6, 16, 17 Закона о психиатрической помощи) и включение в связи с этим в систему правовых регуляторов в сфере охраны здоровья законодательства субъекта РФ не предполагает установления нормативно-правовыми актами субъекта РФ ни правоограничений медицинской деятельности, ни порядка медицинского освидетельствования.
  2. Согласно пп. 1–4, 5.2.74 и 5.2.75 Положения о Минздраве России (утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608) установление порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, а также порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством — прерогатива Минздрава России, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
  3. Даже если Минздрав России не выполнил возложенную на него функцию и не принял соответствующий нормативный акт, определяющий порядок проведения медицинского освидетельствования, это не означает, что на данном этапе пробел может быть восполнен нормативным актом субъекта РФ.

Медицинская организация может проводить медицинское освидетельствование только при наличии соответствующей лицензии.

В связи с этим следует привести апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 № 33–2339/2013. Решением суда была признана незаконной деятельность БУЗ Вологодской области «Череповецкая городская поликлиника № …" по проведению медицинских освидетельствований и переосвидетельствований врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители, водителей транспортных средств и медицинских освидетельствований и переосвидетельствований граждан для выдачи лицензии на право приобретения, ношения оружия, осуществления охранной деятельности, а также для поступления на работу с особыми условиями труда.

Поликлиника имела лицензию на медицинскую деятельность. Приказом главного врача была создана врачебная комиссия по медицинскому освидетельствованию, которая выдавала соответствующие справки до тех пор, пока в суд не обратился прокурор города.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что поликлинике была выдана лицензия на осуществление работ (услуг) по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи по психиатрии, психиатрии-наркологии, терапии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), экспертизе профпригодности, профпатологии, экспертизе на право владения оружием.

Поликлиника применила расширительное толкование, посчитав, что лицензия позволяет осуществлять и такие виды медицинской деятельности, как медицинские освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, к владению оружием.

Анализируя законодательство, суд пришел к выводу, что деятельность поликлиники по проведению медицинских освидетельствований и переосвидетельствований указанных лиц по перечисленным случаям была незаконной.

Необходимо иметь лицензию именно на работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Осуществление деятельности по медицинскому освидетельствованию медицинской организацией без соответствующей лицензии повлечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В рамках анализа деятельности по медицинскому освидетельствованию вызывает интерес постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 № 06АП-6265/2013. Предметом спора стало незаключение договора на обслуживание между медицинской организацией и войсковой частью. Войсковая часть № 3494 входит в состав Внутренних войск МВД РФ и на ее личный состав, относящийся к категории военнослужащих, распространяются порядок и основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, установленные законами, кодексами и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со ст. 28.5 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к грубым дисциплинарным проступкам относится исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на предмет нахождения его в состоянии опьянения.

Войсковая часть обратилась письменно к ответчику с предложением заключить договор на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения военнослужащих, ссылаясь на то, что для подготовки материалов о дисциплинарном проступке к военнослужащему может быть применено медицинское освидетельствование, а единственным медицинским учреждением в месте дислокации войсковой части является районная больница. Позже письмом был направлен проект договора.

Однако ответчик (больница) отказался заключать договор, сославшись на отсутствие лицензии на медицинское освидетельствование (на самом деле такая лицензия имелась, что было подтверждено письмом Минздрава Хабаровского края). Воинская часть решила через суд обязать медицинскую организацию заключить договор об обслуживании.

Арбитражный суд в удовлетворении требований отказал, указав, что на основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу абз. 1 п. 4 ст. 445 ГК РФ обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор возможно в том случае, если сторона, для которой заключение договора обязательно в силу ГК РФ или иных законов, уклоняется от его заключения.

Судом было установлено, что представленный истцом проект договора на оказание услуг не относится к публичному договору, который заключается в обязательном порядке в соответствии со ст. 426 ГК РФ.

В итоге суд определил, что «стороны не достигли соглашения о заключении договора на оказание услуг, следовательно, этот договор не может заключаться в обязательном порядке, в связи с чем доводы истца о выдаче ответчику лицензии на работы (услуги) по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию не влияют на выводы суда». Судом также была отклонена ссылка воинской части на то, что она является казенным учреждением, и потому оплата услуг может проводиться через лицевые счета только по договору, поскольку это обстоятельство не имеет отношения к спору о понуждении заключить договор.


Освидетельствование несовершеннолетнего 

Следует учитывать особые правила освидетельствования в отношении несовершеннолетнего, когда на процедуре настаивает только один родитель. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

Исходя из этого, при обращении одного из родителей медицинской организации необходимо получить согласие второго родителя, чтобы избежать привлечения к ответственности в случае судебного разбирательства. Семейные споры, как правило, самые сложные, и последствия их непредсказуемы.

Кроме того, было специально подчеркнуто, что Закон об охране здоровья, иные нормативные акты, регулирующие порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не устанавливают обязательность заключения медицинским учреждением договора на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Порядок проведения психиатрического освидетельствования установлен ст. 23 Закона о психиатрической помощи. Такое освидетельствование проводится с целью определить, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. В отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет они проводятся по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на психиатрическое освидетельствование, — по просьбе или с согласия его законного представителя.

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда, по имеющимся данным, обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

  • его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
  • его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
  • существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (при наличии оснований по пунктам «б» и «в» требуется санкция судьи).

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением, и он страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение принимает врач-психиатр самостоятельно.

С 15 сентября 2015 г. (за исключением отдельных положений) вступает в силу КАС РФ, который содержит самостоятельную гл. 30, посвященную порядку недобровольной госпитализации и психиатрического освидетельствования. Статья 280 КАС РФ определяет порядок принятия решения судом об обязательном психиатрическом освидетельствовании.

Но следует учитывать, что сами основания освидетельствования закреплены Законом о психиатрической помощи.

Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд врачом-психиатром, оказывающим психиатрическую помощь. Получается, что на врача возлагается дополнительная нагрузка по составлению процессуального документа, подготовка которого требует компетентности на уровне профессионального юриста. Следует учитывать, что КАС РФ предъявляет определенные требования, как к форме заявления, так и к набору документов, представляемых вместе с заявлением.

За нарушение правил психиатрического освидетельствования медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности.

В качестве примера следует привести постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 № 15АП-7173/2014. Минздрав Краснодарского края обратился в арбитражный суд края с заявлением о привлечении ООО Медико-фармацевтическое объединение «Клиника „На здоровье“» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (что и было сделано судом, штраф составил 40 100 руб.).

Основанием для привлечения к ответственности послужили следующие действия врача-психиатра клиники. При осмотре ребенка врач в его медицинской карте сделал записи о состоянии психического здоровья матери ребенка (без ее личного осмотра и согласия).

В частности, было записано: «на основании анализа истории болезни матери приходит к заключению, что она обнаруживает признаки психического заболевания в форме диссоциального расстройства…, и с учетом имеющегося у нее психического заболевания со склонностью к частым декомпенсациям и дезадаптации, нарушенным формам поведения и игровой зависимостью…».

Кстати

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление от 06.06.2014 № 15АП-7173/2014) не принял довод медицинской организации о том, что запись в карте больного не отвечает по форме заключению, указав: «Несоответствие заключения всем необходимым реквизитам не свидетельствует о законности действий врача и отсутствии нарушения порядка оказания медицинской психиатрической помощи».

Медицинская организация считала, что данную запись следует квалифицировать не как психиатрическое освидетельствование, а лишь как врачебное консультирование.

Суд не согласился с данными доводами, признав указанные действия как освидетельствование, проведенное без согласия пациента. Суд установил, что клиника, имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, не приняла необходимых мер по их соблюдению: «В частности, обществом не представлено доказательств проведения регулярных проверок соблюдения врачами порядка и правил оказания медицинской помощи, в т. ч. в части недопустимости составления заключения о психиатрическом состоянии гражданина без проведения добровольного обследования. Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения».

В ряде случаев медицинское освидетельствование является условием дачи официального разрешения. Таково освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Единый образец медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами установлен приказом Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 № 831н (далее — приказ № 831н).

Порядок медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия установлен приказом Минздрава России от 11.09.2000 № 344 (далее — приказ № 344). В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт с привлечением имеющейся медицинской документации, а также врачи-специалисты — психиатр, нарколог, окулист.

Согласно письму Минздрава России от 02.02.2001 № 2510/ 1122-01-32 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» приказ № 344 не предусматривает обязательного присутствия психиатров и наркологов в медицинской организации во время медицинского освидетельствования граждан.

Необходимое для этого освидетельствование психиатрами и наркологами может осуществляться в психоневрологических и наркологических учреждениях (подразделениях) с выдачей заключения освидетельствуемому гражданину для представления в клинико-экспертную комиссию медицинской организации.

В отношении медицинских услуг, входящих в объем указанных освидетельствований, также возникают судебные споры. В частности, как пример следует привести апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.2014 № 33–334\2014.

В основу спора легло обращение гражданина З. в ГБУЗ ЯН АО «Ноябрьская центральная городская больница» по поводу прохождения медицинской комиссии для определения его годности к управлению индивидуальным транспортным средством.

Гражданину было предложено заключить договор на оказание разовой платной медицинской услуги, который предусматривал прием пяти врачей-специалистов и проведение 11 лабораторных и иных исследований. З. посчитал, что стоимость услуг завышена. Кроме того, он полагал, что имеет место навязывание ему дополнительных платных услуг, что противоречит Закону о защите прав потребителей.

Суд постановил следующее.

Ввиду отсутствия федерального закона, регламентирующего основания, порядок и периодичность обязательных медицинских освидетельствований кандидатов в водители и водителей индивидуальных транспортных средств, учреждение в своей деятельности руководствуется приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — приказ № 302н).


Данным нормативно-правовым актом определено, что при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся:

  • клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ);
  • клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка);
  • электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в двух проекциях (прямая и правая боковая легких);
  • биохимический скрининг; содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина и т. д.

По результатам диагностических исследований врач-специалист может дать заключение о наличии либо отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Суд отметил, что приказ № 302н не содержит прямого указания на то, что он распространяет свое действие на случаи медицинского освидетельствования водителей индивидуальных транспортных средств. Однако данный приказ регламентирует сходные правоотношения, в силу чего подлежит применению к спорным правоотношениям в порядке аналогии закона в силу положений п. 1 ст. 6 ГК РФ.

Справка

При медицинском освидетельствовании на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством для целей эксплуатации личных авто- и мототранспортных средств необходимо учитывать письмо Минздрава России от 05.04.2012 № 14–5/10/2–3374.
В письме сделана ссылка на обязательность применения в данном случае приказа № 302н и определена обязательность электроэнцефалографии как необходимого для освидетельствования функционального исследования: «Выдача результатов психиатрического освидетельствования (заключения о состоянии здоровья) без проведения необходимых и дополнительных функциональных исследований является нарушением порядка проведения психиатрического освидетельствования».

Суд дополнил: «Данное обстоятельство не может быть расценено как нарушение прав водителей индивидуальных транспортных средств, поскольку… и ранее действовавшее законодательство не предусматривало разного порядка медицинского освидетельствования профессиональных и непрофессиональных водителей, а устанавливало в отношении профессиональных водителей лишь более строгие медицинские ограничения по допуску к управлению транспортным средством».
В апелляционном определении подчеркивается, что приказ № 831н устанавливает лишь форму медицинской справки, а не порядок и объем медицинского освидетельствования водителя транспортного средства.

Спорные вопросы могли бы быть решены путем принятия Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, проект которого разработан Минздравом России.

Проект приказа предусматривает уменьшение объема медицинского освидетельствования за счет сокращения числа осмотров врачами-специалистами и исключения ряда обследований (электроэнцефалография, электрокардиография, экспериментально-психологическое исследование).

Вместе с тем при медицинском освидетельствовании станет обязательным проведение лабораторного исследования на предмет определения наличия психоактивных веществ в моче, что повысит выявляемость при медицинском освидетельствовании лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и злоупотребляющих спиртосодержащими напитками.

Принять к сведению

Статья 4.1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает медицинское освидетельствование претендента на должность судьи. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Ряд нормативных актов определяет порядок проведения медицинского освидетельствования, связанного с установлением наличия (отсутствия) отдельных заболеваний.
Результат освидетельствования предполагает наступление определенных юридических последствий. Так, Порядок медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден приказом Минздрава России от 18.06.2014 № 290н.
Порядком определен перечень врачей, принимающих участие в освидетельствовании (терапевт, инфекционист, дерматовенеролог, фтизиатр, невропатолог, онколог, психиатр, нарколог).

Совместный приказ Минздравмедпрома России № 369, Минобразования России № 641 от 25.12.1995 предусматривает медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ-инфекции)» принято постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека ( ВИЧ-инфекции)». Можно привести и другие примеры нормативных актов. В каждом случае освидетельствование проводится исключительно на добровольной основе.

Подведем некоторые итоги.

  1. Понятие «медицинское освидетельствование», сформулированное в Законе об охране здоровья, имеет ряд недостатков, которые могли бы быть устранены путем принятия Верховным Судом РФ обзора судебной практики либо постановления о судебной практике «по медицинским делам». Данная рекомендация относится к уточнению правовой связки «освидетельствование — осмотр — диагностика». Изменение Закона об охране здоровья нецелесообразно, поскольку подобные уточнения имеют отношение именно к толкованию терминов, которое в большей мере интересно юристам, а уже потом медицинским работникам.
  2. Медицинское освидетельствование является разновидностью медицинского вмешательства, полностью подпадающего под режим действия Закона об охране здоровья. Исходя из этого, медицинскому работнику следует руководствоваться общими правилами получения согласия на медицинское вмешательство, учета мнения законных представителей, отказа от медицинского вмешательства, предоставления информации по результатам освидетельствования и др.
  3. Закон об охране здоровья не содержит закрытого перечня видов медицинского освидетельствования, виды освидетельствования могут устанавливаться иными федеральными законами. Это создает дополнительные трудности, поскольку медицинскому работнику в этом случае следует руководствоваться не только нормами Закона об охране здоровья, но и нормами специальных нормативных актов, а значит, самостоятельно определять, какая именно правовая норма обладает большей юридической силой.
  4. Настораживает позиция законодателя, возложившего обязанность по составлению заявления в суд о принудительном психиатрическом освидетельствовании на врача-психиатра. Медицинский работник не должен являться стороной в подобном судебном деле, его задача заключается в том, чтобы оказывать медицинскую помощь, а не совершать действия по составлению инициативных процессуальных документов (даже если они обусловлены публичным интересом).
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.