Медицинские изделия: основные ошибки при закупке

43

Режим закупок медицинских изделийЗакупка медицинских изделий в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе  достаточно специфичная область.  

Автор проанализировала сложные ситуации, с которыми сталкиваются заказчики при таких закупках, и выяснила, что чаще всего ошибки бывают связаны с описанием объекта закупки, с обоснованием Начальной цены контракта и с применением национального режима закупок.

Ошибки при описании объекта закупки

Самая распространенная ошибка заказчиков — описание объекта закупки «под конкретного производителя».

Это ситуации, когда, несмотря на то, что заказчик установил в документации минимальные и максимальные значения определенных показателей (технических характеристик) объекта закупки, им соответствует только один товар.

В таких случаях позиция контролирирующих органов всегда сводится к тому, что «совокупность технических характеристик, установленных заказчиком в документации, не позволяет принять участие в закупке участникам, реализующим аналогичное по функциональным и потребительским свойствам товары».

Когда происходит закупка медицинских изделий, заказчику нужно осторожно относиться и к необоснованному установлению максимальных значений технических характеристик объекта закупки, которые ограничивают участие поставщиков товаров с более высокими значениями этих характиристик.

Вопросы взаимозаменяемости медицинских изделий

Согласно антимонопольному законодательству, взаимозаменяемые товары — это те, которые сравнимы по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также, другим параметрам, в соответствии с которыми покупатель готов заменить один товар другим.

Подобная формулировка содержится в ст. 38 Закона №  323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга».

В связи с этим, критериям взаимозаменяемости уделяется особо пристальное внимание. Например, в письме ФАС № АЦ/21773/13 от  04.06.2013 была четко обозначена позиция контролирующего органа о критериях взаимозаменяемости систем (комплектов) кохлеарной имплантации.

В отношении вакуумных систем забора крови безусловным ограничением конкуренции считается установление требований к размеру крышки, наличию двойного цветного кодирования, наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, которые не влияют на качество, эффективность и безопасность самого товара, а устанавливаются в документации лишь с целью создания неконкурентных условий закупки «под одного производителя».

Важно! Чтобы не допускать ошибок, заказчик должен помнить, что под сформированное им описание объекта закупки должны подходить минимум две товарные единицы разных производителей (либо заказчик должен подготовить обоснование потребности в уникальном товаре)

Еще одна распространенная ошибка — включение в один лот с закупаемым товаром уникальной позиции, которая производится только одним производителем и не имеет аналогов. Такой вариант рассматривается ФАС России, как попытка заказчика ограничить конкуренцию и «закрыть» доступ к закупке тем участникам, которые не способны поставить уникальную позицию.

Ошибкой формирования лота является его излишнее укрупнение, когда сложно установить технологическую и функциональную связь включенной в лот продукции.

Важно! Заказчик может минимизировать свои риски, закупая товары монолотами либо лотами с небольшим количеством разноименной продукции

Укрупнение лотов представляется опасным вариантом, который может быть обжалован в контролирующем органе.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Ошибки обоснования НМЦК

Требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) установлены ст. 22 Закона №  44-ФЗ.

Безусловно, в случае закупки медицинских изделий заказчик будет использовать метод анализа рынка (сопоставимых рыночных цен).

Однако, остается неясным вопрос, можно ли применять постановление Правительства РФ от  03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее — постановление № 881), которое было принято во исполнение Закона №  94-ФЗ (утратившего силу), но не было отменено.

Постановлением № 881 был определен порядок расчета НМЦК оборудования по отдельным кодам, а также, закрытый перечень источников информации, которые могут быть использованы для расчета НМЦК.

Согласно ч. 22 ст. 22 Закона №  44-ФЗ, порядок расчета и обоснования НМЦК может быть определен только федеральным органом исполнительной власти, который будет наделен данными полномочиями Правительством РФ.

Иными словами, Правительство РФ должно издать нормативный правовой акт, в котором определит, что порядок расчета НМЦК в сфере здравоохранения разработает, например, Минздрав РФ. Тогда сам порядок будет утвержден именно Министерством здравоохранения России.

Важно! Учитывая, что постановление № 881 устанавливает порядок расчета НМЦК, а в силу ч. 22 ст. 22 Закона №  44-ФЗ, у Правительства РФ отсутствуют полномочия по установлению подобных порядков, в части порядка расчета НМЦК постановление № 881 применяться не может

При этом, ч. 19 ст. 22 Закона №  44-ФЗ предусматривает, что в рамках контрактной системы Правительство РФ вправе определить виды и группы товаров, при обосновании НМЦК которых будет использоваться закрытый перечень источников информации.

Такой закрытый перечень источников информации как раз и предусмотрен постановлением № 881. Однако, обратим внимание, что данный закрытый перечень источников информации является частью порядка расчета НМЦК и имеет отношение только к действиям в контексте Закона №  94-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что постановление № 881 вообще не подлежит применению с  01.01.2014 г. (данная позиция отражена в письме Минэкономразвития РФ от  22.07.2015 №  Д28и-2034).

Отметим, что многие заказчики продолжают использовать в работе постановление № 881. По нашему мнению, это не является нарушением ст. 22 Закона №  44-ФЗ, но и неприменение данного постановления не может быть обжаловано.

Еще одной сложной ситуацией является случай, когда заказчик осуществляет строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта здравоохранения, и в смету на проведение работ «заложено» медицинское оборудование.

Важно! Закупка одним лотом строительных (ремонтных) работ и оборудования правомочна только в тех случаях, когда монтаж оборудования неразрывно связан с производством строительных (ремонтных) работ

Во всех остальных случаях необходимо отдельно закупать работы по строительству, реконструкции или капитальному ремонту и отдельно — оборудование.

Иногда, выделяя в отдельную закупку оборудование, заказчики ошибочно полагают, что обоснование НМЦК можно осуществить проектно-сметным методом (то есть, в качестве НМЦК можно установить сумму, «заложенную» на оборудование в смете).

Такой подход является ошибочным, так как объектом закупки является оборудование, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства, при закупке которых может быть применен проектно-сметный метод.

Важно! Хотя указанная в смете цена оборудования является рыночной, сформированной на этапе подготовки сметной документации, необходимо понимать, что она не отражает конечную стоимость товара, поскольку не учитывает условия доставки, монтажа, пуско-наладки, налоги и т. д.

Эти расходы при формировании сметы распределены в части накладных и прочих расходов, расходов на АУП и т. д. и в любом случае покрывают риски подрядчика.

Поэтому, даже если оборудование учтено в смете, а сметная документация прошла экспертизу, при выделении оборудования в отдельную закупку, НМЦК должна быть обоснована методом анализа рынка.

Ошибки применения национального режима закупок

Наконец, последний блок ошибок связан с применением национального режима при закупке медицинских изделий.

Достаточно часто заказчики игнорируют требования приказа Минэкономразвития РФ от  25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — приказ № 155).

В данный приказ полностью включен код 33.10 «Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления» классификатора «ОК 034–2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», принятого и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от  22.11.2007 №  329-ст (далее — ОКПД).

Важно! При закупке любых медицинских изделий, включенных в код 33.10, заказчик обязан установить условия допуска согласно приказу № 155 в виде понижающего коэффициента в размере 15% от предложенной участником цены

Условия допуска должны быть установлены в документации (как обязательное условие закупки) независимо от того, применяются ли иные запреты или ограничения. Например, отдельные позиции кода 33.10 включены в постановление Правительства РФ от  05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление № 102).

Следовательно, по сопряженным позициям в документации должны быть указаны и условия допуска согласно приказу № 155, и ограничения согласно постановлению № 102. А вот то, применит ли заказчик приказ № 155 при определении поставщика или нет, будет зависеть от того, какая продукция будет предложена участниками закупки в заявках.

Важно! Приказ № 155 не ограничивает возможность закупки иностранных медицинских изделий, а лишь говорит о том, что товары из России, Республик Армения, Беларусь и Казахстан (стран ЕАЭС) имеют ценовую преференцию по сравнению с продукцией из других стран

При проведении конкурсов, запросов предложений, запросов котировок цены на товары из стран ЕАЭС предложенные участниками в заявках будут снижены на 15% для целей оценки. А при проведении аукциона, если победителем окажется участник, предложивший товар не из стран ЕАЭС, цена контракта, заключаемого с таким участником, будет снижена на 15% (при условии, что были предложения товаров из стран ЕАЭС).

Применение постановления № 102 вызывает ряд вопросов у заказчиков, что приводит к ошибкам.

Отметим, что во-первых, все заказчики, работающие по Закону №  44-ФЗ, должны его применять только в случае закупки конкурентными способами.

Во-вторых, если медицинские изделия включены в перечень, утвержденный постановлением № 102, заказчик обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке. Изделия в перечне классифицированы по кодам классификатора ОКПД.

При этом в перечне имеется специальная оговорка о том, что при применении перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД, так и указанным в перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

Оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем медицинским изделиям, относящимся к кодам ОКПД, указанным в перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

Согласно п. 2 постановления № 102 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

То есть, постановление № 102 будет только применено при совокупности двух вышеприведенных условий.

Если же на закупку подана только одна заявка, в которой предложен иностранный товар, такая заявка не может быть отклонена. Или же две заявки, в одной из которых предложен иностранный товар, а в другой товар из России, — в данном случае заявка с иностранным товаром тоже не может быть отклонена.

Согласно п. 3 постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ — СТ-1.

Именно этот сертификат должен представить участник в составе заявки, и именно на основании этого документа определяется страна происхождения медицинских изделий. При этом, отсутствие в заявке сертификата СТ-1 как такового не является основанием для отклонения заявки.

Решение об отклонении заявки может быть принято только в случае, если на закупку было представлено минимум две заявки, соответствующие п. 2 постановления № 102.

В таком случае заказчик обязан отклонить не только заявки, содержащие предложение о поставке иностранной изделий, но и те заявки, в которых не представлен СТ-1.

Статья из журнала "Справочник заведующего КДЛ" № 11, 2015



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль