Здравоохранение

Платные медицинские услуги: распределение фонда премирования

  • 6 мая 2017
  • 785

Сейчас, когда особенно остро стоит проблема не только обеспечения отрасли необходимыми ресурсами, но и более эффективного и рационального их использования, вопросы организации платных медицинских услуг выходят на первый план*.

Платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными учреждениями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством РФ и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».

Больше статей в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» Активировать доступ

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — Закон № 323-ФЗ), «гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».Предоставление платных медицинских услуг

На сегодняшний день, в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациям платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, предусмотрено разграничение порядка и условий предоставления медицинских услуг, но перечень предоставления их на платной основе никак не конкретизирован.

При этом, «обеспечение права на свободное развитие в сфере охраны здоровья, т. е. обеспечение права на получение дополнительных платных медицинских услуг, не должно приводить к ущемлению другого конституционного права в данной сфере − права на достойную жизнь, и, в частности, на получение бесплатной медицинской помощи».

Одной из важнейших проблем, которая сегодня стоит перед государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, — это проблема дефицита финансирования.

В условиях нестабильной экономики, когда в ближайшее время сложно рассчитывать на серьезное улучшение ситуации, на первый план выходит вторая по значимости проблема — проблема возможности зарабатывать средства и самостоятельно распоряжаться ими, один из путей ее решения - организация оказания платных услуг.

Факторами, влияющих на увеличение объемов платных услуг, являются: статус и востребованность учреждения, оказание «эксклюзивной» медицинской помощи и высококачественная организация платных медицинских услуг.

В настоящее время консультативно-диагностическим отделением (далее — КДО) ФГБУ «РНЦ „ВТО“ им. акад. Г. А. Илизарова» Минздрава России (далее — Центр) оказываются платные медицинские услуги.

Предоставлению платных медицинских услуг по желанию пациента предшествует заключение договора на оказание медицинских услуг.

В договоре прописана возможность получения бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, условия и сроки получения медицинских услуг, порядок расчета, права и обязанности сторон, ответственность как пациента, так и Центра.

Информация о предоставляемых платных услугах размещена и доступна на сайте, а также на информационном стенде КДО. Там же можно найти прейскурант на оказываемые медицинские услуги и приказ о введении его в действие, подписанные директором Центра с указанием даты.

Анализ основных видов платных услуг показывает, что они осуществляются в случае, если:

  • не включены в Территориальную программу госгарантий;
  • гражданин желает получить медицинскую услугу за плату вне порядка и условий, установленных Территориальной программой госгарантий;
  • пациент инициирует дополнительные медицинские услуги сверх отраслевых стандартов диагностики и лечения при отсутствии назначений лечащего врача;
  • имеет место применение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, не включенных в Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Территориальной программы госгарантий (применительно к стационару);
  • медицинские услуги оказываются вне общей очереди: предоставляются персоналом, не задействованным в данный период времени в оказании бесплатной медицинской помощи (за исключением граждан, имеющих право на внеочередное обслуживание);
  • медицинские услуги оказываются на дому (за исключением случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не может посетить учреждение здравоохранения);
  • медицинские услуги оказываются лицам, не имеющим права на их бесплатное получение соответствии с действующим законодательством (гражданам других территорий РФ, гражданам иностранных государств, не имеющим полиса ОМС, за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи в неотложной и экстренной форме).

По правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: «потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором.

Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Закона № 323-ФЗ; «заказчик» — физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя; «исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

По требованию пациента может быть предоставлен расчет стоимости оказанной медицинской услуги, что бывает крайне редко.

Оказание платных услуг

Оплата медицинских услуг производится в регистратуре КДО через банкомат, как наличными денежными средствами, так и банковскими картами. В редких (особых) случаях осуществляется наличный расчет с обязательной выдачей квитанции, подтверждающий прием наличных денег.

Какова же доля платных услуг в общем объеме финансирования КДО? Какая тенденция прослеживается в приносящей доход деятельности за последние три года?

В 2012—2014 гг. бюджет КДО складывался из двух источников (табл. 1):

  1. Государственное финансирование.
  2. Негосударственное финансирование (средства юридических лиц и личные средства граждан).

Таблица 1

Распределение посещений по источникам финансирования за 2012—2014 гг.
Годы Всего Число посещений
Государственное финансирование Негосударственное финансирование
2012 48 253 100% 41 141 85,26% 7112 14,74%
2013 54 461 100% 45 629 83,79% 8832 16,21%
2014 38 237 100% 30 079 78,66% 8158 21,34%

Динамика посещений по платным услугам носит скачкообразный характер (рис. 1).

Платные медицинские услуги: распределение фонда премирования

В 2013 г. наблюдалось резкое увеличение (на 24%), а в 2014 г. — снижение объемов оказания платных услуг в КДО (на 7,6%).

Рис. 1. Динамика посещений по негосударственному финансированию в КДО 2012—2014 гг.

Большая доля в структуре посещений по источникам финансирования приходится на государственное финансирование (рис. 2). Доля посещений за счет негосударственного финансирования 2012—2013 гг. составляет в среднем 15,48%.

Платные медицинские услуги: распределение фонда премирования

Рис. 2. Структура посещений по источникам финансирования 2012—2014 гг.

В 2014 г. объем посещений по приносящей доход деятельности составил 21,34% в общем объеме посещений, что на 5,86% выше среднего показателя по двум предыдущим годам. Такая динамика была обусловлена сокращением государственного финансирования, что привело к снижению количества посещений в целом на 30% по сравнению с 2013 г. (с 54 461 посещения до 38 237 посещений в год).

Выходом из создавшейся ситуации может послужить увеличение объемов оказания платных медуслуг 

Иными словами, переход от формата выполнения планов в рамках государственных заданий к формату приносящей доход деятельности путем привлечения пациентов, а также установление партнерских отношений со сторонними организациями, благотворительными фондами.

Согласно ГК РФ «бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Средства на оплату труда рассчитываются после возмещения в полном объеме всех расходов, которые несет учреждение в части оказания конкретных платных услуг (медикаменты, коммунальные и транспортные услуги, амортизация оборудования и т. д.).

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Экономика ЛПУ» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать
Важно! Оптимальная система оплаты труда предполагает достижение одновременно нескольких целей: эффективного использования ресурсов, профессиональной свободы врача и обеспечения доступности и качества медицинской помощи

Для распоряжения средствами на оплату труда от приносящей доход деятельности в Центре разработано и подписано положение о порядке формирования и распределения фондов доплат работникам за оказанные платные услуги.

Согласно данному положению фонд доплат составляет не более 60% от оказанных и оплаченных услуг за расчетный период. Фонд премирования КДО равен 50% от денежных средств по оказанным платным услугам (консультациям) за расчетный период.

В современных условиях при организации платных услуг возрастает опасность нарушений финансовой дисциплины.

Для предотвращения подобных рисков следует руководствоваться Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции».

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Важно! Прозрачность методики вознаграждения за оказание платных медицинских услуг — одна из действенных мер по борьбе с коррупционными рисками

В КДО Центра разработана и успешно внедрена модель распределения фонда премирования (рис. 3).

Платные медицинские услуги: распределение фонда премирования

Рис. 3. Модель распределения денежных средств в консультативно-диагностическом отделении

  • F — фонд премирования работников, непосредственно оказывающих платные услуги (консультации);
  • FV1,2,3,4 — фонд премирования врачей при дневных приемах (1), вечерних приемах (2), субботних приемах (3), приемах без медсестры (4);
  • FКДО1,2,3,4 — разницы между фондом премирования работников и фондами премирования врачей, в сумме образуют FКДО;
  • FКДО — фонд премирования работников консультативно-диагностического отделения;
  • 1,2,3 — фонд премирования медсестер при дневных приемах (1), вечерних приемах (2), субботних приемах (3);
  • P — премия медсестры;
  • е — медсестра на дневных приемах (1), вечерних приемах (2), субботних приемах (3);
  • N — количество консультаций общее;
  • n — количество консультаций медсестры.

Фонд премирования работников, непосредственно оказывающих платные услуги (консультации) (F), распределяется на четыре фонда премирования:

  1. Консультации, оказанные до 16:00 (специалистами, не занятыми на приемах по оказанию медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС).
  2. Консультации, оказанные с 16:00 до 20:00 (вечерние приемы).
  3. Субботние консультации.
  4. Консультации без медсестры.

Каждый фонд премирования составляет 100 у.е., при этом фонду премирования врачей соответствует определенное количество УЕ в зависимости от времени проведения консультативного приема.

Фонд премирования работников КДО складывается из разницы между фондом премирования работников и фондами премирования врачей.

Фонд премирования работников КДО распределяется между соответствующими категориями работников в процентном соотношении.

Сотрудники консультативно-диагностического отделения поощряются из внутреннего премиального фонда КДО за определенные показатели работы (отсутствие обоснованных жалоб пациентов, оперативное обслуживание, благодарности в книге отзывов и предложений, соблюдение кодекса поведения сотрудников медицинского учреждения, соблюдение трудовой дисциплины), оценка по пятибалльной системе (табл. 2).

Таблица 2

Показатели и критерии эффективности деятельности среднего медицинского персонала
Показатель Критерии Оценка (баллы) Периодичность
1 Своевременность и полнота выполнения врачебных назначений. Соблюдение выполнения манипуляций Выполнение
1 и более случаев нарушений
+1
0
Ежемесячно
2 Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима Соблюдение
1 и более случаев нарушений
+1
0
Ежемесячно
3 Соблюдение норм медицинской этики и деонтологии. Обоснованные жалобы Отсутствие
1 и более
+1
0
Ежемесячно
4 Дефекты в оформлении документации Не выявлено
1 и более случаев нарушений
+1
0
Ежемесячно
5 Своевременность занесения данных в медицинскую систему «САМСОН» Выполнение
1 и более случаев нарушений
+1
0
Ежемесячно
Важно! Невыполнение показателей приводит к уменьшению процента премирования для конкретной категории работников

Высвободившиеся денежные средства направляются в резервный фонд, из которого осуществляются стимулирующие выплаты работникам других подразделений Центра за оказание консультативно-методической помощи КДО. Данная система оплаты труда стимулирует не только врачебный персонал, но и всех сотрудников отделения к оказанию медицинской помощи быстро и качественно, в то же время имеет антикоррупционную направленность.

Оказание медицинских услуг, независимо от источника финансирования (проще говоря, от платности или бесплатности для самого пациента), подлежит регулированию Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» и соответствующими статьями ГК РФ.

Одной из задач методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции является методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» медицинская организация обязана принимать меры по предупреждению коррупции, предусматривающие:

  • назначение должностных лиц (подразделений), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Применение конкретной, доведенной до сведения работников и отлаженной схемы распределения денежных средств от оказания платных услуг относится к деятельности организации по предупреждению, профилактике коррупции.


Проведенный анализ структуры и динамики посещений по источникам финансирования свидетельствует о возрастающей роли приносящей доход деятельности в объемах финансирования государственных учреждений.

Разработанная Центром модель распределения фонда премирования от оказания платных услуг прозрачна, не несет в себе коррупциогенной составляющей и дает возможность легального увеличения средней заработной платы медицинских работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг.

*Статья из журнала "Здравоохранение", № 11, 2015г.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.