text
Портал для медицинских работников

Актуальная тенденция: усиление контроля за качеством работы медицинских организаций

  • 4 ноября 2015
  • 20

Рассмотрим вопросы формирования централизованной системы государственного контроля контроля в сфере охраны здоровья, в частности за качеством работы медицинских учреждений.

Весной и летом 2015 г. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своих выступлениях неоднократно приводила откровенные данные о выявленных недостатках в медицинской деятельности по результатам контрольно-надзорных мероприятий в регионах.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Централизованная система контроля за качеством работы медицинских организаций, о необходимости создания которой Президент РФ Владимир Путин заявил в конце 2014 г., должна работать над решением этой проблемы с 15 июля 2015 г., и хотя подобная система пока не создана, усиление мер ответственности за выявленные нарушения - реальная тенденция сегодняшнего дня.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) в ст. 4 впервые в здравоохранном законодательстве ввел основные принципы охраны здоровья как руководящие положения, фундаментальные правила, на которых должны строиться правоотношения в этой социально значимой сфере общественных отношений.

Напомним их:

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • доступность и качество медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • соблюдение врачебной тайны.

Однако для того, чтобы эти принципы не были декларативными, необходимо контролировать их фактическое выполнение, осуществляя контроль в сфере охраны здоровья, при отступлении от них применять меры воздействия на нарушителя со стороны государственного органа согласно его полномочиям и установленные меры юридической ответственности.

С этой целью Законом № 323-ФЗ введена глава 12 «Организация контроля в сфере охраны здоровья».

Среди видов контроля в сфере охраны здоровья значится контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемый в следующих формах:

  1. Государственный контроль.
  2. Ведомственный контроль.
  3. Внутренний контроль.

Соблюдение порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является лицензионным требованием с 1 мая 2012 г. согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», при этом данный вид контроля должен осуществляться органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.Актуальная тенденция: усиление контроля за качеством работы медицинских организаций

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности – это не прихоть Правительства РФ, установившего именно данное лицензионное требование, а регулирование медицинской деятельности исходя из содержания Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающего такое лицензионное требование, как наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля.

Между производственным контролем и внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности существует четкая взаимосвязь, т. к. лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, но и сама медицинская деятельность может нанести ущерб этим нематериальным благам, охраняемым правовыми нормами уголовного, гражданского, административного права.

Принятый в 2002 г. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, распространял свое действие на оказание медицинской помощи до 2007 г., когда медицинская помощь была исключена из сферы его действия.

С 2011 г. данный закон опять распространил свое действие на медицинскую помощь, а потом и на медицинскую деятельность, неотъемлемой составляющей которой является медицинская помощь. Можно предположить, что эти меры были связаны с нормотворческой деятельностью, вызванной принятием Закона № 323-ФЗ.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Как соотносятся Закон № 184-ФЗ и Закон № 323-ФЗ?

Дело в том, что Закон № 184-ФЗ содержит понятие «безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность)», определяемое как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

При этом продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В свою очередь, Закон № 323-ФЗ содержит понятие «безопасность медицинской деятельности», но не раскрывает его содержания.

Безопасность медицинской деятельности можно определить как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан.

Используя определение из Закона № 184-ФЗ применительно к медицинской деятельности, безопасность медицинской деятельности можно определить как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц. А риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.

Актуальная тенденция: усиление контроля за качеством работы медицинских организацийМедицинская помощь всегда оказывается в условиях риска. При этом вред, нанесенный при оказании медицинской помощи, может быть обусловлен вовсе не деликтогенными (т. е. непосредственно связанными с причинами и условиями совершения правонарушений) действиями врачей.

Он может происходить из существа самой патологии, на лечение которой направлены врачебные усилия, а также несовершенства и ограниченности самой технологии по которой предоставляется медицинская помощь.

Задача внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – не выходить из зоны допустимого риска, т. к. пациент, получающий медицинскую помощь, является потребителем медицинской услуги и имеет право на ее безопасность.

Наличие недопустимого риска при оказании медицинской помощи свидетельствует о том, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности лицензиатом надлежащим образом не осуществляется и цели лицензирования по предотвращению ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан не достигаются.

Приведем информацию о фактическом состоянии безопасности медицинской деятельности из доступных источников, озвученную Министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой, в хронологическом порядке.

Из выступления министра на Внеочередном съезде Национальной медицинской палаты 22 мая 2015 г.:
«Несмотря на то что уже сейчас созданы более 1,1 тыс. клинических протоколов, они не везде исполняются. Мы проанализировали все истории болезней умерших детей. Детей, умерших в январе и феврале этого года по всем регионам страны.

Среди умерших только пять процентов лечились согласно утвержденным медицинскими сообществами современным клиническим протоколам», – сообщила Вероника Скворцова.

Министр добавила, что по ведению этих больных было выявлено огромное количество недочетов и ошибок. Эти ошибки, по ее словам, совершались из-за того, что не все медицинские работники повышают свою квалификацию.

К сведению.
Согласно приказу ФФОМС от 21.07.2015 № 130 «О внесении изменений в Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230» в предмет проверок включено соблюдение клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Из доклада Вероники Скворцовой на селекторном совещании о ходе реализации Концепции демографической политики, 10 июня 2015:
«Выездные проверки проведены в этих (Еврейская автономная область, Курская, Ивановская, Липецкая, Орловская, Свердловская и Тамбовская области. – Примеч. ред.) и других регионах Росздравнадзором, Фондом ОМС совместно с Минздравом России.

Выявили большое количество недоработок, нарушений порядков оказания медицинской помощи и грубых ошибок в ведении больных. Хотелось бы отметить, что по результатам 2014 г. число нарушений превысило 22,5 тыс., штрафных санкций наложено Росздравнадзором на 73 млн руб., возбуждено 41 уголовное дело и приостановлена деятельность 22 медицинских организаций.

По результатам проверок за последние два года произошла смена 29 региональных министров здравоохранения в субъектах Российской Федерации».

Из интервью Вероники Скворцовой газете «Известия» 16 июля 2015 г.:
«Был впервые внедрен анализ эффективности работы системы по исполнению порядков оказания медицинской помощи. Всего Росздравнадзором в 2014 г. было проведено 17 тыс. проверок, из них по соблюдению порядков оказания медицинской помощи – около 7 тыс. В 49% случаях есть нарушения.

Деятельность некоторых медицинских учреждений была приостановлена, были отозваны лицензии у ряда организаций. Отмечу также, что резко увеличилось количество взимаемых штрафов.

Росздравнадзор наладил такой контакт с силовыми ведомствами, что у нас очень высокий уровень взимаемости этих штрафов – 82%, а общая сумма составила в 2014 г. более 73 млн руб., что в 1,6 раза больше показателя предыдущего года. Росздравнадзор стал работать намного эффективнее – я несу ответственность за то, что я говорю».

Приведенные примеры высказываний Вероники Скворцовой (на памяти автора она первая, кто из министров здравоохранения постсоветского периода озвучил такие неутешительные данные о состоянии отечественного здравоохранения) свидетельствуют о том, что провозглашенные Законом № 323-ФЗ принципы охраны здоровья не обеспечиваются лицензионными требованиями по наличию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

А также наличием у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации – высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Обладатель подобного сертификата специалиста должен знать, как осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности и не создавать условий для возникновения недопустимого риска при ее осуществлении.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 было озвучено следующее:
«Мы должны сформировать централизованную систему государственного контроля за качеством работы медицинских организаций с соответствующими полномочиями и рычагами. Прошу правительство обеспечить внедрение необходимых изменений в законодательство».

На следующий день дано поручение Правительству России обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих создание централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских организаций, обратив особое внимание на достаточность у Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения полномочий и инструментов для обеспечения контроля за качеством оказываемых медицинских услуг, в т. ч. организациями первичного звена здравоохранения.

Срок исполнения – 15 июля 2015 г.

На момент написания статьи, каких-либо шагов в направлении создания централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских организаций не предпринято, хотя еще 24 декабря 2014 г. во время прямого разговора Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила следующее:
«Сейчас мы не просто пересматриваем полномочия нашей специальной службы контрольно-надзорной т. н. Росздравнадзора, но мы и увеличиваем меру ответственности за нарушения, которые выявляются Росздравнадзором. Служба контроля должна быть жесткой, потому что речь идет о здоровье людей и жизни людей».

Из совокупности представленной информации можно сделать вывод, что основной вектор государства по обеспечению надлежащего качества работы медицинских организаций будет направлен на усиление мер ответственности за выявленные нарушения, подобное было изложено и в Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030 гг.

Внесение законодательных изменений по усилению мер юридической ответственности процесс длительный. Можно предположить, что к концу 2015 г. мы услышим как о таких изменениях, так и о созданной централизованной системе государственного контроля за качеством работы медицинских организаций.

Как сообщил руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко:
«У нас в работе около 30 нормативных документов, например по усилению меры ответственности за несоблюдение лицензионных требований к организации медицинской помощи вплоть до лишения лицензии через суд».

Вместе с тем ничего не мешает уже сегодня главному врачу и его заместителю по медицинской части надлежащим образом осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности и тем самым обеспечить соблюдение основных принципов в сфере охраны здоровья и безопасности пациентов при оказании медицинской помощи, т. к. это отвечает интересам пациента, медицинских работников, медицинской организации, контрольно-надзорных органов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.