5 требований к качеству оказания медицинской помощи

2610

Качество оказания медицинской помощи представляет собой определенную степень обеспечения медицинских вмешательств системой здравоохранения, в которых пациенты нуждаются и тогда, когда в этом есть необходимость, с достижением максимально высоких результатов.

К этой комплексной характеристике предъявляются определенные требования: эффективности, безопасности, достаточности, доступности и своевременности.

Качество оказания медицинской помощи в РФ

Право на медицинскую помощь гражданам РФ провозглашено в Конституции страны.

При этом государственные и муниципальные учреждения предоставляют пациентам медпомощь бесплатно, а ее финансовое содержание обеспечивается за счет средств бюджетов, средств ОМС и иных источников средств.

ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» предусматривает еще одно важное право граждан нашей страны – медицинские услуги им должно предоставляться качественно и в объеме, который соответствует перечню медуслуг, содержащихся в программе госгарантий, а также договору на оказание этих услуг.

При получении медпомощи в учреждениях частного или государственного здравоохранения, пациенты имеют право на возмещение материальных и моральных убытков, которые были ими понесены вследствие некачественного оказания медицинских услуг.

Независимо от уровня функционирования медучреждения, задачей его является предоставление каждому обратившемуся за оказанием медуслуг, возможности прожить свою жизнь долго и с хорошим здоровьем.

Перед системой здравоохранения РФ в качестве одной из основных задач деятельности закреплена следующая – обеспечение доступной и качественной медпомощи, постоянное развитие системы здравоохранения, а также ориентация на профилактику заболеваемости, улучшение демографической картины в стране.

Поэтому высокое качество оказания медицинской помощи позволяет воплотить в жизнь основные задачи системы здравоохранения, а именно:

  1. повысить уровень здоровья пациентов;
  2. помочь пациентам справиться с заболеванием;
  3. ускорить восстановление больных после перенесенных болезней и травм;
  4. увеличить длительность жизни пациентов.

В связи с этим, уже несколько лет в России происходит реализация приоритетного государственного проекта «Здоровье», основной задачей которого является постепенное реформирование системы здравоохранения.

Проблема качества медицинской помощи                                          

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Однако, несмотря на заявленную позицию государства, население страны до сих пор продолжает жаловаться на качество оказания медицинской помощи.

В общем смысле понятие «качество медицинской помощи» призвано всесторонне характеризовать состояние системы здравоохранения, в том числе:

  • материально-техническое оснащение медучреждений;
  • обеспеченность учреждений здравоохранения высококвалифицированными кадрами;
  • обеспеченность научными ресурсами;
  • обеспеченность ресурсами финансовыми, информационными и организационными.

При этом отсутствует единое понимание качество оказания медицинской помощи, о чем говорит частая подмена понятия «качество лечения» такими формулировками – как грамотное, эффективное или рациональное лечение, оптимизация процесса оказания медпомощи, полный/неполный объем медицинских услуг и т.д.

Различия в понимании качества медпомощи приводят к значительным затруднениям в оценивании медицинских услуг, оказываемым больным. Кроме того, сложности возникают при разработке практических стратегий по улучшению качества услуг, предоставляемых медучреждениями.

5 требований к качеству оказания медицинской помощи

Мы установили, что качество оказания медицинской помощи важно на всех этапах ее оказания, и имеет практическое значение для увеличения продолжительности населения и сохранения его здоровья.

Рассмотрим основные требования, которым должна соответствовать современная медицинская помощь в условиях российской системы здравоохранения.

  1. Доступность медицинской помощи.

Традиционно доступность медпомощи является признаком эффективности системы здравоохранения.

Однако, в рамках исполнения данного требования ключевое значение имеет не только доступ абсолютно всех граждан к получению медицинских услуг. Гораздо важнее, чтобы медицинская помощь, предоставляемая населению, не отличалась по своему качеству в разных медучреждениях, регионах страны и т.д.

В территориальных программах госгарантий устанавливаются значения критериев качества и доступности медпомощи, на основе анализа которых составляется сводная оценка динамики и уровня следующих показателей:

  • число больных, у которых диагностированы социально значимые болезни;
  • число трудоспособных граждан, у которых установлена инвалидность (впервые);
  • уровень смертности населения;
  • показатели смертности пациентов по разным критериям (в трудоспособном возрасте, от отдельных видов болезней, от ДТП и иных внешних причин, смертность младенческая и материнская);
  • оценка реализации нормативов медпомощи по ее видам в соответствии с программой госгарантий;
  • оценка сроков ожидания медпомощи пациентами в плановом порядке;
  • оценка эффективности применения ресурсов, имеющихся в распоряжении органов здравоохранения, в том числе кадровых и материально-технических.
  1. Своевременность оказания медицинской помощи.

Своевременность оказания медицинской помощиКачество оказания медицинской помощи всегда включает ее своевременность. Это значит, что пациент получает медпомощи в любых ситуациях, когда это необходимо, без каких-либо промедлений и с минимальным временем ожидания.

То есть приезд скорой помощи, доступ на прием к врачу, проведение обследований и получение результатов диагностики должно быть максимально быстрым и комфортным для больного.

Если такое важное требование не будет полноценно соблюдаться, то, помимо эмоциональных неудобств, больному может быть нанесен непоправимый вред – осложнения, сопутствующие заболевания, летальный исход.

Кроме того, несвоевременно оказанную медпомощь можно считать признаком неуважения и невнимательного отношения к больному, что в современных условиях можно считать неприемлемым.

  1. Достаточность медицинской помощи.

Очень часто качество оказания медицинской помощи характеризуется не только недостаточностью использования ресурсов здравоохранения, но и их избыточностью.

Такой подход приводит к тому, что для конкретного случая стоимость лечения становится завышенной, что отражается на общих затратах системы здравоохранения.

Все предоставленные возможности медучреждение должно использовать разумно, учитывать возможные последствия расходования ресурсов.

Глубокий анализ позволит не только исключить излишние затраты, но и улучшить организацию процесса оказания медпомощи.  А исключение ненужных медицинских услуг, госпитализаций и назначения «лишних» лекарств повысит безопасность лечения пациентов.

  1. Эффективность медицинской помощи.

Все больные, обратившиеся в медучреждение, должны получать те услуги, которые основаны на положениях доказательной медицины.

Во многих зарубежных странах внедрение такого подхода позволило внедрить в рутинную практику медучреждения только эффективные лечебно-диагностические методы и отказаться от малоэффективных или небезопасных методов лечения.

Кроме того, медицинская помощь становится унифицированной и стандартизированной, что в мировых масштабах многократно повысило ее эффективность – уменьшилась летальность и наступление осложнений.

В отечественном здравоохранении принципы доказательной медицины частично содержатся в медицинских стандартах, порядках, рекомендациях и протоколах лечения – во всех документах, содержащих детальное описание лечебно-диагностического процесса при конкретном заболевании.

В общем смысле такие рекомендации создают отличную основу для качественных медицинских услуг.

  1. Безопасность медицинской помощи.

В основе этого требования лежит положение о ом, что при лечении больному не должен быть причинен вред.

В ходе лечебно-диагностического процесса медучреждение должно использовать только то оборудование, лекарственные средства и методики, которые в полной мере соответствуют существующим правилам и стандартам.

Принципы оказания медицинской помощи

Качество оказанная медпомощь предполагает ориентацию медучреждения на интересы пациента. Это значит, что лечение должно соответствовать следующим принципам:

  • учет пожеланий и интересов пациента. При назначении лечения следует учитывать уникальные цели пациент и его требования. Важно помнить о том, что качество оказания медпомощи оценивает не только медик, но и его пациент;
  • обмен информацией и постоянное общение с пациентом. Хорошее лечение предполагает, что пациенту ясны его цели и основные процедуры. Всестороннее информирование в этом случае – задача врача;
  • обеспечение психологического и физического комфорта для пациента. Любое лечение направлено на то, чтобы максимальным образом уменьшить действие негативных факторов болезни – боли, сердцебиения, одышки и т.д. Также любое заболевание сопровождает и тревога, что опытный врач также должен предусматривать и по возможности нивелировать своими действиями;
  • лечение предполагает поддержку пациента не только медработником, но и семьей, что предполагает вовлечение близких в лечебный процесс;
  • координация всех этапов и компонентов лечения. Это значит, что все компоненты лечения должны быть взаимосвязаны и соблюдать преемственность – стационар, поликлиника, специализированное лечение или клиника, лечение на дому.

Соблюдение этих принципов также позволит поднять качество оказания медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль