Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в поликлинике

1900

Российское здравоохранение особое внимание уделяет первичному звену, к которому относятся амбулаторно-поликлинические учреждения. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в поликлинике необходим для обеспечения высокого качества медицинских услуг, предоставляемых пациентам.

В материале представлены рекомендации по организации внутренних контрольных мер в поликлинике, разработанных по инициативе Росздравнадзора.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в поликлинике: структура рекомендаций

Практические рекомендации по организации контрольных мер в поликлинике были в 2016 году разработаны в ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора.

На данный момент положения данных рекомендаций уже активно применяются в региональных медучреждениях Татарстана, Томской области и Москвы.

Результаты исследований объектов окружающей среды

Результаты исследований объектов окружающей среды
посмотреть/скачать>>

Всего выделено 15 направлений, по которым специалисты смогут оценить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

В основе документа общие принципы здравоохранения:

  • риск-ориентированный подход;
  • ориентация на пациентов;
  • непрерывное улучшение качества медуслуг;
  • непрерывность лечебного процесса;
  • создание стандартных процедур и алгоритмов;
  • использование данных доказательной медицины.

При организации системы внутреннего контроля в поликлинике, руководство медучреждения должно руководствоваться следующими источниками информации, значение каждого будет разным в зависимости от клинической ситуации:

  1. Нормативная документация, локальные акты медучреждения, документация по пациенту – медицинская карта, учетные формы, история болезни. Также используются разработанные инструкции и алгоритмы лечения, должностные инструкции врачей.
  2. Медицинские работники, мнение которых учитывается, кроме того уровень знаний медперсонала должен постоянно проверяться методами тестирования и опросов.
  3. Больные, а также их близкие и родственники. С целью получения информации они проходят опросы и интервью, заполняют специальные опросные листы и анкеты. Отметим, что именно мнение больных наиболее значимо в ходе внутреннего контроля.
  4. Постоянный мониторинг и анализ процессов, происходящих в медицинской деятельности поликлиники.

Для того, чтобы оценить эффективность деятельности поликлиники, помимо качественных показателей ее работы, рекомендуется разработать и систему количественной оценки. Это позволит также произвести сравнение с деятельностью других медучреждений, что станет базой в системе собственного мониторинга.

Далее рассмотрим отдельные направления, по которым предлагается выстраивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в поликлинике.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Работа регистратуры поликлиники и ее организация

В амбулаторно-поликлинической сети именно регистратура является важной частью процесса оказания медпомощи.  Именно работа регистратуры позволяет пациентам вовремя получить медицинскую помощи и в целом упростить процесс общения между пациентом и медучреждением.

Сотрудники регистратуры должны знать алгоритмы своих действий, разработанную в медучреждении структуру маршрутизацию больных. Информация, представленная пациентам медицинскими регистраторами, должна быть четкой, понятной и удобной.

Во многих региональных медучреждениях создаются свои стандарты качества работы регистратуры, которые должны содержать четкие критерии для внутреннего контроля.

Рекомендации Росздравнадзора предлагают организацию схожих подразделений, которые решают задачи регистратуры – колл-центр, стойка информации, контактный центр и т.д.

Развитие стационарзамещающих технологий и диспансеризации

Развитие технологий, замещающих стационарные является одним из важных направлений в работе поликлиник, поскольку они являются частью эффективно действующей и рациональной системы здравоохранения.

Напомним, что в дневном стационаре пациенты могут получать помощь лечебно-диагностическую, реабилитационную и профилактическую, когда им не нужна круглосуточная госпитализация.

Организация стационара дневного пребывания сочетает в себе положительные стороны обычного стационара и амбулаторного лечения, благодаря чему пациент получает необходимое наблюдение, но при этом находится в привычных для себя условиях.

Даны рекомендации и по поводу диспансеризации. Известно, что диспансеризация является комплексом специальных профилактических мероприятий, когда пациента обследует несколько врачей, в соответствии с тем объёмом исследований, который установлен для каждой группы населения.

В связи с этим важно соблюдать рекомендации по обследованию пациентов с хроническими болезнями, с ишемической болезнью сердца и гипертонией, пациентом с нарушениями мозгового кровообращения и сердечного ритма, сахарным диабетом и другими болезнями.

Вся необходимая информация по проведению диспансеризации обобщена на сайте ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в направлении профилактики и формирования у населения здорового образа жизни также имеет важное значение, что требует постоянной и целенаправленной работы медперсонала.

Компетентность и компетенции медработников

В вопросе качества безопасности медицинской деятельности в поликлинике ключевая роль отводится медицинскому персоналу, который должен быть соответствующим образом подготовлен и работать слажено.

Руководитель медучреждения должен уметь эффективно использовать кадровые ресурсы, осуществлять управление, опираясь на штатное расписание и порядки оказания медпомощи.

Кроме того, на качество медицинской деятельности влияет то, как медперсонал умеет работать командно, особенно в условиях мультидисциплинарной команды.

При этом значение имеет не только дисциплина и высокая квалификация сотрудников, но и их творческие способности и усилия.

Профессиональные навыки, умения и знания, которыми обладают медработники, должны иметь практическую направленность, также сотрудники должны уметь правильно воспользоваться предложенными алгоритмами проведения процедур и клиническими протоколами.

В медучреждении должны быть разработаны модели компетенций персонала по различным профилям, что может использоваться для дальнейшего анализа эффективности команды сотрудников медучреждения.

Организация системы идентификации больных

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности предполагает наличие организованной системы идентификации больных.

Часто медперсонал допускает ошибки при проведении диагностических процедур, оперативных вмешательств и реализации врачебных назначений.

Особенно важно наладить точную идентификационную систему в условиях, когда медперсонал испытывает большую нагрузку и в лечении пациента принимает большое число специалистов.

С этой целью в медучреждениях вводятся свои меры по обеспечению идентификации пациентов: вводятся электронные браслеты или браслеты со штрих-кодами, а также другие альтернативные системы.

Лекарственная, эпидемиологическая безопасность и обращение медизделий

Профилактика внутрибольничных инфекций – еще одна часть работы медучреждений, которой в рекомендациях Росздравнадзора уделено внимание.

Наиболее точным термин, описывающий меры по профилактике ВБИ – инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.

Медперсонал, помимо соблюдения профилактических мер, должен помнить, какие группы больных наиболее подвержены инфекциям: пожилые люди и дети, больные с множественными сопутствующими болезнями, а также люди, которые подверглись оперативному вмешательству, трансплантации органов и т.д.

Что касается лекарственной безопасности, то здесь необходимо соблюдение общих мер, которые позволят избежать осложнений у пациентов и иных нежелательных реакций.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в области фармаконадзора подразумевает: создание системы лекарственной безопасности в медучреждении, системы контроля за обращением лекарств, эффективное ведение медицинской документации, взаимодействие врача с больным, преемственной медицинской помощи.

В плане контроля за обращением медицинских изделий требования соответствуют законодательным. Главное правило – в медицинской деятельности можно использовать только официально зарегистрированные медучреждения и только по их прямому назначению.

Непрерывность процесса оказания медпомощи

Одним из важных условий качественной медпомощи является ее непрерывность. Если один из этапов медицинской помощи будет прерван или пропущен, то пациент не получить необходимое лечение. Возможны тяжелые последствия – медицинская ошибка, ятрогенное заболевание и т.д.

В поликлинике обеспечение преемственности медицинской помощи также является важным вопросом, и решить его можно, если создать стандартные протоколы передачи дежурств.

Важно и вовремя оформлять всю медицинскую документацию на пациента – результаты анализов, истории болезни, медкарты. Переход на систему электронного документооборота снизит нагрузку на персонал и поднимет уровень преемственности.

Кроме того, очень важно руководству медучреждения обеспечить и сопутствующие преемственности моменты – наличие в поликлинике доступного лифта, кресла-коляски, правил сопровождения больного и т.д.

Соблюдение этих мер существенно улучшит внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Среди других направлений рекомендации выделяют также хирургическую безопасность, качественно организованный уход за пациентами, общая безопасность среды в медучреждении, профилактика падений и пролежней у пациентов и т.д. Данные направления в большинстве своем имеют отношение к стационарным подразделениям медучреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль