Как правильно организовать работу поликлиники

628

Поликлиника – это специализированное учреждение здравоохранения, оказывающее медицинские услуги гражданам на дому или непосредственно на амбулаторном приеме.

Деятельность поликлиники направлена на  предупреждение и лечение острых и хронических патологий и их осложнений, поэтому одна из задач ее работы – реализация системы мер терапевтического и профилактического характера.

Существует несколько направлений в организации работы поликлиники:

  • лечебное;
  • диагностическое;
  • профилактическое;
  • организационно-методическое.

Поликлиника может выполнять свои функции как отдельная медицинская организация или же являться частью лечебного учреждения городского, регионального или ведомственного значения и входить в него в качестве одного из структурных подразделений. 

Деятельность амбулаторно-поликлинического учреждения заключается в следующих мероприятиях:

  1. Оказание первичной доврачебной помощи.
  2. Оказание врачебной медико-санитарной помощи.
  3. Оказание специализированной медико-санитарной помощи.
  4. Оказание паллиативной помощи.

Амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения работают как в крупных мегаполисах (обычно по одной-две на каждый район города), так и в небольших поселениях.

Организация работы поликлиники: общие положения

Деятельность российских поликлиник по большей части осуществляется по территориально-участковому принципу.

Вся территория, находящаяся в ведении того или иного ЛПУ, разделена на участки, которые формируются исходя из нормативов численности населения:

  • 1700 совершеннолетних жителей – для врача-терапевта;
  • 1500 совершеннолетних жителей – для врача общей практики;
  • 1200 человек всех возрастов – для семейного доктора.

Участков может быть достаточно много, однако за каждым из них закрепляется свой доктор и медсестра, которые называются участковыми.

В результате такого разделения создаются оптимальные условия для результативной работы по лечению и предупреждению патологий – как правило, участковый врач знает большинство больных на своем участке, знаком с особенностями их заболеваний, условиями их жизни и семьями, следовательно может в динамике наблюдать за их состоянием, рассматривать болезни в связи с особенностями трудовой деятельности, бытом и образом жизни.

Это очень помогает эффективно оказывать медпомощь и предупреждать самые разные патологии.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Структурные подразделения поликлиники

Грамотная организация работы поликлиники невозможна без следующих структурных подразделений:

  • регистратура;
  • кабинет статистики;
  • организационно-методический кабинет;
  • административно-хозяйственные подразделения;
  • терапевтическое отделение  – включает в себя кабинеты участковых терапевтов;
  • отделение специализированной медицинской помощи – включает в себя кабинеты узких специалистов;
  • кабинет доврачебной помощи;
  • перевязочные, процедурные и манипуляционные кабинеты;
  • смотровой кабинет;
  • кабинет неотложной медицинской помощи;
  • кабинет или отделение функциональной диагностики;
  • клинико-диагностическая, биохимическая, микробиологическая лаборатории;
  • кабинет лучевой диагностики, флюорографический и маммографический кабинеты;
  • кабинет доверия;
  • дневной стационар;
  • школа здорового образа жизни или центр здоровья.

Руководство поликлиники

Организация работы поликлиники по всем направлениям работы находится в компетенции заведующего или главврача.

Эту должность может замещать лицо, соответствующее квалификационным требованиям, которые предъявляются к работникам сферы здравоохранения для данной должности.

Должностные обязанности заведующего амбулаторным ЛПУ:

  • подробный анализ работы поликлиники по результатам отчетного периода с учетом статистических данных и информации, предоставленной руководителями структурных подразделений;
  • участие в разработке и сдаче годового статистического отчета в органы управления здравоохранением;
  • разработка плана работы поликлиники на год (составляется на основе анализа деятельности поликлиники за предыдущий период, состояния материальной и технической базы, укомплектованности ЛПУ кадрами и их профессиональной квалификации);
  • разработка перспективных планов усовершенствования материально-технической базы поликлиники;
  • координирование работы поликлиники с другими структурными подразделениями ЛПУ, обеспечение их сотрудничества по всем ведущим направлениям;
  • разработка и выполнение мероприятий, посвященных повышению эффективности лечебной и профилактической работы;
  • разработка и проведении мероприятий, способствующих повышению квалификации и уровня профессионализма медперсонала учреждения;
  • совершенствование режима работы кабинетов и отделений учреждения для максимально полного удовлетворения потребностей населения (включая выходные дни);
  • совершенствование административной деятельности поликлиники;
  • изучение и внедрение новейшего опыта передовых амбулаторно-поликлинических учреждений и проводимых ими мероприятий по организации труда в работе трудового коллектива поликлиники;
  • контроль работы медицинского персонала, качества оказываемого лечения, соблюдения стандартов оказания медицинской помощи,
  • оценка соответствия состояния здоровья больных и клинической ситуации стандартам оказания медпомощи;
  • принятие решений в рамках своей профессиональной компетенции и организация их исполнения;
  • систематическое повышение уровня своей квалификации и профессионализма.
  • визирование и подпись документации в пределах своих должностных обязанностей.

Главный врач отвечает за организацию работы поликлиники по всем направлениям работы, за разумное использование ресурсов ЛПУ (кадровых, материальных, финансовых и др.), соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и охрану труда.

Он находится в непосредственном подчинении вышестоящего органа управления здравоохранением, который вправе как назначить его, так и снять с должности соответствующим приказом.

Нормативы штата амбулаторно-поликлинического учреждения

Норматив штата на десять тысяч взрослых жителей участка – 5,9 ставок терапевтов. Нормы нагрузки участкового терапевта:

  • 5 больных в час – в амбулатории;
  • 2 больных в час – на дому.

Общую численность и структурные особенности штата врачей и прочих работников поликлиники определяет ее заведующий или главврач медицинской организации, к которой она относится. Это зависит от численности людей на участках и нормативов штата конкретной поликлиники.

Право на выбор поликлиники

Согласно Приказу №406н, любой житель России вправе выбрать то ЛПУ, которое он считает подходящим для себя, и в котором будет наблюдаться и проходить весь комплекс лечебных мероприятий. Для этого нужно:

  • Подать заведующему ЛПУ заявление, в котором указать:
  • полное название и фактический адрес выбранного амбулаторно-поликлинического учреждения;
  • ФИО его руководителя;
  • полное название и адрес местоположения поликлиники, к которой гражданин прикреплен в настоящее время;
  • сведения о себе (ФИО, дата и место рождения, адрес места регистрации, данные паспорта, номер телефона, адрес электронного почтового ящика);
  • номер полиса ОМС, наименование организации, предоставившей его.

К заявлению должен быть приложены копия документа, удостоверяющего личность, а также копия полиса ОМС.

После этого поликлиника знакомит заявителя со списком участковых терапевтов, количеством граждан, остановивших свой выбор на каждом из них, а также с информацией об особенностях территориально-участкового обслуживания при оказании этими специалистами помощи на дому.

В течение 2 рабочих дней ЛПУ обязано отправить запрос в поликлинику, к которой человек был прикреплен до этого, в ответ на который попросить подтвердить сведения, указанные в заявлении человека, желающего получить прикрепление.

Как только ответ получен, ЛПУ информирует гражданина о возможности прикрепления и получения медпомощи на новом месте (в любой форме – при очной явке, по телефону, в письме, по электронной почте и т.д.). В течение трех рабочих дней после этого ЛПУ сообщает о принятии гражданина на учет в амбулаторно-поликлиническое учреждение, в котором он наблюдался ранее, а также в страховую медицинскую организацию.

В свою очередь, поликлиника, к которой данный гражданин был прикреплен ранее, обязана не позднее 2 рабочих дней ответить на запрос и подтвердить сведения, которые были указаны в рукописном заявлении.

Читайте также в журнале «Здравоохранение»

Ответ можно отправить разными способами – обычной или электронной почтой, факсом и т.д.

В течение трех дней после получения уведомления из выбранной гражданином поликлиники о принятии его на медицинское обслуживание его снимают с учета и направляют его медицинскую документацию в страховую компанию.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль