Надлежащая аптечная практика: новые требования

4681

Правила надлежащей аптечной практики основываются на действующих в нашей стране нормативно-правовых актах, а также на международных стандартах управления качеством.

Не так давно приказом Минздрава РФ № 647н были утверждены правила надлежащей аптечной практики в РФ, которые говорят о внедрении в аптеке стандартных операционных процедур, системы аудита, а также фармацевтического консультирования.

Правила надлежащей аптечной практики в РФ

С утверждением приказа Минздрава РФ № 647н завершилась работа фармацевтических специалистов по разработке отраслевых стандартов качества

Документ основывается на положениях международного стандарта ИСО 9001 системы менеджмента качества. Содержание Правил соответствует требованиям, которые содержались в принятых ранее постановлениях Правительства РФ, Минздрава РФ, а также иной документации, которая имела отношение к фармацевтической деятельности.

В ходе разработке правил специалисты постарались учесть все те замечания, которые часто встречались в ходе проверок аптечных организаций и отразили в документе ряд новых подходов, которые касаются правового статуса руководителя аптечной структуры.

Кроме того, появилось официальное определение фармацевтической услуги, приведены перечни всех регистрационных журналов, обязательных для ведения в аптеке.

Предлагаем далее рассмотреть те новации, по которым будет развиваться надлежащая аптечная практика в России в связи с разработкой новых правил.

Введение стандартных операционных процедур в аптеке

Правила надлежащей аптечной практикиПравила надлежащей аптечной практики в РФ предусматривают обязательное внедрение стандартных операционных процедур в аптечных организациях. Данные процедуры призваны формализовать наиболее распространенные процедуры в деятельности, а также создать порядок действий сотрудников аптеки в любых ситуациях и определить границы их ответственности.

Что включают в себя операционные процедуры

В общем виде стандартные операционные процедуры включают в себя сведения о том:

  • как должен проходить анализ предложений и жалоб, полученных от покупателей;
  • каким образом руководство должно принимать решения по жалобам;
  • как определять причины нарушений нормативной документации и Правил;
  • каким образом предупреждать появление в обороте недоброкачественных, поддельных и контрафактных лекарств из аптечного ассортимента;
  • каким образом проводить мониторинг результативности предпринятых ранее действий, какие управленческие решения коррекционного характера необходимо предпринимать.

Обязанность по введению стандартных операционных процедур предполагает, что сфера ответственности и полномочий руководителя аптеки будет значительным образом расширена.

Читайте также в журнале «Новая аптека»

Проведение внутренних проверок в аптеке

Надлежащая аптечная практика предполагает, что внутренний аудит деятельности аптеки будет проводиться собственными силами или же с приглашением сторонних специалистов.

Если руководитель аптеки решит, что необходима независимая оценка, то для проведения аудита могут быть приглашены специалисты других субъектов розничной торговли.

Внутренний аудит должен учесть результаты визитов контролирующих и надзорных органов, а также собственных внутренних проверок.

Итоги проведенных мер внутреннего контроля должны быть оформлены в письменном виде. Сотрудник, который несет ответственность за ту или иную проверяемую область, должен в кратчайшие сроки разработать меры по устранению найденных нарушений, а также по их предотвращению в будущем.

После этого он направляет руководителю аптеки подробный отчет.

В дальнейшем по результатам исправления допущенных нарушений проводится итоговая часть аудита.

Работа с персоналом аптеки, его мотивация и обучение

Правила надлежащей аптечной практики в РФ предусматривают еще одну обязанность руководителя аптеки – систематическая работа с фармацевтическими работниками, их мотивация и стимулирования, а также организация программ по адаптации новых сотрудников.

Адаптационная программа для новых сотрудников предполагает проведение:

  • всех необходимых инструктажей в соответствии с законодательством об охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, общего инструктажа по охране труда и технике безопасности в организации;
  • проверки знаний основных положений нормативной документации об обращении лекарственных препаратов;
  • проверки основных умений в сфере оказания фармацевтических услуг, при необходимости – направление сотрудников на дополнительное обучение;
  • проверку знаний законодательства о защите прав потребителей;
  • разъяснительной беседы по поводу личной гигиены сотрудника;
  • работы по развитию у сотрудника навыков предотвращения конфликтов с покупателем, а также развитию у него коммуникативных навыков.

Кроме того, руководитель аптеки должен позаботиться о том, чтобы в его организации периодически проверялись знания сотрудников, повышение их квалификации и опыта.

Понятие фармацевтической услуги

Впервые в Правилах приведено понятие фармацевтической услуги и закреплена обязанность аптеки предоставлять покупателям не только качественные товары из аптечного ассортимента, но и актуальную информацию о них.

В частности, фармацевт должен объяснять о том, какие особенности хранения препарата существуют, как его применять, какая цена на него установлено и имеется ли он в наличии. Также сотрудники в первую очередь должны предлагать клиенту препараты из нижнего ценового сегмента.

Аптечный ассортимент и работа с поставщиками

В соответствии с Правилами, аптека может оказывать поставщикам те или иные услуги на условиях возмездности. Предметом такой услуги могут быть действия, которые выгодны в первую очередь поставщику, стимулируют лояльное отношение покупателей, а также продажи тех или иных товаров из аптечного ассортимента.

При этом вопрос о заключении маркетингового контракта решает сам поставщик, а аптека не может сама навязывать поставщику подобные услуги, стимулирующие рост продаж на конкретный товар.

Проверка ассортимента 

Надлежащая аптечная практика в России включает в себя обязательную проверку БАДов, детского, лечебного и диетического питания по внешним признакам, а также по сопроводительной информации. То есть на этапе приемки товара фармацевт должен убедиться, что упаковки этих товаров не нарушены. К примеру, жестяная банка с детским питанием должна быть герметично закрытой и без вмятин.

Это требование вытекает из п. 33 Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года.

Кроме того, если осуществляется предпродажная подготовка дезсредств, выпущенных в виде аэрозоля, то необходимо проверить, как функционирует аэрозольная упаковка.

По отношению к лекарственным препаратам подобных требований не установлено.

Акт о порче товарно-материальных ценностей

Акт о порче товарно-материальных ценностей
посмотреть/скачать>>

Еще одним новым правилом является то, что розничную продажу товаров нелекарственного ассортимента могут теперь осуществлять лица, которые не имеют фармацевтического или иного дополнительного образования. То есть различные медицинские изделия и сопутствующие товары могут продавать сотрудники, которые имеют обычные навыки в продажах.

Например, если в ФАПе фельдшер осуществляет продажу только товаров нелекарственного ассортимента и медицинских изделий, то ему не нужно дополнительно обучаться правилам продажи лекарств для медицинского применения.

Оформление аптек и торговых залов

Правила надлежащей аптечной практики в РФ предполагают, что сотрудники аптеки имеют право выкладывать препараты, отпускаемые по рецепту в открытые стеклянные витрины и шкафы, но только в том случае, если отсутствует доступ к этим препаратам покупателей.

При этом фармацевтические работники должны учитывать те условия хранения, которые рекомендованы производителем препарата в инструкции или на самой вторичной упаковке.

Также препараты, отпускаемые по рецептам и безрецептурные препараты должны храниться отдельно друг от друга. На рецептурных лекарствах обязательно нужно оставлять отметку, что он отпускается только по рецепту врача.

Выделение в аптеке специальной зоны

Новшество Правил – возможность выделения в аптеке специальной зоны, в которой клиентам будут оказываться услуги по фармацевтическому консультированию. Допустимо в этой зоне разместить сидячие места, каким-то образом выделить эту зону в торговом зале.

Если руководитель аптеки воспользуется таким правом, то ему придется выделить для фармацевтического консультирования граждан минимум одного фармацевта в смену.

Закреплена обязанность аптек по обустройству входа для покупателей специальными устройствами для лиц с ограниченными возможностями к передвижению – пандусами.

Кроме того, аптекам предложен и альтернативный вариант. Если в силу конструктивных особенностей здания сделать пандус невозможно – не нужно доказывать это в судебном порядке, но нужно установить специальную кнопку, нажав на которую покупатель сможет вызвать сотрудника для обслуживания инвалида.

Такой подход позволит аптекам избежать множество штрафов для за отсутствие доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, надлежащая аптечная практика в России в этом году будет иметь следующие тенденции:

  • при отпуске лекарств будет практиковаться фармацевтическое консультирование покупателей;
  • фармацевты будут предлагать покупателям в первую очередь более дешевые препараты, а не их дорогие аналоги;
  • изделия нелекарственного характера и медицинские изделия смогут отпускать покупателям сотрудники, которые не имеют соответствующего фармацевтического образования.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль