text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Подходы и методики оценки качества медицинской помощи

  • 26 марта 2017
  • 2803

Оценка качества медицинской помощи возможна по разным методам. Поскольку действующее законодательство единого подхода по этому вопросу не содержит, то решение остается за главным врачом медицинского учреждения.

Поэтому далее представлены примерные подходы, а также методики оценки при проверке соблюдения медицинских стандартов и порядков, а также при проведении экспертизы КМП.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Оценка качества медицинской помощи при выполнении порядков ее оказания

В ходе проверки соблюдения официально утвержденных медицинских порядков оценивается:

  • насколько правильно соблюдаются условия оказания медпомощи, ее этапность, а также сроки предоставления услуг населению по конкретному состоянию, профилю или болезни;
  • насколько само медучреждение, его отделения, кабинеты и медперсонал соответствует требованиям, которые отражены в порядках медпомощи;
  • насколько выполняются стандарты оснащенности медучреждения, а также его отделений;
  • выполняются ли в медучреждении штатные нормативы и соответствует ли им действующее штатное расписание;
  • соответствие других норм, установленных в медицинских порядках, исходя из особенностей профиля медучреждения и видов оказываемых в нем медицинских услуг.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Оценка качества медицинской помощи при соблюдении медицинских стандартов

  1. проверка выполнения медуслуг в зависимости от установленных индикаторов частоты, а также кратности их применения. Насколько обоснованно назначены медуслуги, которые имеют усредненные показатели менее 1, а также полноту объема выполнения тех медуслуг, которые имеют усредненную частоту 1;
  2. изучение случаев назначения лекарственных средств и других медикаментов, назначения компонентов донорской крови – были ли назначение полным и обоснованным;
  3. изучение случаев назначения пациенту специализированных продуктов, лечебного и диетического питания – было ли это назначение полным и обоснованным;
  4. проверка иных положений, которые имеют место при лечении определенных состояний и заболеваний.

Оценка качества медицинской помощи будет наиболее действенной, если предварительно определить те случаи, когда проведение будет обязательным, а также объемы экспертных процедур.

Результаты исследований объектов окружающей среды
посмотреть/скачать>>

Экспертиза качества медпомощи как метод ее оценки

оценка качества медицинской помощиЭкспертиза КМП является эффективной методикой внутренней оценки качества и безопасности медпомощи.

Все экспертные мероприятия включают в себя целенаправленное изучение медицинской документации по конкретному случаю оказания медпомощи.

Рекомендуется организовывать внутренний контроль качества медпомощи в учреждении здравоохранения по трехуровневой модели:

  1. первый уровень – контроль руководителя отделением медучреждения;
  2. второй уровень – контроль заместителя главного врача;
  3. третий уровень – контроль врачебной комиссии.

В рамках этих мероприятий заведующий отделением анализирует каждый месяц характер и количество найденных дефектов, их структуру, а также влияние конкретных дефектов на качество оказания медпомощи по нозологическим единицам и отдельным врачам.

Заместитель главного врача получает результаты контроля первого уровня и готовит полный ежеквартальный и ежегодный анализ числа найденных дефектов, изучает их структур и воздействие на результаты лечения.

Изучаются дефекты по отделениям, нозологическим единицам и отдельным врачам.

В рамках работы врачебной комиссии каждый квартал и ежегодно сравниваются конечные показатели работы медучреждения с показателями по региону и по стране. Анализируется влияние дефектов на деятельность и развитие медучреждения, выявляются случаи неэффективного и нерационального использования ресурсов.

Оценка качества медицинской помощи по трехуровневой модели завершается передачей отчета врачебной комиссии главному врачу медучреждения со сформулированными предложениями, целью которые является устранение найденных дефектов и их причин, а также повышение качества медпомощи.

Главный врач обобщает полученные данные в виде ежегодного отчета, который направляется в орган управления здравоохранением, принимаются практические управленческие решения и организуются мероприятия.

Подходы к оценке качества медицинской помощи

  1. Структурный подход

В рамках этого подхода оценивается структурная организация медпомощи:

  • проверяются условия и требования лицензии;
  • проверяются те требования, которые утверждены порядками оказания медпомощи;
  • проверяется соответствие требований аттестации и сертификации, аккредитации.

В основе данного подхода лежит мнение специалистов о том, что если в медучреждении нет необходимых «структурных» возможностей, то необходимого качества оказания медпомощи достигнуть не удастся.

Однако, так же нет гарантии и в том, что только лишь соблюдение всех формальных требований позволит достичь высоких результатов в оказании медицинских услуг.

  1. Результативный подход

В рамках этого подхода оценке подвергается реальный результат, который был получен в процессе оказания медицинской помощи.

Формируются предполагаемые модели итоговых результатов, которые сравниваются с теми, что были достигнуты в медучреждении. Кроме метода сравнения этот подход предлагает использовать и статистический метод.

Основным недостатком подхода является то, что качество медпомощи оценивается по итогу, то есть на сам процесс ее оказания повлиять уже нельзя, как и исправить негативные последствия.

Статистические и сравнительные исследования целесообразно проводить на региональном, городском или государственном уровне, а анализ итогов одного медучреждения нельзя считать показательным.

Также оценивание результата на самом деле очень сложно рассматривать в отрыве от оценивания процесса оказания медпомощи, поэтому по многих позициях результативный подход будет пересекаться с процессуальным.

  1. Подход процессуальный

Предполагает оценку самого процесса оказания медпомощи. Главным инструментом оценки являются медицинские стандарты, а способом – проведение медицинской экспертизы.


Если вернуться к определению качества медпомощи, сформулированному в ФЗ «Об охране здоровья», то мы увидим, что оно представляет собой комплекс характеристик, отражающих своевременность медпомощи, правильность выборов методов лечения и диагностики, а также степень достижения запланированного результата.

Из определения видно, что законодатель постарался отразить в нем все три подхода, по которым происходит оценка качества медицинской помощи, что не совсем целесообразно, поскольку каждый метод базируется на разных критериях качества.


Обеспечение качества медпомощи в медучреждении

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране здоровья», качество медпомощи является одним из главных принципов отечественного здравоохранения.

В законе названы также те меры, которые должны обеспечивать высокое качество медпомощи:

  • медпомощь должна быть организована на основании соблюдения принципа приближенности медучреждений к месту обучения, работы или жительства пациента;
  • в медучреждении должно присутствовать необходимое количество медработников с подходящим уровнем квалификации;
  • пациент должен иметь возможность выбрать не только врача, который будет оказывать ему помощь, но и само медучреждение;
  • в медучреждении должны применяться и полноценно соблюдаться медицинские стандарты и порядки;
  • объем медпомощи, предоставляемой пациентам, должен соответствовать гарантированному объему, установленному программой госгарантий;
  • необходимо на основании положений законодательства устанавливать требования к размещению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также необходимых объектов инфраструктуры к сфере здравоохранения, ориентированных на потребностях прикрепленного населения;
  • медучреждения должны находиться для всех групп населения в приемлемой транспортной доступности, в том числе должны присутствовать приспособления, облегчающие доступ в медучреждение инвалидам и лицам с ограниченными возможностями в передвижении;
  • медработники должны иметь возможность свободно пользоваться транспортом и средствами связи для транспортировки больных в другое медучреждение в тех случаях, когда существует угроза его жизни и здоровью.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.