Риски при рекламе медицинских услуг

2306

Реклама медицинских услуг допускается любым способом, разрешенным законодательством и с учетом тех требований, которые изложены в ФЗ «О рекламе».

Закон содержит некоторые запреты по рекламе медицинских услуг. В частности, запрещено использование в рекламе символа красного креста и схожих с ним символов.

Реклама медицинских услуг: требования

Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 ФЗ «О рекламе». Также закон устанавливает допустимые способы передачи рекламы потребителю.

Применительно к медицинской деятельности, одним из главных ограничений является запрет на рекламу услуг по искусственному прерыванию беременности.

Требования закона к содержанию рекламы медучреждений

В ст. 24 Закона отражены требования к содержанию рекламы медучреждений. В частности, рекламный материал не должен отражать следующую информацию:

  • содержать предположение или утверждение о том, что у потребителей рекламы присутствуют те или иные расстройства здоровья или болезни;
  • приводить ссылки на реальные случаи выздоровления пациента, улучшения его состояния в результате применения препарата, который содержится в рекламе;
  • формировать в сознании потребителя рекламы представление о том, что данный препарат имеет неоспоримые преимущества в связи с проведением исследований, которые обязательны для регистрации рекламируемого препарата;
  • содержать отзывы и выражения благодарности от тех людей, которые использовали рекламируемый препарат.

Указанные запреты на содержание в рекламе благодарности потребителей в связи с применением рекламируемого препарата, на ссылки, связанные с излечением от заболеваний и т.д. не устанавливаются в следующих случаях:

Реклама медицинских услуг

  • когда потребителями созданной рекламы являются исключительно сотрудники медицинских учреждений и фармацевтических организаций;
  • когда реклама в дальнейшем будет распространяться только на тематических мероприятиях – тематических конференциях, семинарах, на фармацевтических выставках и т.д. или предназначена для размещения в специализированных печатных изданиях для медработников.

Реклама медицинских услуг и лекарственных препаратов должна сопровождаться информацией об обязательной консультации со специалистом.

Информация о выявлении недоброкачественных лекарственных средств

Информация о выявлении недоброкачественных лекарственных средств
посмотреть/скачать>>

Установлена и продолжительность части рекламы о консультации со специалистом:

  • не менее 3 секунд должно длиться предупреждение при трансляции рекламы в радиопрограммах;
  • не менее 5 секунд транслируется предупреждение в рекламе по телевидению. При этом предупреждению должно отводиться не менее 7% площади телевизионного кадра.

В иных форматах рекламы, размещаемой для неограниченного круга лиц, размер предупреждения должен составлять не менее 5% площади рекламного пространства.

Однако, в исключительных случаях, когда реклама предназначена для размещения на медицинских конференциях, семинарах и иных событиях, данные требования не действуют. Не нужно размещение предупреждения и тога, когда реклама предназначена исключительно для медицинских работников.

Остальные законодательные требования действуют в общем порядке.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Символ красного креста в рекламе медицинских услуг

Несмотря на то, что в памяти многих потребителей Красный крест традиционно ассоциируется с врачами, на данный момент его использование в рекламе медицинских услуг запрещено.

Попасть под запрет может даже та реклама, которая содержит элементы, похожие на красный крест.

Многие медучреждения до сих пор пытаются использовать узнаваемый символ в своей рекламе, поскольку реклама с ним будет наиболее эффективной. Контуры, цвет и форма красного креста может быть разной, но отдельные его элементы в комбинации вызывают у людей стойкие ассоциации с медицинскими учреждениями.

Медицинская символика, используемая в рекламных целях, в настоящее время запрещена. Символ красного креста, использованный медучреждением, расценивается как незаконное использование символов международных организаций. Следовательно, такая реклама недостоверна.

Как выглядит символ красного креста

Красный крест представляет собой геральдическую эмблему, которая образована путем обратного расположения федеральных цветов. Потребитель узнает ее как красный крест на белом фоне.

В настоящее время этот символ сохранен как знак военно-медицинской службы.

В России только одна организация может использовать словосочетание «красный крест» и соответствующий символ – Российский Красный Крест. Это положение отражено и в уставе организации. Только руководство организации может решить, кем и когда может быть использован символ красного креста.

Похожие на красный крест символы

Ответственность медучреждения может наступить не только при несанкционированном использовании эмблемы красного креста, но и тогда, когда рекламное изображение максимально на него похоже.

Об этом свидетельствует анализ судебной практики. Приведем пример.

В ФАС Татарстана обратился гражданин, который утверждал, что одна из аптек города незаконно использует на своей вывеске логотип красного креста. В ходе проверки было выявлено, что на вывеске действительно расположен темно-красный крест на белом фоне, похожий на известное изображение.

Несмотря на то, что вывеска аптеки лишь отдаленно была похожа на красный крест, было решено, что изображения сходны до степени смешения, что неоднозначно воспринимается потребителями.

В приказе Роспатента № 197 от 31.12.2009 года приведены признаки, на основании которых специалисты определяют степень сходства нескольких объёмных обозначений какой-то организации или бренда:

  • они несут равноценное смысловое значение;
  • изображения схожи по внешней форме;
  • цветовые сочетания изображений совпадают;
  • соответствует наличие или отсутствие симметрии в элементах изображений.

При этом в учет берется как совокупность признаков, так и отдельные признаки. Большое значение в этом смысле имеет именно первое впечатление, полученное потребителем. Если в ходе анализа будет выявлено больше разных признаков, чем сходств, то руководствуются все равно первым впечатлением.

Более мелкие признаки имеют второстепенный смысл. Именно поэтому УФАС Татарстана приняло решение о том, что аптека незаконно использовала сходный до смешения символ с красным крестом в своей фармацевтической деятельности.

Кроме того, подобный подход руководства аптеки в целом противоречит и нормам международного и российского права, и деловой добропорядочности, и справедливости.

В связи с этим по делу было возбуждено административное дело.

Неоднозначность судебной практики

Несмотря на наличие подобных приведенному выше случаю примеров, антимонопольные органы все же в некоторых случаях затрудняются однозначно ответить, имеет ли тот или иной логотип сходство с Красным крестом.

Приведем еще один интересный пример из судебной практики, который рассматривался в нескольких инстанциях.

В УФАС по Челябинской области поступило обращение гражданина, который сообщил о том, что на микроавтобусах одного частного медучреждения района расположена надпись, схожая с символикой Красного креста. Кроме того, на рекламном щите организации размещалась такая же символика.

Ведомство установило, что на логотипе клиники действительно размещен Красный крест с надписью «FMC», в результате чего реклама медицинских услуг была признана ненадлежащей.

Медучреждение решило оспорить данное решение антимонопольщиков, для чего было направлено заявление в суд о признании решения ФАС недействительным.

Мнение суда: изображение креста на логотипе клиники действительно схоже с изображением красного креста. Запрос в Красный Крест показал, что организация не давала клинике разрешения пользоваться эмблемой.

Представители клиники пояснили, что изображение, используемое для рекламы, имеет свои уникальные особенности: в центре логотипа на кресте выполнены буквы белого цвета с названием организации, сам крест имеет черную обводку.

Опрос общественного мнения показал, что большая часть граждан видит схожесть логотипа медучреждения с символикой Красного Креста (61%).

Изучив совокупность доказательств, суд оставил решение УФАС без изменения.

Медицинская клиника не остановилась в отстаивании своих прав и обратилась в апелляционную инстанцию, где решение суда первой инстанции было отменено.

Обоснования суда

Суд обосновал свою позицию следующим:

  • для выявления нарушения недостаточно доказать лишь формальное сходство логотипа клиники с символикой Красного Креста. Необходимо доказать, что потребители рекламы испытывают устойчивые ассоциации о принадлежности клиники к международной организации;
  • в решении УФАС отсутствовали однозначные доказательства данного факта. Кроме того, формальные признаки логотипа говорят о явных отличиях от символа Красного креста – толщина линий, их обводка и наличие названия;
  • в рекламе использовано изображение, которое внешне отличается от символики международной организации, поэтому нельзя сказать, что медучреждение использует недостоверные сведения о своих правах на использование данного символа. В противном случае клиника использовала бы логотип, полностью идентичный известному символу.

Как мы видим, в некоторых случаях органы ФАС имеют разное мнение по поводу оценки использования логотипов, схожих с красным крестом.

Стоит помнить и о том, что само по себе изображение креста является универсальным. Для большинства из нас привычно, что на каретах скорой помощи и на вывесках медучреждений присутствует красный крест на белом фоне.

Полагаем, что в сознании людей символ Красного Креста не ассоциируется с конкретной международной организацией, а символизирует медицину и медицинскую помощь в целом. Однако, данный вопрос требует пересмотра не только российских, но и международных правовых норм.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль