Надлежащая аптечная практика в 2017 году: памятка для аптеки

3524

Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения вступили в силу с 1 марта 2017 года. По сути их принятием завершилась пятилетняя работа фармацевтического сообщества над отраслевыми стандартами.  

Их разработчики приняли во внимание все замечания, высказанные в ходе проверок аптечных организаций, и включили в Правила требования к обучению персонала, внутренним проверкам, организации закупок, работе с поставщиками, оформлению торгового зала и витрин, а также к аптечной документации, в частности, к журналам учета и регистрации.

Данный документ подтверждает требования приказов Минздрава, принятых в более раннее время, а также постановлений Правительства и иных нормативно-правовых актов, касающихся фармацевтической деятельности  и объектов социальной и бытовой инфраструктуры.

Правила надлежащей аптечной практики, принятые в нынешнем году, разработаны на базе международного стандарта ИСО 9001 Системы менеджмента качества.

Их разработчики приняли во внимание все замечания, высказанные в ходе проверок аптечных организаций, и включили в Правила ряд нововведений, касающихся обязанностей и прав заведующего аптекой.

Помимо этого, впервые дано определение понятию «фармацевтическая услуга» и приведен перечень обязательных для аптеки журналов.

Новая надлежащая аптечная практика: стандартные операции

Аптечная гильдия начала работу над стандартом надлежащей аптечной практики еще в 2012 году.

Правила надлежащей аптечной практики. Приказ Минздрава 647н

Правила надлежащей аптечной практики. Приказ Минздрава 647н
посмотреть/скачать>>

Надлежащая аптечная практика 2017 года обязывает руководителя аптечной организации разрабатывать и внедрять стандартные операции, формализующие порядок действий сотрудников и четко определяющие границы их ответственности и компетенции в любой ситуации.

Стандартные операционные процедуры включают в себя описание алгоритмов:

  • анализа предложений и жалоб покупателей;
  • принятия решений по жалобе;
  • определения причины нарушения Правил и требований другой нормативной документации в целях предупреждения других подобных нарушений;
  • исключения из оборота поддельной, недоброкачественной и просроченной аптечной продукции;
  • анализа результатов принятых корректирующих и предупреждающих решений.

Обязанность руководителя аптеки по внедрению стандартных операций означает закрепление не только его широких полномочий, но и повышенной ответственности.

Обучение персонала

Надлежащая аптечная практика 2017 года включает в себя разработку и проведение мероприятий по повышению мотивации сотрудников, а также внедрение программ адаптации новых членов коллектива.

Все это находится в компетенции руководителя аптечной организации. Программа адаптации состоит из:

  1. Вводного инструктажа при приеме на работу.
  2. Первичного и вторичного инструктажа на рабочем месте.
  3. Инструктажа по охране труда и ТБ.
  4. Актуализацию знаний основ законодательства в сфере аптечных продаж.
  5. Контроль навыков предоставления фармацевтических услуг, проведение облучения при необходимости.
  6. Информирование о правах потребителей.
  7. Разъяснительную беседу по соблюдению личной гигиены.
  8. Развитие навыков общения и предотвращения конфликтных ситуация с коллегами и покупателями.

Руководитель должен создать для новичков такие условия, в которых был бы возможен непрерывный контроль  их знаний, опыта и квалификации.

Надлежащая аптечная практика 2017 года дает определение понятию «фармацевтическая услуга». Согласно правилам, аптека предоставляет покупателям товары аптечного ассортимента и информацию о них:

  • сведения и способе применения препарата и правилах его хранения;
  • сведения о наличии лекарственного средства и его стоимости.

Информация о медикаментах и изделиях медицинского назначения, имеющих наиболее низкую стоимость, предоставляется в первую очередь.

Внутренний аудит

Внутренний аудит в аптечной организации проводит сотрудник, назначенный руководителем, либо сотрудник на договорной основе.

Внутренний аудитРуководитель аптеки вправе принять решение о проведении независимой проверки, в том числе силами экспертов сторонних организаций. Программа внутренних проверок должна учитывать результаты предыдущих внутренних аудитов и инспекций надзорных органов.

Результаты проверки и мероприятия по устранению выявленных нарушений фиксируются в соответствующем документе. Сотрудник, в сфере работы которого было выявлено нарушение, должен незамедлительно отреагировать и приложить все усилия к его устранению и предупреждению подобного в будущем.

Отчет о проделанной работе направляется руководителю аптеки. Следующим этапом является проверка итогов работы по устранению всех замечаний и нарушений.    

Вход в аптеку и торговый зал

Правила надлежащей аптечной практики допускают нахождение лекарственных препаратов, отпускающихся по рецепту врача, на витринах и полках стеклянных шкафов при условии, что покупатель не имеет к ним доступа.

При размещении медикаментов должны учитываться условия их хранения. Безрецептурные и рецептурные препараты раскладываются отдельно друг от друга. На упаковке последних обязательна пометка «отпуск только по рецепту врача».

В аптеке допустимо выделение отдельной зоны, в которой будет производиться консультирование покупателей по тем или иным вопросам. Однако здесь необходимо специальные ограничители.

Надлежащая аптечная практика в 2017 году: памятка для аптеки

Также важно предусмотреть сидячие места для покупателей, ожидающих своей очереди.  Если аптека принимает решение сделать зону консультаций, руководитель должен будет выделить, как минимум, по одному сотруднику с фармацевтическим образованием на смену.

Особое внимание должно уделяться консультированию покупателей по препаратам низшей ценовой категории.

Еще одна важнейшая задача аптеки — обеспечение беспрепятственного входа и выхода для покупателей с ограниченными возможностями здоровья.

Речь идет о пандусе.  Если установить его по каким-либо причинам невозможно, есть еще одно решение — кнопка вызова специалиста, устанавливающаяся возле входа в аптеку.

Это позволит избежать штрафа за отсутствие условий для доступа лиц с ограниченными возможностями к объектами социальной инфраструктуры.

Закупки, реализация и ассортимент

Аптеки оказывают поставщикам услуги на возмездной основе. Предметом услуги в данном случае выступают действия, несущие для поставщика определенную выгоду, а также стимулирующие продажу аптечных товаров и лояльность покупателей.

Однако при этом аптека не может навязывать поставщику свои услуги, то есть решение о заключении контракта с той или иной аптекой он принимает самостоятельно.

Правила надлежащей аптечной практики 2017 года содержат указания на необходимость проверок детского и диетического питания и биологически активных добавок по внешним признакам и по сопроводительной документации.

Это означает, что при приеме товара работник аптеки должен проверить целостность упаковки (например, банка с детской молочной смесью не повреждена - на ней нет вмятин, и она герметично закрыта). Это требование содержится в Постановлении Правительства РФ №55 от 19.01.1998 года.

При подготовке к продаже антисептических и дезинфицирующих препаратов, имеющих форму аэрозоля, необходимо проверять функционирование аэрозольного баллона. Это требование также содержится в Постановлении Правительства РФ №55. Относительно лекарственных средств таких указаний нет.

Реализацию товаров нелекарственного ассортимента могут осуществлять сотрудники без фармацевтического образования или дополнительного образования в части розничной торговли медикаментами.

Иными словами, продажей может заниматься любой сотрудник при условии владения необходимыми навыками.    

Журналы, обязательные для аптеки

Журналы, которые должны быть в аптечной организации согласно Правилам надлежащей аптечной практики 2017 года, представлены в Таблице ниже.

Группа Наименование
Приказы и проверки Журнал регистрации приказов (распоряжений) по предприятию

Журнал учета проверок юридического лица или ИП органами государственного или муниципального контроля (надзора)

Хранение Журнал ежедневной регистрации параметров температуры и влажности в помещениях для хранения

Журнал периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования

ПКУ, наркотические и психотропные препараты (при наличии) Журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету

Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Движение и учет лекарственных средств Журнал по обеспечению лекарственными препаратами минимального ассортимента, отсутствующими на момент обращения покупателя

Журнал учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности

Журнал учета дефектуры

Журнал учета поступления и расхода вакцин (при наличии)

Журнал учета рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании (при наличии)

Внутриаптечное производство Журнал лабораторно-фасовочных работ
Внутренний контроль Журнал регистрации результатов приемочного контроля
Работа с медорганизациями Журнал учета неправильно выписанных рецептов

Журнал информационной работы с медицинскими организациями о порядке обеспечения граждан льготными и бесплатными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями

Охрана труда Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте

Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности

Журнал регистрации инструктажа по электробезопасности

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×