Витрины аптек: оформляем кассовую зону

2023

Прикассовая зона аптеки — это место расположения торгового оборудования, предназначенное для расчетов с покупателями. Именно здесь преобладает спонтанный спрос на выставленную продукцию, связанный с принятием неожиданного решения о незапланированных покупках.

От оформления витрин в кассовой зоне во многом зависит интерес покупателя к аптечному ассортименту и то, придет ли он в эту аптеку снова.

Товары, расположенные здесь, должны соответствовать ряду условий, а оформление кассовой зоны в аптеке традиционного формата и в аптеке самообслуживания имеет свои особенности

Прикассовая зона аптеки — это место расположения торгового оборудования, предназначенное для расчетов с покупателями.

Здесь преобладает спонтанный спрос на выставленный ассортимент, связанный с принятием неожиданного решения о покупке незапланированных дополнительных товаров. Пространство возле кассы — горячая мерчендайзинговая зона.

Давно доказано, что поведение покупателей в разных зонах аптеки различно. Как правило, на кассе покупателя охватывают внезапные эмоции и чувства, и само собой появляется твердое решение о покупке, продиктованное сиюминутным желанием.

Мотивы такого поступка различны — понравилась красивая яркая коробочка, вспомнился рекламный ролик, увиденный недавно по телевидению, возникло желание обязательно попробовать, чтобы составить свое мнение о товаре.

6 причин возврата лекарств. Как вести себя фармацевту?

6 причин возврата лекарств. Как вести себя фармацевту?
посмотреть/скачать>>

Роль мерчендайзинговых приемов при этом крайне важна, так как они помогают замотивировать человека на совершение спонтанных приобретений, не входящих в его планы. 

Какой товар размещать возле кассы?

Воле кассы, как правило, располагаются товары импульсного спроса.

Сюда можно отнести:

  1. Распространенные препараты, отпускающиеся без рецепта.
  2. Товары сезонного ассортимента.
  3. Новинки, и продукция, участвующая в промоакциях.
  4. Товары, принимающие участие в различных акциях и спецпредложениях.
  5. Сопутствующий аптечный ассортимент.

К товарам, расположенным возле кассы, по экономическим соображениям предъявляются некоторые требования:

  • востребованность у широкого круга покупателей;
  • эстетичная упаковка, привлекающая внимание (это позволяет добиться хорошей визуализации товара);
  • небольшое число наименований (в противном случае покупатель может запутаться и впасть в ступор);
  • небольшие размеры товаров;
  • более высокая торговая наценка, позволяющая принести аптеке хорошую прибыль.

В то же время продукция, расположенная в прикассовой зоне, не должна быть слишком дорогой,  не должна требовать от покупателя тщательного предварительного выбора или длительного времени для принятия решения о приобретении.

Следуя этому правилу, возле кассы не размещают:

  • детские товары;
  • товары ухода за людьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • медицинскую технику;
  • ортопедическую продукцию;
  • товары интимного назначения.

Эта продукция размещается в стороне от касс и основного потока покупателей.

Продукция размещается

Рисунок 1. Влияние товаров импульсного спроса на покупателя

Читайте также в журнале «Новая аптека»

Реклама в кассовой зоне

Прикассовая зона аптеки идеально подходит для размещения рекламы различного рода. Сюда в первую очередь относятся POS-материалы:

  • фирменные визитницы, календарики, монетницы, пакеты — все это является частью имиджа аптеки и показателем достойного уровня сервиса;
  • проспекты, листовки, буклеты и другая полиграфическая продукция, которую можно вложить в пакет для того, чтобы покупатель более тщательного изучил дома информацию об ассортименте аптеки;
  • корпоративные периодические издания аптеки или аптечной сети;
  • медицинская форма персонала аптеки с элементами корпоративного стиля;
  • ценники, способствующие продвижению товара;
  • баннеры, на которых содержится информация об акциях, специальных предложениях и дополнительных услугах.

Реклама в кассовой зоне должна отвечать трем требованиям:

  1. Мобильность.
  2. Динамичность.
  3. Актуальность.

Ее необходимо регулярно обновлять, с учетом сезона, проводимых в аптеке рекламных кампаний, ассортимента. Не менее важно соблюдение баланса — не допустима перегрузка витрин аптеки и кассовой зоны рекламно-информационными материалами.

Избыток рекламы приводит к тому, что покупатель перестает обращать на нее внимание, а аптека теряет свой вид.

Оформление кассовой зоны аптеки традиционного формата

Стоит помнить о том, что в кассовой зоне аптеки важна каждая мелочь — ассортимент, пространство, расположение торгового оборудования. Аптеки с закрытой и открытой выкладкой товара имеют разные форматы кассовой зоны.

Кассовая зона аптек традиционного формата является не только местом совершениям спонтанных приобретений, но и местом фармацевтического консультирования покупателей. Касса аптеки с закрытой выкладкой ограничена по площади, расположению витрин и размещению дополнительного торгового оборудования. Основные правила оформления прикассовой зоны в аптеке традиционного формата.

Витрины аптек: оформляем кассовую зону

Рисунок 2. Аптека традиционного формата. На прозрачной стене возле кассы размещены рекламные стикеры

Рекламное сопровождение

Для кассовой зоны традиционной актуальны рекламные стикеры-подсказки, расположенные на витрине аптеки — например, в форме напоминания о профилактике ОРВИ и гриппа или о товарах, без которых не обойтись на отдыхе. Такая реклама предлагает праздничный ассортимент, информирует о скидках и др. Возможны такие варианты:

«Собираетесь на отдых? Купите дорожную аптечку и получите в подарок фирменную сумку для нее!»;

«Мучаетесь в догадках, что подарить близким? Лучший вариант — подарочный сертификат. Пусть его обладатель сам сделает выбор»;

«Только сегодня — средство для красивого загара всего за 249 рублей!».

Если есть возможность, на стойке можно расположить не только печатную продукцию и визитки аптеки, но и мелкоформатную рекламу — буклеты, листовки и др.

Яркость и функциональность

Витрины аптек традиционного формата в основном предназначены для выкладки околофармацевтической продукции и рекламных предложений. Товары, размещенные на кассе, должны соответствовать сочетанию параметров «цена — размер — привлекательность для покупателей».

Это могут быть средства гигиены в маленьких пачках, косметическая продукция, карманные футляры для лекарств, а также товары наиболее высокого спонтанного спроса -  детские батончики, мюсли, карамель, витамины, заменители сахара и др.

Важный момент — сезонные препараты и ассортимент, актуальный для каждого отдельного посетителя желательно располагать с той стороны кассы, где располагается очередь.

Плотное товарное соседство прикассовой зоны

Рисунок 3. Плотное товарное соседство прикассовой зоны: лекарства, напитки, парафармацевтика

Вежливость и ничего лишнего

Не стоит располагать в прикассовой зоне аптеки коробку для складывания чеков, которые не забрали посетители. В этом нет необходимости, тем более, что такая коробка занимает место и портит внешний вид кассовой зоны. Целесообразнее класть чек в пакет с уже приобретенным товаром. Чтобы оставить о себе приятное впечатление и спровоцировать у покупателя желание прийти сюда снова, нелишним будет пожелать ему здоровья и вежливо попрощаться.

Оформление кассовой зоны в аптеке самообслуживания

Аптеки самообслуживания имеют больше достоинств по сравнению с аптеками традиционного формата с точки зрения стимулирования спонтанных покупок. Здесь в прикассовом пространстве уже можно располагать крупноформатные рекламные конструкции — баннеры, плакаты.

В некоторых аптеках сегодня можно увидеть телевизионные экраны, транслирующие соответствующую рекламу. На первый взгляд, это эффективный прием — человек видит рекламу и тут же совершает покупку. Однако на деле выходит, что подобная реклама отвлекает покупателя, а само изображение начинает конкурировать с витринами аптеки. Это не значит, что нужно отказываться от телевизионной рекламы — расположенная в месте для отдыха покупателей, она будет гораздо более полезна. 

Путь к повышению продаж

Главное условие успешной ассортиментной политики самой горячей зоны торгового зала аптеки — ее гибкость. Товары здесь не выкладываются однажды и навсегда — они должны регулярно меняться в зависимости от ситуации. Кассовая зона нуждается в постоянном тестировании и мониторинге по показателям востребованности и уходимости.

Золотое правило маркетинга: завершение продажи — основа для будущих покупок. Покупатель будет рад не только грамотно подобранному аптечному ассортименту, но и приятной мелочи, создающей настроение и посетителям, и сотрудникам. Такой «изюминкой» может стать элегантная цветочная композиция, хорошо вписывающаяся в аптечный интерьер.

Типовые модели выкладки аптечного ассортимента в кассовой зоне

Типовые модели выкладки аптечного ассортимента

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль