Что главврач должен учесть при внедрении МИС

1567

Медицинская информационная система (МИС) должна быть внедрена во все медучреждения по рекомендациям Минздрава РФ.Медицинская информационная система (МИС)

В связи с этим, предлагается рассмотреть, из каких этапов состоит внедрение МИС в медучреждении, и что следует предусмотреть в техническом задании для того, чтобы превратить такую систему в эффективный инструмент управления организацией.

Медицинская информационная система: этапы внедрения

Отметим важные моменты, на которые должен обратить внимание руководители, когда внедряются медицинские информационные системы медицинских организаций:

  • необходимо предусмотреть контроль допуска сотрудников к МИС в соответствии с действующими медицинскими сертификатами. Если у кого-то врача сертификат просрочен или не действителен, он не сможет работать в системе;
  • установите в МИС модуль госпитализации. Это позволит контролировать потом пациентов в стационаре, отслеживать план их госпитализации. Кроме того, так вы сможете эффективнее использовать койки в стационаре, а также операционные;
  • отслеживайте амортизацию медицинского оборудования при оказании медуслуг, что позволит расходы на содержание этого оборудования.

Система внедрения медицинской информационной системы состоит из трех этапов: планирование, подготовительный, этап внедрения МИС. Рассмотрим подробнее их содержание.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных
посмотреть/скачать>>

Этап планирования внедрения МИС

На этот отводится около трех месяцев. За это время нужно определить цель и задачи автоматизации в медучреждении, выделить те процессы, которые обязательно нужно автоматизировать.

Также решите, какие модели и в какой последовательности будут внедряться. Начинается автоматизация обычно с регистратуры, затем продолжается в приемном отделении, в стационаре и т.д.

Главный врач с экономическим отделом оценивает, какие затраты придется понести в связи с внедрением МИС, определяют источники финансирования. Устанавливайте конкретные сроки, которых нужно будет придерживаться.

Следующая группа задач касается непосредственно программного обеспечения:

  • изучите организации, которые продают и устанавливают медицинские информационные системы медицинских организаций;
  • определите, кто будет заниматься сопровождением программы;
  • некоторые вопросы можно поручить своему информационному отделу, особенно в том случае, если вам будет установлена программа с открытым кодом доступа. Для организации собственного IT-отдела понадобятся дополнительные расходы;
  • если возможностей открыть свой ИТ-отдел нет, то необходимо заключать дополнительный договор с поставщиком на обслуживание программы;
  • далее необходимо определить, кто будет заниматься техническим обслуживанием – собственный ИТ-отдел или обслуживающая организация.

В заключение этого этапа отдел закупок должен включить приобретение программного обеспечения в план закупок. Также нужно предусмотреть, какое еще сетевое, телекоммуникационное оборудование и оргтехника понадобятся.

Минздрав РФ в рекомендациях от 01.02.2016 года приводит свои советы по разработке и использованию медицинской информационной системы.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Основной этап

Этот этап самый длительный, и в зависимости от многих факторов он может длиться от 6 месяцев до одного года.

Он состоит из ряда задач и процессов:

  1. Необходимо составить схему управленческой модели медучреждения. Проанализируйте структуру управленческой, лечебной и организационной деятельности.
  2. Изучите информационные ресурсы, имеющиеся в медучреждении и определите, каких потоков информации недостаточно. Например, в медучреждении может не хватать стандартов выполнения определенных процедур, первичных медицинских документов. Исправьте ситуацию.

Также необходимо создать единую базу нормативной и локальной документацию, к которой медработники смогут иметь доступ в медицинской информационной системе. Изучите формы отчетности – проверьте, соответствуют ли они требованиям контролирующих органов. Если есть расхождения – исправьте.

  1. Изучите основные бизнес-процессы организации, выявите те процедуры, которых не хватает. Для этого нужно изучать требования нормативной документации. Проследите пошагово, например, документооборот врачебной комиссии. Автоматизация позволит соблюдать в точности все требования законов.
  2. Создайте рабочую группу, которая будет заниматься разработкой технического задания. Назначьте руководителя группы (например, одного из своих заместителей) и включите в нее программистов, экономистов, технических сотрудников, методистов и представителей медицинского персонала.

Условия работы этой группы должны позволить участникам полностью сосредоточиться на этом проекте.

Группа должна определить комплекс необходимых программ, которые обеспечат обработку, обмен и хранение данных. Выбор должен быть сфокусирован только на лицензионном ПО, иначе могут возникнуть серьезные проблемы в последующей.Что главврач должен учесть при внедрении МИС

Далее рассчитывается объем технического обеспечения – серверная часть, источники питания, компьютеры, принтеры, сетевое, телекоммуникационное оборудование.

На этом этапе уже должно быть известно точное число рабочих мест, на которых будет стоять медицинская информационная система.

Медперсонал должен понимать, зачем нужны нововведения. Если они не будут заинтересованы в переменах, то внедрение МИС будет нерезультативным.

Когда определитесь с программным обеспечением и его техническими требованиями, можно закупать остальное оборудование. Чтобы оптимизировать прокладку компьютерных сетей, необходимо разработать схему рабочих мест.

Автоматизация рабочих процессов на основном этапе

Рассмотрим основные группы процессов, которые помогают автоматизировать медицинские информационные системы медицинских организаций:

  1. Маршрутизация больных. Автоматическая маршрутизация помогает делить пациентов по форме, условиям и финансированию медпомощи. Каждый поток максимально детализируется по разным характеристикам.

Например, пациентов, у которых есть талон на ВМП, можно разделить на несколько потоков: заочная консультация и госпитализация, пациентов на платные услуги – на госпитализацию и консультацию и т.д.

В поликлиниках пациентов можно делить по участкам, и делить внутри на группы.

Также можно провести разделение пациентов на первичных, повторных и нуждающихся в динамическом наблюдении.

  1. Лечебно-диагностический процесс. Этот процесс всегда сопровождается большим количеством медицинской документации, и автоматизация может упростить:
    • процесс получения информированных добровольных согласий от больных;
    • ведение медицинских карт поликлиники и стационаре в электронном виде;
    • формирование направлений на обследования и анализы;
    • ведение протоколов врачебных комиссий, медицинских услуг;
    • формирование договоров на оказание медицинских услуг;
    • талонов на получение высокотехнологичной медпомощи и т.д.

Можно предусмотреть возможность сканирования бумажных документов для прикрепления их к электронной истории болезни или карте пациента. Медицинская информационная система может содержать в себе целых архив таких изображений.

Еще один важный элемент этого процесса – взаимодействие с аптекой. Можно не только упростить процесс лекарственны назначений, но и контролировать их выполнение.

  1. Отчетность и статистика. МИР в режиме реального времени может формировать отчеты, таблицы, схемы, проводить сравнительный анализ и т.д.

К примеру, можно оперативно составить анализ врачебной нагрузки, занятости коек. Система может формировать пациентов в группы по половозрастному составу, по нозологиям, виду оперативного вмешательства и по другим характеристикам.

Все это позволяет всегда быть в курсе текущей деятельности медучреждения.

  1. Медицинские услуги и их учет в МИС. Это один из главных элементов системы, поскольку с оказанием медуслуг связаны все элементы медицинской деятельности – пациенты, медработники, управление, медицинские документы и т.д.

Рабочие процессы медорганизации

Для каждого пациента в зависимости от его нозологической группы предусмотрен медицинский стандарт лечения и определенный перечень медицинских услуг, входящих в этот стандарт. В МИС необходимо загрузить протоколы для каждой такой услуги.

Среди тех граф, которые нужно включить в соответствующий протокол, можно выделить:

  • причина обращения в медучреждение;
  • кодировка болезни по МКБ;
  • результаты оказанной медуслуги;
  • возникшие осложнения;
  • применяемое медоборудование, препараты и медицинское изделие;
  • какие врачи участвовали в оказании услуг пациенту, а также средний и прочий медперсонал.

Если все графы будут заполняться вовремя, то главный врач медучреждения и его заместитель смогут анализировать каждый параметр отдельно по конкретной медицинской услуге.

  1. Финансовые затраты медучреждения. Медицинская информационная система может проводить расчет затрат, понесенных для каждого пациента и каждой услуги.

Если отслеживать расходы, понесенные на платные услуги, то можно устанавливать наиболее объективные цены для сохранения доходов медучреждения.

Аналитическая работа может приводиться и по конкретным отделениям, по хирургическим вмешательствам и отдельным нозологиям.

Такой качественный мониторинг позволит проводить экономическую оценку расходов медучреждения на оказание услуг больным, а также полученных доходов за оказание медуслуг, в том числе и платных.

  1. Автоматизация планирования. Специальный модуль «Госпитализация» в МИС позволяет планировать потоки больных, составлять ежедневный план по госпитализации, при этом будет учтено число больных и тяжесть их состояния.

Отслеживание затраченных медицинских изделий, материалов и лекарств вместе с планом медицинской деятельности, позволит более рационально планировать закупки товаров для медучреждения.

  1. Качество и безопасность медицинской деятельности. В этом направлении МИС предусматривает следующие возможности:
    • контроль работы персонала (допуск в систему с проверкой действительности медицинского сертификата, проверка графика отпусков и командировок);
    • связь медицинской информационной системы с кадровой службой, коррекция штатного расписания;
    • связь медицинского оборудования с медуслугами для расчёта его амортизации и т.д.

Читайте также в журнале «Здравоохранение»

Этап внедрения МИС в медучреждение

Если рабочая группа учтет все особенности внедрения МИС в медучреждении на предыдущих этапах, то этот процесс займет от 3-6 месяцев. Если что-то упущено из вида, то процесс внедрения МИС может длиться более года.

Основная часть работы по установке, настройке и проверке программного обеспечения лежит на поставщике. Если составлен соответствующий договор, то поставщик также будет заниматься техническим обслуживанием и сопровождением МИС.

Руководитель медучреждения должен уделить особое внимание обучению своих сотрудников. Поскольку компьютерная безграмотность распространена, то в первое время сотрудники будут делать большое число ошибок при введении информации в медицинскую информационную систему.

На обучение сотрудников уходит до 2-х месяцев, адаптация к новым условиям работы происходит в течение года.

Медицинские информационные системы медицинских организаций позволяют решить большой комплекс ежедневных задач, и несмотря на существенные затраты на их внедрение и адаптационный период персонала, конечный результат абсолютно оправдан.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль