text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Уборка помещений ЛПУ: 20 опасных ошибок

  • 3 мая 2017
  • 4323

Уборка помещений ЛПУ: 20 опасных ошибокЕсли ЛПУ нарушает санитарное законодательство, оно может быть оштрафовано, а в случае очень грубых нарушений его деятельности может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Основные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе проверки надзорных органов, как правило, связаны с неудовлетворительным состоянием мебели и других поверхностей, отсутствием подготовки персонала, неправильным хранением и использованием дезсредств, инвентаря и оборудования, а также с отсутствием или неправильным оформлением локальной документации.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Любые нарушения санитарного законодательства на территории РФ наказуемы.

Как правило, в таких случаях Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выносит предупреждения или назначает штраф.

Статья 6,3 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает следующие штрафные санкции:

  1. От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц.
  2. От 10000 до 20000 – для медицинских учреждений.

В случаях особо грубых нарушений деятельность ЛПУ может быть приостановлена на срок до 90 дней.

Чтобы избежать таких последствий, при организации уборок необходимо четко соблюдать требования СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Рассмотрим основные ошибки и нарушения в уборке и ее организации, которые могут привести к штрафу или приостановке деятельности ЛПУ.

График проведения генеральных уборок

График проведения генеральных уборок
посмотреть/скачать>>

Неудовлетворительное состояния мебели и других поверхностей

Ошибка 1: дефекты на поверхностях объектов

Под дефектами на поверхностях понимаются:

  • протечки;
  • выбоины;
  • трещины;
  • следы сырости и плесени;
  • щели;
  • отвалившийся отделочный материал.

Все поверхности, подлежащие мытью и обработке дезсредствами, должны быть идеально гладкими. Все дефекты, указанные выше, подлежат немедленному устранению. Стыки стен и пола должны быть герметичными, стыки листов линолеума – пропаянными.

Недостатки в санитарно - гигиеническом содержании

Рисунок 1. Недостатки в санитарно-гигиеническом содержании помещений.

Ошибка 2: невозможность проветривания помещения

Вне зависимости от того, предусмотрена ли в палатах больных система принудительной вентиляции, окна и форточки в них должны быть исправными и легко открываться.

Исключения из этого правила – помещения с классом чистоты А:

  • операционные залы;
  • послеоперационные блоки;
  • палаты реанимации и интенсивной терапии;
  • палаты для ожоговых больных;
  • родовые;
  • манипуляционные для новорожденных.

Ошибка 3: наличие немедицинской мебели

Нарушением является наличие в диагностических и вспомогательных помещениях мебели, не предназначенной для медицинских целей. Такая мебель допустима только в административных помещениях. Во всех остальных должна быть установлена медицинская мебель, которую можно мыть и обрабатывать.  

Нарушения, касающиеся медицинского персонала

Ошибка 4: допуск к уборке без медицинских осмотров

Работники, не прошедшие медицинский осмотр или имеющие противопоказания к работе с дезинфицирующими средствами (аллергия, повышенная чувствительность к моющим и антисептическим растворам) не могут быть допущены к уборочным работам. К ним допускаются только совершеннолетние сотрудники, прошедшие предварительный и периодический медосмотры.


Ошибка 5: привлечение к уборочным работам персонала, не прошедшего обучение

Персонал, задействованный в уборке, проходит два вида обучения по текущей уборке помещений в ЛПУ и санэпидрежиму:

  • инструктаж на рабочем месте;
  • гигиеническое обучение и аттестация в центре гигиены и эпидемиологии.

Данный пункт касается не только штатных сотрудников медицинских учреждений, но и сотрудников клининговых компаний.

Виды инструктажей по уборке помещений лечебного учреждения:

  1. Вводные – проходят все сотрудники ЛПУ при приеме на работу.
  2. Первичные – обучение персонала, ответственного за уборку, ее технологии и требованиям санэпидрежима (проводит специалист по дезинфектологии).
  3. Повторные – проводится 1 раз в год.
  4. Внеплановые – при нарушениях техники безопасности или технологии уборки, а также при изменении методов и условий работы.
  5. Целевые – проводятся перед выполнением разовых работ.

Ошибка 6: допуск немедицинский работников к уборке в помещениях с особым санэпидрежимом

Немедицинские работники, то есть сотрудники клининговых компаний, не допускаются к уборке в помещениях класса А:

  • лабораторий, работающих с возбудителями 1 и 2 групп патогенности;
  • помещений заразной зоны лабораторий, работающих с возбудителями 3–4-й групп патогенности.
  • инфекционных отделений (кроме уборки наружных поверхностей зданий и территории);
  • секционных залов патолого-анатомических отделений.

Текущую уборку в этих помещениях проводят санитарки, прошедшие специальное обучение.

Нарушения, касающиеся инвентаря и оборудования

Ошибка 7: отсутствие вытяжной вентиляции

Помещения, предназначенные для хранения дезинфицирующих средств и приготовления рабочих растворов, должны быть оборудованы системой вытяжной вентиляции с механическим побуждением без устройства организованного притока.

Ошибка 8: хранение дезинфицирующих средств в бытовой таре

Моющие и дезинфицирующие средства, предназначенные для проведения текущей уборки помещений в ЛПУ, должны храниться в упаковке завода-изготовителя в специально отведенных для хранения местах – на стеллажах или полках. Заводскую этикетку с упаковки срывать нельзя. 

Ошибка 9: нехватка емкостей

(использование одних и тех же емкостей и для дезинфекции поверхностей, и для обработки уборочного инвентаря)

Для дезинфекции мебели, других поверхностей, приборов и оборудования и для обеззараживания уборочного инвентаря должны использоваться разные емкости. Если текущая уборка помещений в ЛПУ проводится ведерным методом, количество емкостей должно быть не менее 3 – для стен, для мебели и поверхностей оборудования, приборов и аппаратов.

Ошибка 10: нехватка уборочного инвентаря

Недопустимо использовать один и тот же уборочный инвентарь в различных по функциональному назначению помещениях для проведения текущих и генеральных уборок. Для каждого помещения, а также для коридоров и санузла должен быть выделен отдельный набор инвентаря.

Ошибка 11: хранение инвентаря неупорядоченно и в неположенном для этого месте

Уборочный инвентарь должен храниться в специально выделенном под это помещении или шкафу вне рабочих кабинетов. Держатели швабр, мопов и щеток необходимо располагать в горизонтальном положении на подставках или в вертикальном положении на держателях. Подошвы держателей мопов и швабр, ворс щеток не должны соприкасаться с полом.

Уборка помещений ЛПУ: 20 опасных ошибок

Рисунок 2. Нарушения хранения дезсредств и уборочного инвентаря

Тряпки и ветошь для уборки должны быть аккуратно сложена на стеллажах или развешена для просушки. Мопы не должны быть влажными, но и пересушивать их не следует. Влажность опасна, так как создает риск возникновения плесени и условно-патогенной флоры, а сухость портит материал и сокращает срок службы мопа.

Ошибка 12. Использование уборочной техники в палатах.

Использовать пылесосы можно только в помещениях с коврами, ковровыми изделиями и ковролином. Также допустимо использование уборочной техники во вспомогательных помещениях: поломоечные машины – в местах общего пользования и коридорах (при отсутствии больных и посетителей).


Ошибка 13. Отсутсвие средств индивидуальной защиты у персонала, выполняющего текущую уборку помещений в ЛПУ

Персонал должен быть оснащен комплектом специальной одежды и средствами индивидуальной зашиты – халатом, шапочкой, маской, фартук, перчатки.

Нарушения, касающиеся технологии уборки

Ошибка 14. Проведение уборки реже, чем положено по СанПиН

Текущая уборка помещений в ЛПУ проводится не реже 2 раз в день – перед началом и в конце рабочей смены. Генеральныя уборка проводится:

  • в помещениях с особым режимом – раз в неделю;
  • в остальных помещениях – раз в месяц.

Ошибка 15. Неверный выбор дезинфицирующего средства, его концентрации и режима использования

Дезинфицирующие средства должны выбираться с учетом профиля отделения, объекта, который необходимо обработать и эпидемиологической ситуации. Растворы дезинфицирующих сркдств готовятся строго в соотвествиии с инстукциями производителя.

Ошибка 16. Использование методов или средств антисептической обработки, запрещенных к применению.

Использование запрещенных дезсредств или методов обработки поверхностей может нанести вред здоровью самого персонала или пациентов. В их присутствии разрешено использовать растворы средств IV класса опасностию Поверхности обрабатываются методом протирания, метод орошения использовать нельзя.

Ошибки в документации

Ошибка 17. Отсутствие локальной документации

– не ведется график генеральных уборок и журнал регистрации генеральных уборок, нет стандартов операционных процедур уборки

График генеральных уборок является обязательным документом для всез помещений ЛПУ, то же самое касается журнала регистрации генеральных уборок в помещениях с особым режимом работы. Стандарты операционных процедур уборки помещений с особым режимом работы должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя лечебного учреждения. Данные документы упоминаются в СанПиН 2.1.3.2630-10 как обязательные, однако их формы не регламентированы нормативными актами.

Ошибка 18. Отсутствие таблицы кодировки в местах хранения уборочного инвентаря

На уборочный инвентарь должна быть нанесена буквеная маркировка или цветовой код в соответствии с видом уборки и финкцией помещения. Также в местах хранения уборочного инвентаря должны быть размещены разъяснительные таблицы.

Ошибка 19. Отсутствие подписей на емкостях с рабочими расворами

На емкостях с рабочими растворами должны быть наклеены этикетки со следующей необходимой информацией:

  • дата приготовления;
  • концентрация;
  • назначение;
  • предельный срок годности.

Ошибка 20. Отсутствие разрешений на дезинфицирующие средства, оборудование и инвентарь

К каждому дезинфицирующему средству должен прилагаться комплект необходимой документации:

  • свидетельство и государственной регистрации единого образца;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности;
  • декларация соответствия;
  • этикетка;
  • транспортная маркировка;
  • инструкция по применению.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.