Внедрение рекомендаций Росздравнадзора по ВКК: опыт

2148

Новые практические рекомендации Росздравнадзора коснулись организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медучреждении.

Рассмотрен опыт внедрения рекомендаций Росздравнадзора в конкретном медучреждении, а также первые результаты их применения.

Практические рекомендации Росздравнадзора: опыт применения

Прежде чем внедрить рекомендации в медучреждении, необходимо определить для себя ключевые мотивирующие факторы, направления работы, а также провести работу с персоналом.

Какие возможности предоставляют рекомендации:

  • обеспечить безопасность медперсонала и пациентов, пребывающих в медучреждении, в том числе и эпидемиологическую безопасность;
  • вывести внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности на новый уровень – безопасность самой услуги и безопасность медперсонала, предотвращение ошибок;
  • доработать систему безопасности медизделий и лекарственной безопасности;
  • повысить ответственность персонала за больных;
  • создать для больных безопасные и комфортные условия нахождения в медучреждении;
  • улучшить компетентность персонала.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Ответственным за внедрение рекомендаций должен стать руководитель отдела качества. Росздравнадзор рекомендует создавать рабочие группы по 11 направлениям работы.

Среди этих направлений выделены:

  • фармаконадзор и лекарственный надзор;
  • идентификация личности больных;
  • управление медицинскими кадрами;
  • контроль за обращением медизделий в организации;
  • профилактика внутрибольничных инфекций и эпидемиологическая безопасность;
  • переводы пациентов и преемственность медпомощи;
  • контроль за организацией неотложной и экстренной медпомощи, работа приемного отделения;
  • снижение рисков, связанных с переливанием крови;
  • безопасность при оказании хирургической медпомощи и оперативных вмешательствах;
  • безопасность среды в медучреждении, профилактика падений больных и пролежней;
  • использование данных доказательной медицины при оказании медпомощи, соответствие услуг протоколам лечения и рекомендациям.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Реакция медработников на нововведения

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, организованный в соответствии с рекомендациями Росздравнадзора, как отмечают руководители медучреждений, вызывает у медработников отрицание и непринятие.

В связи с этим, руководители медучреждения должны, прежде всего, помочь своим сотрудникам преодолевать возникающие трудности, нацелить сотрудников на результат и добиться эффективной работы.

Для этого должна быть создана доверительная атмосфере, способствующая активности медперсонала.Активность медицинского персонала

Служба качества по безопасности медицинской деятельности в первую очередь проводит беседы с руководителями отделений и старшими медсестрами.

Необходимо подробно рассказать о целях проекта, о том, какую цель несут практические рекомендации Росздравнадзора, для чего нужны стандартные операционные процедуры и т.д.

Качественная работа на этом этапе позволяет изменить отношение сотрудников к проекту, в результате они должны с энтузиазмом включиться в работу.

В связи с этим, для качественной дальнейшей работы необходимо:

  • добиться полной заинтересованности всех участников проекта;
  • четко распределить между всеми обязанности и полномочия;
  • убедиться, что все сотрудники понимают задачи проекта;
  • промежуточные результаты должны периодически обсуждаться на врачебных комиссиях и собраниях медперсонала;
  • важно контролировать все этапы внедрения проекта.

Проведение внутреннего аудита

Далее проводится внутренний аудит по всем направлениям, выделенным Росздравнадзором. Важно определить объем предстоящей работы и выделить те разделы, которые не соответствуют критериям, изложенным в рекомендациях.

Внутренний аудит проводится с помощью оценочных листов.

Ниже представлен образец оценочного листа, который содержится в приложении к рекомендациям Росздравнадзора.

Оценочный лист

Это позволяет выделить имеющиеся пробелы в работе, а также понять, какие меры корректирующего характера необходимо принять, какие решения руководства необходимы для улучшения деятельности медучреждения.

Работа по результатам внутреннего аудита

В ходе внутреннего аудита становится ясно, какие изменения требуются, и каких документов не хватает по каждому направлению.

Рассмотрим работу по некоторым направлениям.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности предполагает продуманную систему идентификации пациентов. Для этого во многих медучреждениях вводятся специальные идентификационные браслеты. Для разных групп пациентов это могут быть браслеты разного цвета (например, белые – для взрослых, розовые или голубые – для детей). Также на браслетах указывается ФИО больного, название отделения, в которое он госпитализирован, номер палаты и т.д.

  1. Управление персоналом.
    • практические рекомендации Росздравнадзора в п. 1.6.1 говорят об анализе системы подбора персонала. В связи с этим, в одном из медучреждений было принято решение проводить психодиагностическое обследование каждого кандидата перед приемом на работу. Психологические портреты составляли сотрудники отдела кадров.
    • для снижения кадровой текучести можно разработать анкету причин увольнения сотрудников;
    • следует пересмотреть систему мотивации. Поскольку материальная мотивация не всегда приводит к ожидаемым результатам, следует подумать и о мерах нематериального стимулирования. Это могут быть различные конкурсы, соревнования, по итогам которых сотрудники получают дипломы, грамоты и памятные подарки;
    • внедрение программы наставничества для новых сотрудников. К каждому новому специалисту прикрепляется наставник, которые отвечает за его обучение и адаптацию в медучреждении;
    • проведение аттестации сотрудников. Главный врач медучреждения формирует аттестационную комиссию, которая оценивает личностные и деловые качества сотрудников, результаты их деятельности и уровень квалификации.
  2. Идентификация личности больных.

Также необходимо определить перечень случаев, в которых проводится идентификация:

  • перед хирургическими операциями;
  • перед приемом лекарств;
  • перед различными процедурами;
  • перед сервировкой еды при лечебной диете;
  • перед диагностическими исследованиями и переливанием крови;
  • перед лучевой терапией и т.д.

Идентификация означает, что перед тем, как провести ту или иную процедуру, врач или медсестра должны уточнить у пациента его ФИО и сверить их с данными, указанными на браслете и в медицинской документации.

  1. Преемственность медпомощи.

Во многих регионах действуют свои приказы о госпитализации пациентов и об их маршрутизации в медучреждении. Для того, чтобы улучшить качество маршрутизации и взаимодействие с другими медучреждениями, можно разработать регламенты по оказанию медпомощи отдельным группам пациентов.

Например, детям с челюстно-лицевыми патологиями, с травмами и дыхательной недостаточностью.

У медработников должна быть круглосуточная связи с отделением скорой медпомощи. Перед тем, как направить тяжелого больного в медучреждение, сотрудники скорой должны сообщить предварительно об этом в приемное отделение.

Для перевода пациента из одного отделения в другое можно разработать отдельные алгоритмы, что упростит и стандартизирует процедуры.

При выписке пациентов можно использовать специально разработанные бланки выписки, которые передаются в поликлинику. Так медработники будут владеть более полной информацией о пациенте, поступившем к ним.

  1. Безопасность внутренней среды в медучреждении.

В любом стационаре должна быть создана комфортная и безопасная среда для сотрудников и пациентов. Важное направление этой работы – профилактика травм у пациентов. Для этого целесообразно разработать алгоритм профилактики.

Мероприятия по профилактике могут включать в себя:

  • установку сигнализаций на выходах из палат и около кроватей;
  • установку защитных ограждений и ограничителей для окон и кроватей;
  • установку специальных поручней в туалетах и ванных комнатах;
  • установку вспомогательных средств для перемещения больных.

Также можно внедрить порядок действий при опасных ситуациях, о чем говорят и практические рекомендации Росздравнадзора. К опасным могут относятся такие ситуации, когда медперсонал сталкивается с агрессивными и возбужденными пациентами.

Эффективная проработка основных направлений работы, снижение рисков и следование рекомендациям Росздравнадзора позволяют повысить качество управления в медучреждении и улучшить показатели деятельности.

Идеальный вариант для многих медучреждений – одновременно внедрять систему менеджмента качества и рекомендации.

Квалификация ответственного за внутренний контроль в частном медучреждении

Во многих частных медучреждениях ответственным за внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности назначается один из заместителей главного врача или заведующий отделением, у которого есть действующий сертификат по организации здравоохранения.

Необходимо ли этому специалисту получать дополнительное образование по внутреннему контролю?

В соответствии с действующим законодательством, обязательных требований о дополнительном образовании ответственного за внутренний контроль в медучреждении, не предъявляется.

Как указано в ст. 90 ФЗ «Об охране здоровья», частные медучреждения организуют внутренний контроль в соответствии с порядком, утвержденном главным врачом данной организации.

Обратимся к действующей номенклатуре медицинских специалистов (приказ Минздрава РФ № 700н от 07.10.2015 года). Специальность «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» в этой номенклатуре отсутствует. Кроме того, для специалистов с подготовкой «Здравоохранение и медицинские науки» не установлено требований о наличии дополнительного образования в области внутреннего контроля.

Таким образом, при наличии подходящих программ по внутреннему контролю, медучреждение может самостоятельно решить, будет она направлять своих специалистов на дополнительное обучение по внутреннему контролю, исходя из своих возможностей и потребностей.                                              



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль