Качество медицинских услуг: гарантированный объем

570

Вопросы качества медицинских услуг остаются в отечественной медицине актуальными. Об этом говорит и анализ споров – ежегодно число обращений пациентов и разбирательств возрастает.Качество медицинских услуг

В связи с этим рассмотрены права потребителей медицинских услуг с точки зрения ГК РФ, а также рассказано, как их можно защитить.

Вопросы качества медицинских услуг: правовой аспект

Все случаи претензий и судебных исков по поводу оказания услуг медицинского характера говорят нам о том, что далеко не всех больных удовлетворяет их качество.

Права больного, как потребителя медуслуг отражены в действующем законодательстве РФ. Прежде всего, это Конституция РФ, ГК РФ и ФЗ «О защите прав потребителей». Кроме того, применительно к услугам, которые оказывают медучреждения, правила их предоставления утверждены постановлением Правительства № 1006 от 04.10.2012 года.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Права пациента защищены в любом случае, при этом не важно, где он получает медпомощь (в районной поликлинике или частном медучреждении), в системе ОМС или на платной основе.

Как разъяснил ВС РФ, правоотношения, которые возникают по поводу качества медицинских услуг относятся к законодательству, рассматриваются с учетом положений ФЗ «О защите прав потребителей». При этом защищены права и пациентов, которые обслуживаются по полису добровольного медицинского страхования.

Медицинские услуги и их гарантийный срок

В соответствии с правилами оказания платных медуслуг, потребитель вправе получать от медучреждения сведения о всех медизделиях и лекарствах, которые используются для его лечения. Кроме того, медработники должны разъяснить о противопоказаниях и показаниях к применению препарата, его годность, а для медизделия – его гарантийный срок.

Под гарантийным сроком понимается временной промежуток, в течение которого при обнаружении недостатка в услуге или товаре, потребитель может заявить законные требования по их устранению, а медучреждение должно их удовлетворить.

Вместе с тем, на основании положений ГК РФ, медучреждение не может нести законную ответственность за итог проведения тех или иных процедур, поскольку в самом договоре оговорена только определенная деятельность медиков, проведение самой процедуры.

Применительно к медицинским услугам достижение запланированного результата также не является обязательным признаком договора об оказании платных услуг.

Медучреждение, как исполнитель услуги должен отвечать только за качество оказанной услуги. Медицинская услуга является некачественной, если конкретным исполнителем нарушены официальные стандарты ее оказания.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Все пациенты имеют биологические особенности, в соответствии с которым желаемый результат может и не наступить, даже если все процедуры медработники выполнят правильно. В таком случае услуга все равно может быть качественной.

В связи с этим, защита прав потребителей медицинских услуг, а также гарантии медучреждения пациенту принимают особое значению.

Медработники могут гарантировать, что услуги будут соответствовать действующему закону, профессиональным и морально-этическим нормам, а также установленному качеству медпомощи. Именно это и отражается в договоре на оказание медуслуг.

Неясен и вопрос установления гарантийного срока. Для услуг с овеществленным результатом обязательных норм в ГК РФ не установлено, поэтому необходимо обратиться к нормам о договоре подряда (ст. 783 ГК РФ).

По этому договору обе стороны могут договориться об установлении гарантийных сроков любой продолжительности. Если этот срок будет составлять менее 2-х лет, то пациент даже по его истечении может предъявить свою претензию уже после приема результата работы.

Однако, именно заказчик должен доказывать, что возникшие недостатки возникли до окончания оказания услуги, например, до установки зубного протеза, если он сам был некачественным.

В медицине часто используется понятие «срок использования», что касается, в первую очередь, медицинских изделий. Такой срок начинается с того момента, когда все работы по акту приема-передачи были приняты.

К примеру, в соответствии с приказом Минтруда РФ № 215н от 24.05.2013 года, срок пользования протезом бедра для купания составляет 3 года.

Еще одно средство защиты пациента – общая трехлетняя давность в соответствии с ГК РФ. Не распространяется она на на требования о возвещении вреда жизни или здоровью пациента, а также на защиту нематериальных благ и личных неимущественных прав.

Права потребителей медицинских услуг: ответственность медучреждения

Ответственность медучреждений за недостатки качества услуг и работ, которые причинили вред здоровью и жизни больного вред, в соответствии с гл. 59 ГК РФ носит внедоговорной характер. Если же вред причинен имущественным правам, то объем ответственности сторон вытекает из условий договора.

Например, если пациентом были внесены деньги в медучреждение за некачественные услуги.

Внедоговорная ответственность медучреждения наступает в случае, если из-за рецептурных, конструктивных или иных недостатков медизделий и самих работ пациенту был причинен вред (как физический, так и имущественный). При этом не важно, виновато ли в этом само медучреждение.

Медицинские услуги оказывают пациентам врачи и другие сотрудники медучреждения, которые с ним трудовым договором, поэтому вред должен быть возмещен учреждению. Это следует из ст. 402 и 1068 ГК РФ.

Если присутствуют недостатки в самой услуге, то все убытки вследствие этого возмещает медучреждение. Такой вред будет возмещаться в том случае, если он возник в течение всего срока службы медизделия.

Возмещение убытков и другие способы защиты прав пациентов

Пациент может защитить свои права в судебном и досудебном порядке. Отдельные способы защиты прав потребителей перечислены в ст. 12 ГК РФ. Применительно к медицинской сфере можно выделить взыскание неустойки, возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

Согласно ФЗ «О защите прав потребителей», пациент вправе предъявить следующие требования к исполнителю по услуге, оказанной с недостатками:

  1. Соответствующее уменьшение ее цены.
  2. Безвозмездное устранение исполнителем недостатков.
  3. Для медуслуг с овеществлённым результатом – повторные работы (например, установка качественного протеза.
  4. Возмещение расходов, которые понес потребитель или третьи лица с целью устранения недостатков услуги.

При этом если гарантийного срока для той или услуги нет, то исполнитель будет отвечать за ее итоговые результаты в том случае, если сам пациент докажет, что они возникли ранее, до ее выполнения, по независящим от него причинам.

К примеру, медучреждение должно будет отвечать за изначально некачественно установленный протез, а не только за сам процесс его установки.

При наличии гарантийного срока – медучреждение обязано отвечать за недостатки протеза, но только если не докажет, что пациент сам неправильно использовал медицинское изделие, либо если присутствовала непреодолимая сила, или в результате действий третьих лиц пострадало его качество.

Досудебные способы защиты прав пациента:

  • личное обращение к главному врачу медучреждения или его заместителю с жалобой или претензией;
  • в Росздравнадзор или учредителю медучреждения;
  • в общество защиты прав пациентов или другие общественные организации;
  • в прокуратуру;
  • в свою страховую медицинскую организацию.

Ответственность должностных лиц медучреждений и нарушение сроков оказания медуслуги

Региональной территориальной программой ОМС устанавливаются максимальные сроки, в течение которых пациенты могут ожидать оказание того или иного вида медицинских услуг.

Для платных медуслуг эти сроки должны быть прописаны в договоре, который заключается между пациентом и медучреждением, как и другие права потребителей медицинских услуг.

Медработники несут юридическую ответственность не только за нарушение сроков медицинской помощи, но и за причинение вреда жизни и здоровью пациента в связи с оказанием медпомощи.

Выделяют следующие виды юридической ответственности:

  • дисциплинарная ответственность, применяется к медработнику администрацией медучреждения;
  • гражданско-правая и материальная ответственность (возмещение убытков и ущерба, причиненного пациенту своими действиями);
  • административная ответственность (административный штраф);
  • уголовная ответственность (до лишения свободы и лишения права заниматься медицинской деятельностью).

Защита прав потребителей медицинских услуг возможна вне зависимости от того, был между ним и медучреждением заключен договор, или нет.

Пациент может претендовать на полное возмещение как материального вреда, так и морального.

Если медработник нарушил сроки оказания медпомощи, и вследствие этого наступили последствия, такие как смерть больного или причинение вреда его здоровью средней тяжести или тяжелого вреда, он может быть привлечен к ответственности по ст. 124 УК РФ, т.е. за неоказание помощи больному.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль