Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Школа для пациентов, больных туберкулезом

  • 25 августа 2017
  • 585

Социальная болезньТуберкулез представляет собой глобальную проблему и является ведущей причиной смерти в мире среди всех инфекционных заболеваний.

Он относится к числу социальных болезней: факторами его распространения являются алкоголизм и наркомания, неблагополучие в семье, миграционные процессы, значительный приток контингента из исправительно-трудовых учреждений.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Для многих больных туберкулезом характерно рискованное поведение, которое в числе прочего проявляется в отказе от лечения и в самовольном прерывании начатого курса терапии.

Вместе с тем такие пациенты могут представлять эпидемиологическую угрозу для общества.

В связи со сказанным особую актуальность приобретает создание и функционирование школ пациентов с различными формами туберкулеза с целью повышения их информированности о своем заболевании и формирования у них приверженности лечению. Именно такая школа работает в Брянском областном противотуберкулезном диспансере.

О диспансере

Брянский областной противотуберкулезный диспансер является лечебным и методическим центром, который разрабатывает и проводит комплекс лечебных и профилактических мероприятий, направленных на выявление и своевременное лечение больных туберкулезом на территории Брянской области.

В структуру диспансера входят:

  • семь стационарных отделений для взрослых на 300 коек;
  • амбулаторное отделение на 168 посещений в смену;
  • дневной стационар на 30 коек при стационаре и 15 коек при амбулаторном отделении;
  • оперблок;отделение анестезиологии и реанимации;
  • эндоскопическое отделение;
  • физиотерапевтическое отделение;
  • рентгенологическое отделение;
  • отделение функциональной и ультразвуковой диагностики;
  • клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатория;автоклавная;
  • аптека;
  • блок обеспечения (пищеблок, прачечная и т. д.).
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Также в состав диспансера входит детское подразделение с амбулаторным отделением, стационаром и дневным стационаром для детей.

Персонал со средним медицинским образованием диспансера составляют 207 квалифицированных специалистов.

Организация работы школы для пациентов

В рамках проекта по улучшению противотуберкулезной помощи в Брянском областном противотуберкулезном диспансере приказом главного врача в марте 2012 г. была создана школа пациентов.

Инициаторами создания школы стали главный врач и заместитель главного врача по медицинской части диспансера.

Положение о школе разработала главная медицинская сестра. Она же назначена координатором работы школы. Периодически она посещает проводимые занятия, дает рекомендации и указания.

Ответственными за организацию занятий с пациентами в отделениях учреждения назначены старшие медицинские сестры стационарных и амбулаторного отделений, непосредственно сами занятия с больными проводят палатные и участковые медицинские сестры (в одиночку или в паре, при методической поддержке специалистов с высшим медицинским образованием).

В должностные обязанности данных медработников внесены изменения с включением в них обязанностей по работе в школе. Все эти специалисты имеют стаж работы в противотуберкулезной службе более 5 лет, сертификат специалиста «Сестринское дело во фтизиатрии», аттестованы на высшую или первую квалификационную категорию.

Так как работа в школе отличалась от ранее проводимой санитарно-просветительской работы, для средних медицинских работников были проведены обучающие семинары. На них медицинские сестры получили всю необходимую информацию об организации работы школы пациента и специфике обучения больных в ней.

В процессе обучения персонала был сделан акцент на роли медицинской сестры в организации и проведении контролируемого лечения, формировании у больных приверженности к нему.

Занятия с пациентами были организованы в столовых отделений до обеда (приблизительно в 13:00), когда у больных в основном заканчиваются процедуры и у медсестер есть время перед работой с документацией, а также вечером, в свободное время.

В историях болезни пациентов ставится отметка о проведенных занятиях, которые также регистрируются в специальном журнале. При этом обеспечена преемственность между амбулаторным и стационарным этапами лечения. И наоборот: информация о проведенных занятиях заносится в сопровождающую больного документацию (амбулаторную карту, карту стационарного больного, выписку из стационара и т. д.).

С целью проведения мониторинга работы школы пациента разработаны анкеты для опроса больных. Периодически при обходах в отделениях проводится опрос больных о проводимых занятиях и о том, что нового они для себя узнали.

Ежеквартально старшие медицинские сестры подают главной медицинской сестре отчеты о проведенных занятиях в школе пациента по форме (приложение 1), по которым главная медицинская сестра готовит сводный отчет (приложение 2).

На сестринских конференциях до медицинских работников доводится информация по работе школы пациентов и разбираются возникающие трудности.

В частности, у медсестер, проводящих занятия в школе, возникают сложности в общении с тем контингентом больных, о котором шла речь в начале статьи. Тем не менее основными причинами непосещения больными полного цикла занятий школы являются досрочная выписка пациентов из стационара, крайне тяжелое состояние и смерть.



Программа обучения пациентов

Программа занятий в школе рассчитана на пациентов, проходящих в стационарных условиях интенсивную фазу лечения в течение 2–4 месяцев. Она включает пять занятий, которые проводятся один раз в неделю. Такой режим позволяет всем пациентам пройти программу до перевода на поддерживающую фазу лечения, проводимую в амбулаторных условиях.

Как информировать пациентовскачать / открыть >>

Принимаются все меры для увеличения посещаемости школы. Так, после анализа ее работы выяснилось, что часть пациентов выписывается, не прослушав последнюю тему цикла занятий «Поддерживающая фаза лечения туберкулеза.

Информация при выписке». В связи с этим перед старшими медицинскими сестрами была поставлена задача, чтобы они заблаговременно узнавали у врачей о больных, готовящихся к выписке и при необходимости внепланово организовывали проведение занятия с такими пациентами.

Занятия проводятся в группах по 5–7 чел., формируемых из больных, начавших лечение приблизительно в одно время и имеющих схожие проблемы и интересы.

Темы занятий и их содержание:

«Туберкулез. Пути передачи. Диагностика»:

  1. Что такое туберкулез, возбудитель туберкулеза.
  2. Какие факторы влияют на наличие микробактерий туберкулеза (МБТ) во внешней среде, пути распространения туберкулеза.
  3. Симптомы.
  4. значение правильно собранной мокроты в диагностике туберкулеза, как определяется наличие заболевания, понимание разницы между мазком мокроты «+» и мазком мокроты «-».«ДОТ (контролируемое лечение).

Противотуберкулезные препараты. Побочные эффекты. Лекарственная устойчивость»:

  • информация о том, что туберкулез излечим, если выполнять режим лечения, прописанный врачом, почему важно не прерывать лечение;
  • побочные эффекты препаратов и действия при их появлении.

«ВИЧ-инфекция и СПИД. Пути передачи, снижение риска заражения, туберкулез и ВИЧ»:

  1. Что такое ВИЧ и СПИД, пути заражения, меры профилактики.
  2. Особенности течения туберкулеза у ВИЧ-положительных пациентов.

«Вирусные гепатиты. ИППП»:

  • что такое гепатиты;
  • понятие ИППП, проявление, профилактика.

«Поддерживающая фаза лечения туберкулеза.

Информация при выписке»: поддерживающая фаза лечения, ее значение в лечении туберкулеза; меры по профилактике рецидивов.

Каждое занятие состоит из двух частей.

Первая часть — это тот теоретический материал, изложенный в простой доступной для понимания форме, который медицинский работник должен донести до больного.

Вторая часть — это обсуждение данного теоретического материала: о чем спросить, на чем акцентировать внимание, чтобы понять, что больные вынесли с этого занятия, а что еще нуждается в дополнительном обсуждении.

Рекомендации для медицинских работников

Во время проведения занятий медицинским работникам рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • создать доброжелательную, доверительную обстановку, строить общение с пациентами на проявлении уважения к ним и заботы;
  • говорить просто и ясно, подбирая доступные для понимания слова и выражения;
  • повторять важную информацию, которую следует запомнить, на протяжении всей беседы;
  • использовать наглядные пособия;
  • просить слушателей задавать вопросы и уметь грамотно и обдуманно на них ответить;
  • самим задавать контрольные вопросы, чтобы определить, как пациент усвоил материал, и выяснить, есть ли необходимость в дополнительных разъяснениях;
  • нужно обсуждать с пациентом его страхи и беспокойства, связанные с туберкулезом, и стараться ответить на все задаваемые им вопросы;
  • необходимо ободрять и поддерживать больных на протяжении всего курса лечения, надо не забывать похвалить, если пациент регулярно принимает препараты или соблюдает требования по инфекционному контролю (например, приходит на процедуры в маске).

Проводя занятия также необходимо помнить, что хорошо информированный пациент может быть хорошим пропагандистом эффективных подходов в лечении и предупреждении туберкулеза, распространяя информацию среди своих друзей и родственников и тем самым помогая медицинским работникам в профилактике и излечении заболевания.

Анализ эффективности работы школы

Пациенты в целом положительно отзываются о проводимых в школе занятиях, рассказывают о том, что узнали много нового и полезного для себя, нашли ответы на волновавшие их вопросы и у них появилась надежда на выздоровление.

Доля пациентов, прошедших полный курс занятий в школе на стационарном этапе лечения, возрастает (таблица).

Количество прошедших полный курс занятий в школе пациентов стационара за период с 2013 по I полугодие 2015 г.

Показатель

2013 г.

2014 г.

I полугодие 2015 г.

Количество выписанных больных, абс.

1607

1420

610

Количество больных, прошедших полный курс обучения в школе, абс.

1012

1009

502

Доля прошедших обучение в школе от общего количества выписанных пациентов, %

63

71

82

На амбулаторном этапе полный курс занятий в школе пациента прошли в 2013 г. 144 чел., в 2014 г. — 82 чел., в I полугодии 2015 г. — 177 чел.

Можно предположить, что благодаря проводимой работе происходит снижение количества прервавших свое лечение в диспансере. Так, из впервые выявленных больных туберкулезом прервали лечение в учреждении в 2013 г. 10,8% пациентов, в 2014 г. — 9,4%, в I полугодии 2015 г. — 0,7%.

В заключение хотелось бы отметить, что ведущая роль в обучении больных туберкулезом принадлежит медицинским сестрам, ведь именно они больше всех остальных медицинских работников общаются с пациентами, знают особенности их характера, страхи и опасения.

Пользуясь своим авторитетом и доверием у больных, медицинские сестры способны донести до них имеющуюся информацию и вселить уверенность в том, что туберкулез излечим, если неукоснительно соблюдать указания врача.

Описанная работа школы в диспансере находит организационную и методическую поддержку со стороны главного врача, его заместителей и всего врачебного состава лечебного учреждения. Эта поддержка очень важна, т. к. только всеобщими усилиями можно добиться успехов в борьбе с туберкулезом.

Приложение 1

Форма отчета старшей медицинской сестры о проведении занятий в школе пациента

Отделение № __

Количество выписанных больных, прослушавших …

5 занятий

4 занятия

3 занятия

2 занятия

1 занятие

0 занятий

Всего занятий: __

Причины непосещения занятий: __

__ Приложение 2

Сводный отчет главной медицинской сестры о проведении занятий в школе пациента по отделениям

За_ квартал 20_г.

Количество выписанных больных, посещавших школу_

№ отделения

Кол-во проведенных занятий

Кол-во пациентов, прослушавших…

Всего выписано

5 занятий

4 занятия

3 занятия

2 занятия

1–0 занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Амб. отд.

Статья из журнала "Главной медицинской сестре" за 2015 год.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.