Школа для пациентов, больных туберкулезом

236

Социальная болезньТуберкулез представляет собой глобальную проблему и является ведущей причиной смерти в мире среди всех инфекционных заболеваний.

Он относится к числу социальных болезней: факторами его распространения являются алкоголизм и наркомания, неблагополучие в семье, миграционные процессы, значительный приток контингента из исправительно-трудовых учреждений.

Для многих больных туберкулезом характерно рискованное поведение, которое в числе прочего проявляется в отказе от лечения и в самовольном прерывании начатого курса терапии.

Вместе с тем такие пациенты могут представлять эпидемиологическую угрозу для общества.

В связи со сказанным особую актуальность приобретает создание и функционирование школ пациентов с различными формами туберкулеза с целью повышения их информированности о своем заболевании и формирования у них приверженности лечению. Именно такая школа работает в Брянском областном противотуберкулезном диспансере.

О диспансере

Брянский областной противотуберкулезный диспансер является лечебным и методическим центром, который разрабатывает и проводит комплекс лечебных и профилактических мероприятий, направленных на выявление и своевременное лечение больных туберкулезом на территории Брянской области.

В структуру диспансера входят:

  • семь стационарных отделений для взрослых на 300 коек;
  • амбулаторное отделение на 168 посещений в смену;
  • дневной стационар на 30 коек при стационаре и 15 коек при амбулаторном отделении;
  • оперблок;отделение анестезиологии и реанимации;
  • эндоскопическое отделение;
  • физиотерапевтическое отделение;
  • рентгенологическое отделение;
  • отделение функциональной и ультразвуковой диагностики;
  • клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатория;автоклавная;
  • аптека;
  • блок обеспечения (пищеблок, прачечная и т. д.).

Также в состав диспансера входит детское подразделение с амбулаторным отделением, стационаром и дневным стационаром для детей.

Персонал со средним медицинским образованием диспансера составляют 207 квалифицированных специалистов.

Организация работы школы для пациентов

В рамках проекта по улучшению противотуберкулезной помощи в Брянском областном противотуберкулезном диспансере приказом главного врача в марте 2012 г. была создана школа пациентов.

Инициаторами создания школы стали главный врач и заместитель главного врача по медицинской части диспансера.

Положение о школе разработала главная медицинская сестра. Она же назначена координатором работы школы. Периодически она посещает проводимые занятия, дает рекомендации и указания.

Ответственными за организацию занятий с пациентами в отделениях учреждения назначены старшие медицинские сестры стационарных и амбулаторного отделений, непосредственно сами занятия с больными проводят палатные и участковые медицинские сестры (в одиночку или в паре, при методической поддержке специалистов с высшим медицинским образованием).

В должностные обязанности данных медработников внесены изменения с включением в них обязанностей по работе в школе. Все эти специалисты имеют стаж работы в противотуберкулезной службе более 5 лет, сертификат специалиста «Сестринское дело во фтизиатрии», аттестованы на высшую или первую квалификационную категорию.

Так как работа в школе отличалась от ранее проводимой санитарно-просветительской работы, для средних медицинских работников были проведены обучающие семинары. На них медицинские сестры получили всю необходимую информацию об организации работы школы пациента и специфике обучения больных в ней.

В процессе обучения персонала был сделан акцент на роли медицинской сестры в организации и проведении контролируемого лечения, формировании у больных приверженности к нему.

Занятия с пациентами были организованы в столовых отделений до обеда (приблизительно в 13:00), когда у больных в основном заканчиваются процедуры и у медсестер есть время перед работой с документацией, а также вечером, в свободное время.

В историях болезни пациентов ставится отметка о проведенных занятиях, которые также регистрируются в специальном журнале. При этом обеспечена преемственность между амбулаторным и стационарным этапами лечения. И наоборот: информация о проведенных занятиях заносится в сопровождающую больного документацию (амбулаторную карту, карту стационарного больного, выписку из стационара и т. д.).

С целью проведения мониторинга работы школы пациента разработаны анкеты для опроса больных. Периодически при обходах в отделениях проводится опрос больных о проводимых занятиях и о том, что нового они для себя узнали.

Ежеквартально старшие медицинские сестры подают главной медицинской сестре отчеты о проведенных занятиях в школе пациента по форме (приложение 1), по которым главная медицинская сестра готовит сводный отчет (приложение 2).

На сестринских конференциях до медицинских работников доводится информация по работе школы пациентов и разбираются возникающие трудности.

В частности, у медсестер, проводящих занятия в школе, возникают сложности в общении с тем контингентом больных, о котором шла речь в начале статьи. Тем не менее основными причинами непосещения больными полного цикла занятий школы являются досрочная выписка пациентов из стационара, крайне тяжелое состояние и смерть.

Программа обучения пациентов

Программа занятий в школе рассчитана на пациентов, проходящих в стационарных условиях интенсивную фазу лечения в течение 2–4 месяцев. Она включает пять занятий, которые проводятся один раз в неделю. Такой режим позволяет всем пациентам пройти программу до перевода на поддерживающую фазу лечения, проводимую в амбулаторных условиях.

Как информировать пациентов

Как информировать пациентов
посмотреть/скачать>>

Принимаются все меры для увеличения посещаемости школы. Так, после анализа ее работы выяснилось, что часть пациентов выписывается, не прослушав последнюю тему цикла занятий «Поддерживающая фаза лечения туберкулеза.

Информация при выписке». В связи с этим перед старшими медицинскими сестрами была поставлена задача, чтобы они заблаговременно узнавали у врачей о больных, готовящихся к выписке и при необходимости внепланово организовывали проведение занятия с такими пациентами.

Занятия проводятся в группах по 5–7 чел., формируемых из больных, начавших лечение приблизительно в одно время и имеющих схожие проблемы и интересы.

Темы занятий и их содержание:

«Туберкулез. Пути передачи. Диагностика»:

  1. Что такое туберкулез, возбудитель туберкулеза.
  2. Какие факторы влияют на наличие микробактерий туберкулеза (МБТ) во внешней среде, пути распространения туберкулеза.
  3. Симптомы.
  4. значение правильно собранной мокроты в диагностике туберкулеза, как определяется наличие заболевания, понимание разницы между мазком мокроты «+» и мазком мокроты «-».«ДОТ (контролируемое лечение).

Противотуберкулезные препараты. Побочные эффекты. Лекарственная устойчивость»:

  • информация о том, что туберкулез излечим, если выполнять режим лечения, прописанный врачом, почему важно не прерывать лечение;
  • побочные эффекты препаратов и действия при их появлении.

«ВИЧ-инфекция и СПИД. Пути передачи, снижение риска заражения, туберкулез и ВИЧ»:

  1. Что такое ВИЧ и СПИД, пути заражения, меры профилактики.
  2. Особенности течения туберкулеза у ВИЧ-положительных пациентов.

«Вирусные гепатиты. ИППП»:

  • что такое гепатиты;
  • понятие ИППП, проявление, профилактика.

«Поддерживающая фаза лечения туберкулеза.

Информация при выписке»: поддерживающая фаза лечения, ее значение в лечении туберкулеза; меры по профилактике рецидивов.

Каждое занятие состоит из двух частей.

Первая часть — это тот теоретический материал, изложенный в простой доступной для понимания форме, который медицинский работник должен донести до больного.

Вторая часть — это обсуждение данного теоретического материала: о чем спросить, на чем акцентировать внимание, чтобы понять, что больные вынесли с этого занятия, а что еще нуждается в дополнительном обсуждении.

Рекомендации для медицинских работников

Во время проведения занятий медицинским работникам рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • создать доброжелательную, доверительную обстановку, строить общение с пациентами на проявлении уважения к ним и заботы;
  • говорить просто и ясно, подбирая доступные для понимания слова и выражения;
  • повторять важную информацию, которую следует запомнить, на протяжении всей беседы;
  • использовать наглядные пособия;
  • просить слушателей задавать вопросы и уметь грамотно и обдуманно на них ответить;
  • самим задавать контрольные вопросы, чтобы определить, как пациент усвоил материал, и выяснить, есть ли необходимость в дополнительных разъяснениях;
  • нужно обсуждать с пациентом его страхи и беспокойства, связанные с туберкулезом, и стараться ответить на все задаваемые им вопросы;
  • необходимо ободрять и поддерживать больных на протяжении всего курса лечения, надо не забывать похвалить, если пациент регулярно принимает препараты или соблюдает требования по инфекционному контролю (например, приходит на процедуры в маске).

Проводя занятия также необходимо помнить, что хорошо информированный пациент может быть хорошим пропагандистом эффективных подходов в лечении и предупреждении туберкулеза, распространяя информацию среди своих друзей и родственников и тем самым помогая медицинским работникам в профилактике и излечении заболевания.

Анализ эффективности работы школы

Пациенты в целом положительно отзываются о проводимых в школе занятиях, рассказывают о том, что узнали много нового и полезного для себя, нашли ответы на волновавшие их вопросы и у них появилась надежда на выздоровление.

Доля пациентов, прошедших полный курс занятий в школе на стационарном этапе лечения, возрастает (таблица).

Количество прошедших полный курс занятий в школе пациентов стационара за период с 2013 по I полугодие 2015 г.

Показатель

2013 г.

2014 г.

I полугодие 2015 г.

Количество выписанных больных, абс.

1607

1420

610

Количество больных, прошедших полный курс обучения в школе, абс.

1012

1009

502

Доля прошедших обучение в школе от общего количества выписанных пациентов, %

63

71

82

На амбулаторном этапе полный курс занятий в школе пациента прошли в 2013 г. 144 чел., в 2014 г. — 82 чел., в I полугодии 2015 г. — 177 чел.

Можно предположить, что благодаря проводимой работе происходит снижение количества прервавших свое лечение в диспансере. Так, из впервые выявленных больных туберкулезом прервали лечение в учреждении в 2013 г. 10,8% пациентов, в 2014 г. — 9,4%, в I полугодии 2015 г. — 0,7%.

В заключение хотелось бы отметить, что ведущая роль в обучении больных туберкулезом принадлежит медицинским сестрам, ведь именно они больше всех остальных медицинских работников общаются с пациентами, знают особенности их характера, страхи и опасения.

Пользуясь своим авторитетом и доверием у больных, медицинские сестры способны донести до них имеющуюся информацию и вселить уверенность в том, что туберкулез излечим, если неукоснительно соблюдать указания врача.

Описанная работа школы в диспансере находит организационную и методическую поддержку со стороны главного врача, его заместителей и всего врачебного состава лечебного учреждения. Эта поддержка очень важна, т. к. только всеобщими усилиями можно добиться успехов в борьбе с туберкулезом.

Приложение 1

Форма отчета старшей медицинской сестры о проведении занятий в школе пациента

Отделение № ____________________________________________________________

Количество выписанных больных, прослушавших …

5 занятий

4 занятия

3 занятия

2 занятия

1 занятие

0 занятий

Всего занятий: ____________________________________________________________

Причины непосещения занятий: ______________________________________________

________________________________________________________________ Приложение 2

Сводный отчет главной медицинской сестры о проведении занятий в школе пациента по отделениям

За_______________________ квартал 20_______г.

Количество выписанных больных, посещавших школу_____________________________

№ отделения

Кол-во проведенных занятий

Кол-во пациентов, прослушавших…

Всего выписано

5 занятий

4 занятия

3 занятия

2 занятия

1–0 занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Амб. отд.

Статья из журнала "Главной медицинской сестре" за 2015 год.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×