text
Портал для медицинских работников

Особенности финансирования программы госгарантий в 2016 г.

  • 14 августа 2015
  • 67

Тезисы статьи

Основные риски финансирования программы госгарантий связаны с выполнением расходных обязательств субъектов РФ. Согласно официальному прогнозу социально-экономического развития РФ на 2016—2018 гг. сокращение доходной части региональных бюджетов будет продолжаться.

Расходные обязательства системы ОМС увеличатся только на 1,5%, что значительно ниже даже официального прогноза инфляции на 2016 год — 6,4%.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Подготовлены новые методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС. Увеличено число КСГ, уточнены формулы для определения базовой ставки и поправочных коэффициентов. Уточнены подходы к расчету подушевого норматива для оплаты ПСМП в амбулаторных условиях. Отдельный раздел посвящен механизмам оплаты скорой медицинской помощи.

Государственные гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обеспечиваются за счет средств ОМС, финансирование из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета. От правильности планирования и расходования этих средств зависит, получит ли население необходимый объем доступной и качественной медицинской помощи. Чего можно ожидать в 2016 году?

Структурный анализ средств, выделяемых на обеспечение программы госгарантий в последние годы, показывает устойчивую тенденцию к увеличению доли затрат, покрываемых за счет системы ОМС (рисунок).

Структурный анализ средств

Динамика изменений долевого соотношения государственных средств, расходуемых на здравоохранение, за 2012—2014 гг.

Финансирование и наибольший риск в части обеспечения государственных обязательств в сфере здравоохранения сохраняется со стороны бюджетов субъектов РФ, дающих около 40% всех средств. Как показывает опыт, дефицит территориальных программ госгарантий образуется, в основном, за счет недофинансирования из консолидированного бюджета регионов.

Важно! Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016—2018 гг. сокращение доходной части бюджетов субъектов РФ будет продолжаться (по данным сайта Министерства экономического развития РФ

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Прогноз финансовых ожиданий для системы здравоохранения в текущем году базируется на документах, регулирующих направления расходования государственных средств по разделу «Здравоохранение» на федеральном уровне:

Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 г.«;Федеральный закон от 14.12.2015 № 365-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 г.«;Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 г.».

Их анализ показывает, что на федеральном уровне государственная поддержка здравоохранения в 2016 г. по основным финансовым параметрам будет продолжена, а по ряду направлений расходования средств даже увеличена. Так, в федеральном бюджете на 2016 г. доля расходов по разделу «Здравоохранение» составит 3,7% (в 2015 г. — 3,1%), а в абсолютных показателях запланирован их рост на 29% по сравнению с 2015 г. (табл. 1).

Таблица 1

Расходы по разделу «Здравоохранение» из федерального бюджета

Наименование

Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»

2015

план на 2016

план на 2017

2016

Стационарная медицинская помощь

150 000 000

166 472 458

169 727 553

240 697 591

Амбулаторная помощь

74 285 102

73 000 042

72 970 672

77 322 173

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

0

0

0

14 473

Скорая медицинская помощь

0

0

0

315 526

Санаторно-оздоровительная помощь

26 954 277

43 411 296

43 646 013

39 145 931

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

3 083 605

3 170 894

3 333 657

3 162 919

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

14 894 189

16 997 294

17 366 371

15 324 177

Прикладные научные исследования в области здравоохранения

18 660 921

19 409 511

22 217 187

18 762 218

Другие вопросы в области здравоохранения

84 316 389

87 342 030

68 313 008

85 102 530

Всего по здравоохранению

372 194 483

409 803 524

397 574 461

479 847 538

ВСЕГО БЮДЖЕТ

12 138 783 089

12 753 084 055

12 874 560 926

13 116 717 431

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Отметим, что по отношению к 2012 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение значительно снизились за счет передачи ряда полномочий на уровень Федерального фонда ОМС.

На сегодняшний день почти 84% всех средств территориальных программ обязательного медицинского страхования составляют средства субвенции Федерального фонда ОМС. Что это означает для конкретных регионов?

Начиная с 2013 г. идеология работы системы ОМС коренным образом изменилась — была сформирована централизованная модель распределения финансовых ресурсов в рамках базовой программы ОМС. Это позволило устранить высокую дифференциацию размеров подушевых нормативов в субъектах РФ, которая в 2012 г. составляла десятки раз.

Следование принципу планирования объемов и видов медицинской помощи в соответствии с располагаемым объемом финансовых ресурсов позволило значительно снизить, а в большинстве субъектов РФ полностью ликвидировать дефицит территориальных программ ОМС.

В 60% субъектов РФ территориальные программы ОМС финансирование проводится только в рамках средств, выделяемых на базовую программу ОМС, без привлечения дополнительных ресурсов из регионального бюджета. Правда, остается вопрос, достаточно ли этих средств для обеспечения цели государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Важно! Ожидания в увеличении расходной части бюджета Федерального фонда ОМС в 2016 г. на 5% не оправдались: относительно 2015 г. она увеличится только на 1,55% (табл. 2)

Таблица 2

Финансирование здравоохранения за счет системы обязательного медицинского страхования, млрд руб.

Показатель

2015 [1]

2016 [2]

2016 [3]

Доходы

1619,8

1706,5

1661,7

Расходы

1662,8

1758,3

1688,5

Ситуация выглядит неблагоприятной с учетом официального прогноза инфляции на 2016 г. на уровне 6,4%. Хорошей новостью может стать плановое сокращение дефицитной части с 43 до 27 млрд руб.

В отличие от предыдущих лет Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 г. утверждена только на один год.

Она содержит уточненные характеристики организации медицинской помощи по видам и условиям ее оказания, значения средних объемных и стоимостных подушевых нормативов медицинской помощи, требования к территориальным программам и некоторые другие параметры. В частности, конкретизированы предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Программа дополнена положением о возможности финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ зубного протезирования и санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан. Это позволит предусматривать бюджетные ассигнования на указанные цели в законах о бюджетах субъектов РФ.

Важно, что такие расходы не включены в установленные средние подушевые нормативы финансирования за счет ассигнований бюджетов субъектов РФ. Это позволит избежать снижения доступности медицинской помощи при социально значимых заболеваниях.

В новой Программе расширен перечень заболеваний и состояний по классу «Болезни органов пищеварения»: добавлены болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования).

Важно! Утвержден новый способ оплаты медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах: за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний

Это демонстрирует продолжение перехода от валовых показателей объема медицинской помощи (посещения, койко-дни, пациенто-дни) к показателям, характеризующим законченные случаи лечения пациентов.

С учетом развития профилактического направления в здравоохранении Программой в 2016—2018 гг. предусмотрено увеличение норматива объема посещений с профилактической и иными целями в 2016—2018 гг.

Программа дополнена положением о том, что нормативы объема для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, оказываемой за счет ассигнований бюджетов субъектов РФ, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами РФ.

Значительно изменились (снизились) значения нормативов, обеспечиваемых за счет средств бюджетов. В основном это произошло с целью нормализации расчетов среднего подушевого норматива, часть которого обеспечивается за счет этих средств.

Внесены существенные изменения в приложение к Программе, которое утверждает нормативы затрат на группы высокотехнологичной медицинской помощи (далее — Перечень ВМП), в части:

  • состава групп и методов лечения в обоих разделах ВМП;
  • методики расчета, структуры и размера нормативов финансовых затрат.

53 наиболее распространенных метода лечения, ранее входивших в раздел II Перечня ВМП, переведены в раздел I, финансируемый в рамках базовой программы ОМС.

Поэтому средний норматив объема специализированной медицинской помощи за счет средств ОМС незначительно увеличен: с 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо до 0,1721 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо.

Способы оплаты медицинской помощи по условиям ее предоставления остались неизменны.

Минздравом России и Федеральным фондом ФОМС готовится к утверждению новая версия методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС.

Раздел рекомендаций, посвященный механизмам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара на основе групп заболеваний, в т. ч. клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ), доработан с учетом опыта работы пилотных субъектов РФ с третьей моделью КСГ в 2015 году.

Дана обновленная трактовка используемой терминологии, уточнены расчетные формулы определения базовой ставки (средней стоимости лечения), поправочных коэффициентов.

Важно! По результатам апробации количество КСГ в стационарных условиях увеличено до 308, причем значительно увеличилось количество групп для оплаты медицинской помощи, оказанной детскому населению

Основным отличием новой модели является введение КСГ для оплаты медицинских услуг по профилю «медицинская реабилитация» (перечень КСГ дополнен девятью позициями по этому профилю).

Критерием для определения индивидуальной маршрутизации пациента служит оценка состояния по «Модифицированной шкале Рэнкин (mRS)».

Утверждение отдельного перечня КСГ и финансирование медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, также является новым разделом Рекомендаций. Всего для дневных стационаров разработано 118 КСГ.

Продолжена работа по оптимизации применения поправочных коэффициентов с учетом дальнейшего снижения дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи, совершенствования формирования трехуровневой системы ее оказания, развития стационарозамещающих технологий, повышения доступности стационарной помощи с использованием сложных медицинских технологий.

Важно! Федеральный фонд ФОМС отмечает, что в регионах, работающих по КСГ, отмечены позитивные изменения по основным показателям работы стационаров

Особо важным представляется существенное снижение дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи при лечении одного и того же заболевания, а также, при выполнении одинаковых хирургических операций, специальных методов лечения и сложных медицинских технологий в медицинских организациях одного уровня. Это свидетельствует о «более справедливом» финансировании стационарной помощи.

Уточнен подход к оплате процедур диализа, выделенных из КСГ и рекомендованных к оплате за количество единиц услуги в месяц.

В Рекомендациях приведен перечень тарифов (без учета коэффициента дифференциации) на оплату процедур диализа с учетом применения различных методов его оказания и условий предоставления медицинской помощи (в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях дневного стационара).

Уточнены подходы к расчету подушевого норматива при оплате первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

В частности, рекомендовано исключить из размера подушевого норматива расходы:

  • на финансовое обеспечение мероприятий по проведению всех видов диспансеризации и профилактических осмотров отдельных категорий граждан, порядки проведения которых установлены нормативно-правовыми актами;
  • на оплату диализа в амбулаторных условиях;
  • на медицинскую помощь, оказываемую в неотложной форме.

В подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц не включаются расходы на финансовое обеспечение медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекции и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения), если они финансируются в рамках территориальной программы ОМС.

Отдельный раздел Рекомендаций посвящен механизму оплаты скорой медицинской помощи, в т. ч. на основе подушевого норматива финансирования.

При оплате амбулаторной стоматологической медицинской помощи рекомендовано учитывать условные единицы трудоемкости (УЕТ), которые на протяжении многих лет используются в стоматологии для планирования учета оказываемых услуг, отчетности о деятельности специалистов и для оплаты их труда.

По мнению разработчиков, оплата стоматологической помощи в амбулаторных условиях по УЕТ позволяет внедрить принцип максимальной санации полости рта и зубов (лечение 2, 3 зубов) за одно посещение. Это наиболее эффективно, т. к. сокращает время на вызов пациента, подготовку рабочего места, операционного поля, работу с документами и т. д.

В документе приведен рекомендуемый классификатор основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи, оказанной в амбулаторных условиях, выраженной в условных единицах трудоемкости (УЕТ).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.