Здравоохранение

Параметры для оценки аптечного бизнеса

  • 9 августа 2017
  • 378

Объективность оценки бизнесаОбъективность оценки аптечного бизнеса залог того, что цена не окажется слишком высокой для покупателя и не будет занижена для продавца.

Качество оценки зависит от множества факторов. Но, пожалуй, самый главный правильный метод оценки бизнеса.

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

В учебниках подробно описаны разные: расчет показателей и методы оценки бизнеса.

Теоретически каждый из них хорош в конкретной ситуации. И он, конечно, обладает определенными недостатками.

Лучший критерий — опыт практического применения.

Совсем не обязательно отказываться от одних методов в пользу других. Можно выбрать один в качестве основного, а остальные перевести в разряд дополнительных или применять их для решения локальных задач.

Сочетание различных подходов к оценке позволяет более объективно отразить стоимость компании. Это дает возможность использовать нижний и верхний уровень цены, варьировать ее в зависимости от фазы жизненного цикла.

Возможные ориентиры

Существует несколько классификаций методов оценки:

  • Доходный подход 

Ориентируются на результаты (дисконтирование денежного потока, дисконтирование прибыли, капитализация денежного потока/прибыли, метод периода окупаемости и внутренней ставки доходности, метод опционов).

  • Затратный подход

Базируются на стоимости имущества (балансовой или скорректированной стоимости активов, стоимости полного замещения или частичного воспроизводства, ликвидационной стоимости).

Сравнительная, или рыночная, оценка с применением мультипликаторов (цена / балансовая прибыль, цена / чистая прибыль, цена / денежный поток, цена/выручка), показателя экономической добавленной стоимости (EVA), отраслевых соотношений и др.


Какой метод выбрать

Решать вам, но лучше это сделать с учетом практики.

Основные мотивы приобретения других компаний

Что немцу хорошо, то и русскому не плохо

Опрос, проведенный на 144 предприятиях Германии, показал, что более 80% топ-менеджеров предпочитают расчет показателей и рыночный подход к оценке (рис. 1).

При этом более половины опрошенных исходят из стоимости имущества, а в качестве ориентира рассматривают соображения будущей доходности.

 Подходы к оценке бизнеса


Подходы к оценке бизнеса

Участники опроса, которые ориентируются на результаты, используют разные параметры для оценки стоимости бизнеса (рис. 2):

  • 57% — CashFlow;
  • 31% — ожидаемая прибыль;
  • 12% — другие.

Параметры, используемые для оценки бизнеса

Стили управления. Шпаргалка для руководителя аптеки

Стили управления. Шпаргалка для руководителя аптеки
посмотреть/скачать>>

Параметры, используемые для оценки бизнеса

При этом расчеты показателя Net CashFlow осуществляются чаще всего косвенным методом, суммированием прибыли до налогообложения и выплаты налогов и амортизационных отчислений.

А прибыль прогнозируется по фазам жизненного цикла компании.

При применении имущественного подхода к оценке стоимости бизнеса более трети компаний рассчитывает ликвидационную стоимость, почти четверть — стоимость полного воспроизводства (замещения), пятая часть — комбинированные методы, остальные — стоимость частичного воспроизводства и др. (рис. 3).

Способы оценки имущества

Способы оценки имущества

Предпочтения компаний, применяющих методы с ориентацией на рынок, распределились следующим образом:

  • 42% — метод сравнения;
  • 34% — биржевые котировки;
  • 24% — отраслевые мультипликаторы.

Более половины опрошенных компаний для оценки бизнеса используют методы дисконтирования, видя в них определенные преимущества (рис. 4).

Преимущества методов дисконтирования

Преимущества методов дисконтирования

Но у этих методов есть и свои минусы. Их применение затруднено при отсутствии необходимой информации, что снижает точность прогнозирования.

Этот недостаток отметили 59% респондентов.

  • Из них 21% испытывают сложности с выбором ставки дисконтирования.
  • Для 9% проблему составляет определение стоимости ликвидации.
  • Еще 5% озабочены необходимостью количественно оценивать стратегические задачи при прогнозировании результатов.

Цена прогноза

Расчет показателей и просчеты в назначении цены продажи компании оборачиваются потерями для участников сделки. С ними часто связаны масштабные финансовые скандалы.

Причины кроются:

  • в объективной ограниченности любого прогнозирования;
  • невозможности учесть все факторы влияния;
  • и, соответственно, в заведомой погрешности количественных вычислений.

Итак, сколько стоит бизнес?

Более достоверно выглядят не точные цифры, а диапазоны значений, оговорки, что «расчетное значение цены компании действительно при определенных допущениях».

Именно поэтому авторы теоретических исследований и опытные эксперты-практики оговаривают необходимость итоговых поправок в расчетах.

Такие поправки могут быть сделаны на величину долгосрочной задолженности или рыночную стоимость непрофильных (не генерирующих денежные потоки) активов компании, на выплату выходных пособий работников, сумму задолженностей и пр.

Вносить в прогнозы стоимости аптечного бизнеса поправки с учетом сублимации социального капитала.

Под этим понимается возможность резкого падения стоимости бизнеса вследствие разрыва сложившейся системы отношений в социальных структурах. Делать это нужно по аналогии с поправками на риск при определении ставок дисконтирования.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.