text

❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Здравоохранение

Информатизация здравоохранения: ошибки и проблемы при внедрении

  • 7 июня 2017
  • 266

Информационные технологии в медицине в последние годы нашли широкое распространение и внедряются повсеместно. Задачи по их внедрению и развитию – зона ответственности главных врачей медучреждений.

Вместе с тем, специалисты отмечают, что часто недостатки тех или иных программ не выявляются вовремя, в результате чего медучреждения не могут успешно интегрироваться в общую информационную сферу.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Информатизация в медицине: проблемы внедрения

Минздрав РФ неоднократно отмечал, что одной из главных проблем современных медучреждений является информатизация. Выбранные программы часто не соответствуют тем требованиям функциональности, которые были выделены ведомством и доведены до сведения субъектов РФ.

Среди главных ошибок, которые совершают медучреждения при внедрении новых информационных систем, выделяются следующие:

  • разработкой шаблонов медицинской документации и отчетных форм часто занимаются сторонние IT-компании. Однако, сами медработники не принимают в этом участие;
  • программы содержат в себе большое количество блоков, которые могут эффективно использоваться медучреждением в своей деятельности. Нужно сразу учитывать возможность их установки, иначе в дальнейшем придется переплатить за доработку программы;
  • уже на этапе внедрения и разработки информационной системы необходимо выявить ее недостатки, чтобы подрядчик успел их устранить до подписания акта сдачи работ.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных
посмотреть/скачать>>

Если не обратить внимание на эти ошибки, процесс внедрения информационных систем будет затруднен, а авторитет главного врача, как главного ответственного лица, пострадает.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать при взаимодействии с разработчиком информационных систем, а также причины неэффективного их использования.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Какие задачи позволяет решать информатизация в здравоохранении

Информационные технологии в медицине и их внедрение является приоритетным проектом в здравоохранении. Для регионов разрабатываются дорожные карты, исполнение которых детально контролируется надзорными органами.

Процесс информатизации не является обособленным, поскольку она неразрывно связано с внутренними процессами медучреждений и позволяет им поднять на качественно новый уровень работу с информацией, оптимизировать процедуры информационного обмена.

Одна из главных задач информационных систем – обеспечить однократное введение и многократное применение информации, сделать ее доступной, полной и безопасной.

Внедрение и адаптация информационных систем в деятельности одного медучреждения позволяет увидеть значительные практические результаты:

  • внедрение электронной записи и современной системы записи к врачу позволяет поликлиникам избавиться от длинных очередей, сократить время ожидания приема;
  • минимизируется простой аппаратов и оборудования, нагрузка на медперсонал распределяется равномерно;
  • в результате объединения лабораторных и медицинских информационных систем сокращается время получения результатов лабораторных и диагностических исследований, минимизируется риск их потери;
  • в информационной системе хранятся изображения результатов проведенных исследований. Это обеспечивает их доступность и сохранность в медучреждении. Однако, уже сегодня формируются архивы субъектов РФ, в которых будет храниться общая база изображений. В результате этого лечащий врач пациента из другого медучреждения может получать доступ к обследованиям пациента из общей базы и воспользоваться ими в лечебно-диагностических целях;
  • благодаря эффективному информационному обмену оптимизируется процесс обеспечения больного необходимыми лекарственными препаратами, при этом участие самого пациента в большинстве случаев не требуется;
  • лечение становится более эффективным, соблюдается принцип преемственности медпомощи благодаря тому, что любой специалист моет получить полную информацию о больном из электронной версии его медицинской карты;
  • благодаря системе электронных направлений на обследования, на прием специалистов, оптимизируются процессы перемещения больного внутри одного медучреждения, а также между его подразделениями;
  • благодаря наличию системы форм электронной отчетности и внедрению стандартизированных форм, необходимую форму можно ввести в информационную систему, которая упорядочит информацию, проанализирует ее;
  • грамотный интерфейс медицинской информационной системы позволяет сократить временные затраты на введение, поиск и дальнейшее использовании медицинских данных. Большая часть времени требуется на первоначальное введение информации в систему, в дальнейшем однократно введенная информация используется неопределенное число раз, благодаря чему экономится время специалистов.

Подобные информационные технологии в медицине наиболее значимы для поликлинических служб и медучреждений. Кроме перечисленных возможностей, поликлиника может организовать процесс диспансеризации в оптимальном режиме, как для пациентов, так и для самого медперсонала.

В настоящее время уже работают федеральные сервисы, которые облегчают работу по диспансеризации, например, кабинет пациента на портале государственных услуг.


Что нужно учесть при внедрении информационной системы

В методических рекомендациях Минздрава РФ изложены основные требования к проектированию и другим этапа внедрения медицинских информационных систем. Они могут использоваться медучреждениями всех уровней.

Самые разные компании на сегодняшний день занимаются созданием и проектированием информационных систем для медицины. Поэтому часто встречается проблема, когда многокомпонентная система, включающая в себя несколько программных продуктов, интегрируется в деятельность медучреждения не полностью, что связано с недостаточно продуманным интерфейсом продуктов и другими их отличиями.

Однако, на рынке программного обеспечения для медицины сегодня появляются крупные игроки, которые предлагают функционально унифицированные, комплексные решения. Многие из них основаны на методических рекомендациях Минздрава РФ по внедрению и интеграции медицинских информационных систем.

Важно не только успешно автоматизировать основные процессы, происходящие в медучреждении и правильно выбрать подходящую информационную систему, но и грамотно продумать этапы ее внедрения.

Выделим основные проблемы, которые снижают эффективность использования средств информатизации, из-за некачественного их внедрения в медучреждение:

  1. Информационные технологии в медицине могут быть внедрены не полностью или недостаточно качественно интегрированы с другими системами – например, с системами льготного лекарственного обеспечения, с лабораторной информационной системой и т.д.

Система, которая внедрена в медучреждении не полностью, не будет работать на оптимизацию и автоматизацию выделенных процессов, что приведет к накоплению бумажной документации, затратам на многократный ручной ввод полученной информации, ненужные перемещения пациентов по подразделениям медучреждения.

  1. Неправильное формирование технического задание, отсутствие качественной поставки задач исполнителю влечет неэффективное использование возможностей новой программы, а также проблемы с его доработкой в будущем.

Существует два пути формирования технического задания исполнителю:

  • исполнитель сам сформирует основные положения технического задания. В итоге все процессы будут описаны общими фразами, и с большой вероятностью вы получите результат, который будет лишь частично соответствовать тому, что вы хотели получить от информатизации;
  • заказчик сам формирует все блоки технического задания. В техническом задании сразу необходимо учитывать все компоненты программного обеспечения и все его возможности. В противном случае доработка в будущем будет стоить отдельной платы и временных затрат. Если вы не разбираетесь во всех тонкостях информатизации и оптимизации собственных задач, есть смысл привлечь к формированию технического задания специалистов в данной сфере. Но процесс в любом случае нужно контролировать самостоятельно.
  1. Часто конечные пользователи не привлекаются к процессу разработки и внедрения информационной медицинской информационной системы.

Так, медицинский персонал, который в будущем будет активно работать с системой, должен принимать участие в создании медицинских форм и шаблонов документов. В таком случае будет всесторонне изучен функционал и удобство использования системы, врачи смогут меньше времени тратить на работу с программой, и больше – на осмотр и общение с пациентом.

Также сотрудники должны оценить интерфейс программы. Он должен быть удобен и понятен всем, в противном случае сторонние специалисты могут сделать его неудобным и громоздким, что затруднит поиск и ввод нужной информации.

Важно понимать, что любые информационные технологии в медицине должны быть апробированы их конечными пользователями, они должны быть «заточены» под особенности вашей деятельности.

Сфера полномочий главного врача медучреждения

Главный врач медучреждения должен быть заинтересован в активном взаимодействии с исполнителями, которые занимаются разработкой и внедрением информационной системы и своевременно требовать от них устранения явных недостатков.

Часто руководители медучреждений жалуются на то, что им установили неподходящие систему уже по факту ее использования. Однако, все замечания должны быть доведены до сведения исполнителя на этапе приемки работ, а не после внедрения медицинской информационной системы.

В противном случае это говорит о некачественной приемке работ, что подрывает авторитет главного врача, как главного ответственного лица. Реагируйте на все недостатки и требуйте немедленного их исправления.

Процесс информатизации затрудняется ввиду некачественной работы с медперсоналом. Для этого в субъектах РФ действуют учебные классы, в которых обучаются как врачи, так и средний медицинский персонал. Кроме того, очень помогает в этом плане институт наставничества, когда обученный специалист обучает своих коллег практической работе с информационной системой.

Практическая работа с программой намного лучше, чем самостоятельное ее изучение по методическим материалам.

Ваши сотрудники должны понимать, что информационная система становится частью их ежедневной работы, и это не временное явление. Поэтому все они должны ответственно относиться к работе с ней, обучаться и предлагать эффективные варианты ее применения, которые облегчат работу всего медучреждения.

Главный врач, как глава медицинского коллектива, должен проявлять личную заинтересованность в обучении персонала и в подключении к этой работе всех подразделений и служб медучреждения.

Дополнительные направления, о которых он должен помнить – развитие сетевой инфраструктуры, обеспечение безопасного хранения данных и их передача, создание штата персонала, который будет обеспечивать поддержку новой системы.

Важен и вопрос интеграции медицинской информационной системы в общие базы на региональном и федеральном уровне.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Гость, Вы выиграли доступ к Справочной системе «Главный врач»!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.