Когда врач отказывается от пациента

1738

Права врача и больного в полном объеме перечислены в ФЗ «Об охране здоровья». Поскольку права пациента всегда признаются приоритетными, отказ врача от пациента часто понимается надзорными органами, как их нарушение.Отказ от пациента

Расскажем, какие случаи отказа от больного называет закон, действующие этические и международные нормы, и как этот отказ правильно оформить и согласовать его с руководством.

Права врача на отказ от работы с больным

Какими бы не были мотивы пациента, который не хочет наблюдаться у конкретного специалиста, медицинскую помощь в данном учреждении здравоохранения ему в любом случае должны оказать.

В случае с пациентом все просто – он не обязан объяснять причины отказа от работы с врачом, а администрация медучреждения должна помочь выбрать ему другого специалиста.

Закон «Об охране здоровья» в ч. 3 ст. 70 предусматривает и права врача на отказ от лечения прикрепленного гражданина. Подтверждает это право и приказ Минздравсоцразвития РФ № 407н от 26.04.2012 года, в котором говорится о том, что возложить функции лечащего врача можно на специалиста, который на это согласен.

Однако, само наличие этих норм не говорит нам, что врач может просто отказаться от больного без объяснения причин. Баланс прав в этом случае оказывается нарушенным и при несоблюдении процедуры отказа у специалиста могут появиться проблемы.

Образец претензии медицинской организации в ТФОМС

Образец претензии медицинской организации в ТФОМС
посмотреть/скачать>>

Когда отказ будет незаконным

Закон предусматривает единственный случай, когда специалисты не могут отказаться в оказании медицинской помощи – если пациент нуждается в экстренной помощи специалистов. Об этом сказано в ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об охране здоровья».

Этой норме придается особое значение, и она носит характер одного из важнейших принципов российского здравоохранения.

Оказывают экстренную медпомощь пациентам учреждения здравоохранения всех форм собственности, в случае, если жизни больного угрожает реальная опасность при обострении хронических болезней, при острых состояниях и заболеваниях. Поэтому это случай, когда отказ врача от пациента не допускается.

Отказ пациенту в прикреплении к поликлинике

Одно из закрепленных в законе прав пациента – выбор медучреждения, в котором он будет обслуживаться, а также врача при его согласии (ч. 1 ст. 21 ФЗ 323). Однако, в продолжении статьи говорится, что пациент также может выбрать педиатра, врача ОВП или терапевта, но про согласие медработника ничего не сказано.

По этому поводу неоднократно происходили судебные споры. Медучреждения отказывались обслуживать гражданина, который на обслуживаемой территории не проживает или не работает.

Свое мнение они мотивировали тем, что первичная медицинская помощь оказывается по принципу разделения определенной территории на участки и медработники обязаны его соблюдать.

Первая инстанция поддерживала мнение медиков и отказывала заявителям в удовлетворении исков.

Однако, суды второй инстанции, в которую обращались истцы с целью продолжения спора, отменили первоначальное решение по нескольким причинам:

  1. Возможность отказа администрации медучреждения от прикрепления гражданина не предусмотрена, как и не требуется выражения согласия;
  2. Территориально-участковый принцип не является единственно возможным вариантом организации медпомощи и необязателен;
  3. Если гражданин выбрал то или иное медучреждение для обслуживания или на определенном участке, согласие конкретных врачей также не требуется.

Показательным является то, что в большинстве случаев тот факт, что численность прикрепленных к врачам больных превышает нормативы, судом во внимание не принимался. Отказ врача от пациента, даже сверх установленной нагрузки – неправомерен.

Таким образом, несмотря на то, что в ФЗ «Об охране здоровья» приведен полный перечень прав пациентов, суды ставят их интересы выше интересов медучреждения. Во всех случаях отказ от прикрепления пациента к медучреждению привел к возмещению морального вреда гражданина.

В действующем законе нет упоминания о том, что врач может не согласиться с прикреплением пациента к его участку. Однако, права врача позволяют ему отказаться от пациента тогда, когда он обратился к нему непосредственно за лечением.

При этом свою позицию врач должен согласовать с главным врачом.

Причины отказа врача от пациента

В случае с отказом пациента от врача, первый никак не должен объяснять и мотивировать свое мнение руководству медучреждения. Однако, специалист медучреждения должен пояснить главному врачу причину, по которой он от пациента отказывается.

Вместе с тем, в законе основания, по которым такой отказ допустим, не перечислены.

Обратимся к основам законодательства об охране здоровья 1993 года. В нем о таких случаях говорилось более конкретно.

Врач мог отказаться от пациента, если он:

  • нарушает правила внутреннего распорядка медучреждения;
  • не соблюдает врачебные предписания.

В действующий ФЗ 323 необходимо внести подобные формулировки, тем более, что среди обязанностей пациента названы соблюдение правил поведения в медучреждении и режима назначенного лечения.

Соблюдение этических норм в работе с пациентом

Предусматривают ли права врача другие основание для отказа от работы с больным? В Этическом кодексе российского врача содержится интересная норма – отказ врача от пациента допустим в случае отсутствия психологического контакта.

Кроме того, далее сказано, что пациент может быть передан другому специалисту, если ему не удалось достигнуть с ним терапевтического сотрудничества.

Может ли врач сослаться на этот документ? Полагаем, что может, поскольку в ФЗ 323 сказано, что медработник в своей работе должен следовать нормам врачебной этики и деонтологии, а пациент имеет право на гуманное и уважительное отношение к себе.

Поэтому тот факт, что Этический кодекс по своему содержанию не относится к правовым актам РФ и юридической силы не имеет, безусловно, стоит принимать во внимание. Но также стоит учитывать и то, что это важный документ, который называет основные ценности и цели во взаимоотношениях специалиста с пациентом.

В некоторых судебных решениях судьи дают ссылку на Этический кодекс и не находят нарушений в действиях врача в том случае, если врач был заменен в виду отсутствия контакта с пациентом. Главный врач в этом случае не нарушает процедуру, установленную ФЗ 323.

Отказ врача от пациента по соображениям совести

В международном законодательстве есть нормы, которые позволяют врачам отказаться от пациента по соображениям совести (например, Закон Польши о медицинской профессии в ст. 39).

Резолюция совета Европы № 1763 2010 года содержит следующее положение - медучреждение не может быть привлечено к ответственности, принуждено или дискриминировано в случае отказа его специалистов от производства эвтаназии, искусственного выкидыша, аборта, т.е. во всех случаях искусственного умерщвления эмбриона или человека.

Данная норма нашла свое отражение и ФЗ «Об охране здоровья граждан РФ». Так, в ч. 3 ст. 70 говорится о том, что врач вправе отказаться от проведения аборта, о чем он должен дать письменное уведомление.

Предусмотрено и исключение – нельзя отказать в искусственном прерывании беременности, если процедура необходима пациентке по медицинским показаниям, то есть существует реальная угроза ее жизни и здоровью.

Во всех случаях руководство медучреждения должно решить вопрос о замене лечащего врача, если он отказывается работать с пациентом или провести искусственное прерывание беременности по соображениям совести.

Нельзя оставлять пациента без медпомощи в том случае, если он обратился за ее оказанием.

Зарубежные исследователи выделяют следующие причины, по которым возможен отказ врача от пациента:

  • больной имеет завышенные ожидания по поводу оказания медпомощи – он считает, что ему ее должны оказать без очередей, быстро и он не получит никаких осложнений;
  • пациент не принимает лекарственные препараты и не соблюдает рекомендации, которые необходимы для его выздоровления;
  • пациент пропускает плановые приемы и обследования;
  • услуга, которая необходима пациенту, идет вразрез с религиозными и моральным понятиями специалиста. В этом случае с пациентом должен работать другой специалист;
  • больной ведет себя нетактично - обращается к врачу за медпомощью в нерабочее время, вне медучреждения или просит пояснений по вопросам, которые не относятся к его специализации;
  • пациент отказывается идти на контакт или ведет себя агрессивно и неадекватно.

Отметим, что на сегодняшний день российские врачи не могут отказаться от больных по названным причинам.

Как оформить отказ врача от пациента: образец

В идеале в медучреждении должен быть разработан внутренний локальный акт, в котором был бы описан порядок отказа врача от обслуживания пациента. В него можно включить следующие моменты:

  • поводы, при наличии которых врач вправе отказаться от больного;
  • права врача на уведомление своего руководства об отказе от работы с пациентом с заполнением письменного заявления;
  • порядок согласования отказа от пациента с главным врачом;
  • основания, по которым удовлетворить желание врача будет невозможно;
  • процедура замены специалиста;
  • правила уведомления больного о замене лечащего врача.

Например, основанием для отказа врачу будет сильная загруженность других специалистов или отсутствие специалистов с необходимой квалификацией в медучреждении.

Отметим, что несмотря на наличие фразы «по согласованию», на практике получать разрешение главного врача специалист не обязан.

По факту это не согласование, то есть не получение согласия на отказ от пациента, а уведомление руководства о сложившейся ситуации, в противном случае это нивелировало бы права врача на отказ от пациента.

На сегодня действующий закон не обязывает врача мотивировать причину своего отказа от больного, кроме случаев, когда медицинская помощь должна быть оказана по экстренным показаниям. Главное для самого врача – поставить свое руководство в известности по данному факту.

Ниже приведена примерная форма заявления врача от наблюдения или лечения конкретного пациента.

Форма заявления врача

Когда врач отказывается от пациента                                     

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×