Здравоохранение

Примеры СОП в аптеке

  • 13 февраля 2019
  • 17392

Ошибки в аптекеРазработка СОП для аптеки необходима, так как этого требуют правила надлежащей аптечной практики.

На самом деле задача СОП - не допустить ошибок при выполнении того или иного действия.

Они позволяют найти и зафиксировать оптимальный способ выполнения той или иной деятельности, произвести анализ производственных операций, найти источник рисков и потенциальных ошибок.

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Руководители многих аптечных организаций игнорируют данное требование, считая его пустой тратой времени и сил, либо подходят к его выполнению формально. Такой подход – серьезная помеха на пути к улучшению качества работы аптеки.

СОП как инструмент управления качеством работы аптеки

СОП определяет порядок действий персонала аптеки в каждой производственной операции. Их основная задачи – не допустить ошибок при выполнении того или иного действия.

При этом СОП – это не копии должностных инструкций, которые описывают обязанности каждого сотрудника.

Ценность стандартных операционных процедур в том, что они не позволяют работникам аптеки халатно подходить к выполнению своих персональных обязанностей, однако не лишают возможности принимать решения в пределах своих полномочий.  

На форумах аптечных работников часто встречаются просьбы поделиться списком процедур. Готовых бесплатных СОПов для аптек действительно мало.

Чтобы помочь редакторы журнала "Новая аптека" сделали специальный сборник-методичку, в которой не только прописали правила, но и предложили для скачивания готовые бесплатные СОПы для аптек-2019. 

Скачать СОПы-2019

СОП – это основа системы управления качеством работы в аптеке. 

Они позволяют:

  1. Найти и зафиксировать наилучший способ выполнения определенной деятельности.
  2. Произвести анализ производственных операций.
  3. Найти источник рисков и возможных ошибок.

Недостаток устных инструкций и приказов в том, что сотрудники могут их не услышать, неправильно понять, забыть, кроме того, следовать им достаточно сложно.


СОП фиксируют накопленный опыт персонала, облегчают адаптацию новых сотрудников в коллективе, упрощают проведение внутреннего аудита.

Пункт 68 Правил надлежащей аптечной практики содержит не конкретные стандартные операционные процедуры, а то, что они должны описывать.

В состав списка входит порядок:

  • принятия мер во избежание повторных нарушений;
  • анализа предложений и жалоб покупателей и принятия решений по ним;
  • действий, предотвращающих реализацию некачественной, фальсифицированной и контрафактной
  • аптечной продукции;
  • выявления причин нарушений требований нормативно-правовой документации;
  • анализа результатов предпринятых профилактических и корректирующих действий.

Руководитель аптеки может описать порядок действий персонала в 10 или в 30 стандартных процедурах – это не играет большой роли. Здесь он может действовать по своему усмотрению.

Однако стоит помнить о том, что экономия на количестве СОП – прямой путь к формализации и пустой потере сил и времени. Самое главное – формальные процедуры с минимумом конкретики делают любые СОП в аптеке бесполезными.

Зачем аптеке внутренний аудит и как его проводить

Внутренний аудит стал обязательным с 1 марта 2017 года, с этой даты действуют Правила надлежащих аптечных практик. Внутренние проверки помогут выявить проблемы и риски, улучшить работу аптеки, подготовиться к внешним проверкам.

Внутренний аудит предприятия решает задачи:

  • оценка экономических результатов, конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности;
  • проверка достоверности показателей отчетной документации;
  • контроль качества и безопасности товаров аптечного ассортимента;
  • мониторинг состояния фармпорядка;
  • разработка и выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • уменьшение штрафов за несоблюдение требований органов госконтроля;
  • готовность к внезапным проверкам Росздравнадзора, Роспотребнадзора, прокуратуры, МЧС, ИФНС и т. д.;
  • рост интервала между плановыми проверками Росздравнадзора после внедрения риск-ориентированной модели.

Полный алгоритм действий для внутренней проверки аптеки, примеры и готовые для скачивания памятки, шалоны и образцы протоколов в журнале "Новая аптека".

Зачем аптеке внутренний аудит и как его проводить

Скачать алгоритм

Критерии соответствия СОПов

Выделяют 5 критериев, которым должны соответствовать СОПы:

  • ясность;
  • точность;
  • утверждение руководителем аптеки;
  • регулярное обновление;
  • доступность.

Посмотрите подборку СОПов для аптеки, которые собраны в одной таблице.

Сфера применения

Стандартная операционная процедура

Приемка

Приемочный контроль товара в аптечной организации

Обмен и возврат товара в аптеке

Приемка товаров аптечного ассортимента в аптечную организацию

Приемка наркотических и психотропных лекарственных средств

Хранение

Порядок хранения лекарственных препаратов по срокам годности в аптеке

Уборка

Санитарная обработка помещений, инвентаря в аптеке

Ясность

Первое требование к СОП – она должна быть ясной и подробной пошаговой инструкцией. По возможности они могут быть дополнены инструкциями, расположенными рядом с рабочими местами сотрудников. Это инструкция, конечно, не заменит СОП, но поможет конкретизировать и визуализировать каждый этап той или иной процедуры.

Точность

Неправильные примеры СОП в аптеке – это, например, указывать, что температурный режим хранения иммунобиологических препаратов должен соответствовать требованиям нормативных документов.

Гораздо правильнее конкретизировать это выражение и указать, что температура в холодильнике должна быть 5°С.


Утверждение руководителем аптеки

Дата и подпись руководителя на титульном листе СОПов демонстрирует, какие требования будут предъявлены персоналу аптеки.

Регулярное обновление

В случае изменения законодательства или, к примеру, поступления рацпредложения от кого-либо из сотрудников в СОП должны быть внесены изменения. В последнем случаем можно поощрить работника материально или при помощи методов нематериальной мотивации.

Доступность

СОПы могут иметь разные формы – например, форму электронной методички на корпоративном сайте, форму брошюры или же заламинированных листов, собранных в отдельную папку.

Какие СОПы нужны аптеке и как их правильно составлятьСтатья бестселлер

"Какие СОПы нужны аптеке и как их правильно составлять" стала настоящим бестселлером, ее можно изучить в журнале "Новая аптека" 

Формальные процедуры с минимальной конкретикой делают СОПы бесполезными для аптеки.

К такому выводу пришли редакторы журнала. В статье они разъясняют, почему такой подход мешает аптеке улучшить работу, описывают алгоритмы, как при помощи СОПов создать фундамент системы управления качеством и облегчить управление аптечной организацией.

Прочтите, обсудите с коллегами!

Особенности и преимущества стандартного формата СОП

СОПы, составленные по стандартной форме, узнаваемы, удобны в работе и помогают персоналу быстро разобраться в том, как организовано содержание. Однако стандартный формат вовсе не означает сухой шаблон.

Описание процедур должно быть выполнено таким образом, чтобы каждый сотрудник аптеки понимал и воспринимал их как полезные практические рекомендации.

Производственные цепочки аптечных предприятий носят индивидуальный характер. Поэтому готовые СОПы можно использовать в качестве образца и дорабатывать.

Например, аптекам готовых лекарственных форм можно убрать описание процедур для фармсубстанций, а внутрибольничные аптеки могут отказаться от процедур для биологически активных добавок и минеральных вод (в том случае, если они не работают с этими группами товаров).

Организациям, работающим со всеми группами аптечных товаров, рекомендовано дополнить СОПы по приемочному контролю и хранению рабочими инструкциями для медикаментов, изделий медицинского назначения, биологически активных добавок, космецевтики и др.

Что должен содержать СОП по уборке в аптеке

Инструкция Минздрава России по санитарному режиму аптечных учреждений (аптек) от 21.10.1997 № 309 содержит правила санитарного режима и содержания помещений.

Этот документ определяет, что текущая уборка помещений и оборудования аптек должна проводиться ежедневно с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Предлагаем вам инструкциии и алгоритмы для включения их в СОП по уборке в аптеке.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.