text
Портал для медицинских работников

Какие СОПы нужны в аптеке: примеры

  • 16 марта 2018
  • 14080

СОП – это стандартные операционные процедуры. Их разработка в аптеке необходима, так как этого требуют правила надлежащей аптечной практики.Ошибки в аптеке

На самом деле задача СОП - не допустить ошибок при выполнении того или иного действия.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  Регистрация операций по обороту НС и ПВ, Обеспечение ЛП минимального ассортимента, Регистрация неправильно выписанных рецептов

Они позволяют найти и зафиксировать оптимальный способ выполнения той или иной деятельности, произвести анализ производственных операций, найти источник рисков и потенциальных ошибок.

Однако руководители многих аптечных организаций игнорируют данное требование, считая его пустой тратой времени и сил, либо подходят к его выполнению формально. Такой подход – серьезная помеха на пути к улучшению качества работы аптеки.

СОП как инструмент управления качеством работы аптеки

СОП определяет порядок действий персонала аптеки в каждой производственной операции. Их основная задачи – не допустить ошибок при выполнении того или иного действия.

Приемочный контроль в аптеке + формы и шаблоны

СОП: Приемочный контроль в аптеке + формы и шаблоны
посмотреть/скачать бесплатно>>

При этом СОП – это не копии должностных инструкций, которые описывают обязанности каждого сотрудника.

Ценность стандартных операционных процедур в том, что они не позволяют работникам аптеки халатно подходить к выполнению своих персональных обязанностей, однако не лишают возможности принимать решения в пределах своих полномочий.

►Подробнее о СОПах в аптеке читайте здесь:

СОП – это основа системы управления качеством работы в аптеке.

Они позволяют:

  • найти и зафиксировать наилучший способ выполнения определенной деятельности;
  • произвести анализ производственных операций;
  • найти источник рисков и возможных ошибок.

Недостаток устных инструкций и приказов в том, что сотрудники могут их не услышать, неправильно понять, забыть, кроме того, следовать им достаточно сложно. СОП фиксируют накопленный опыт персонала, облегчают адаптацию новых сотрудников в коллективе, упрощают проведение внутреннего аудита.


На форумах аптечных работников часто встречаются просьбы поделиться списком СОПов.

Однако пункт 68 Правил надлежащей аптечной практики содержит не конкретные стандартные операционные процедуры, а то, что они должны описывать.

В состав списка входит порядок:

  • принятия мер во избежание повторных нарушений;
  • анализа предложений и жалоб покупателей и принятия решений по ним;
  • действий, предотвращающих реализацию некачественной, фальсифицированной и контрафактной
  • аптечной продукции;
  • выявления причин нарушений требований нормативно-правовой документации;
  • анализа результатов предпринятых профилактических и корректирующих действий.

Руководитель аптеки может описать порядок действий персонала в 10 или в 30 стандартных процедурах – это не играет большой роли. Здесь он может действовать по своему усмотрению.

Однако стоит помнить о том, что экономия на количестве СОП – прямой путь к формализации и пустой потере сил и времени. Самое главное – формальные процедуры с минимумом конкретики делают любые СОП в аптеке бесполезными.

Зачем аптеке внутренний аудит и как его проводить

Внутренний аудит стал обязательным с 1 марта 2017 года, с этой даты действуют Правила надлежащих аптечных практик. Внутренние проверки помогут выявить проблемы и риски, улучшить работу аптеки, подготовиться к внешним проверкам.

Внутренний аудит предприятия решает задачи:

  • оценка экономических результатов, конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности;
  • проверка достоверности показателей отчетной документации;
  • контроль качества и безопасности товаров аптечного ассортимента;
  • мониторинг состояния фармпорядка;
  • разработка и выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • уменьшение штрафов за несоблюдение требований органов госконтроля;
  • готовность к внезапным проверкам Росздравнадзора, Роспотребнадзора, прокуратуры, МЧС, ИФНС и т. д.;
  • рост интервала между плановыми проверками Росздравнадзора после внедрения риск-ориентированной модели.

Полный алгоритм действий для внутренней проверки аптеки, примеры и готовые для скачивания памятки, шалоны и образцы протоколов доступны клиентам и пользователям по демодоступу журнала "Новая аптека".

Зачем аптеке внутренний аудит и как его проводить

Скачать алгоритм >>

Критерии соответствия СОПов

Выделяют 5 критериев, которым должны соответствовать СОПы:

  • ясность;
  • точность;
  • утверждение руководителем аптеки;
  • регулярное обновление;
  • доступность.
Активируйте доступ к журналу «Новая аптека» и читайте проверенные экспертами статьи:

Ясность

Первое требование к СОП – она должна быть ясной и подробной пошаговой инструкцией. По возможности они могут быть дополнены инструкциями, расположенными рядом с рабочими местами сотрудников. Это инструкция, конечно, не заменит СОП, но поможет конкретизировать и визуализировать каждый этап той или иной процедуры.

►Дополнительно о СОПах в аптеке читайте здесь:

Точность

Неправильные примеры СОП в аптеке – это, например, указывать, что температурный режим хранения иммунобиологических препаратов должен соответствовать требованиям нормативных документов.

Гораздо правильнее конкретизировать это выражение и указать, что температура в холодильнике должна быть 5°С.

Утверждение руководителем аптеки

Дата и подпись руководителя на титульном листе СОПов демонстрирует, какие требования будут предъявлены персоналу аптеки.

Регулярное обновление

В случае изменения законодательства или, к примеру, поступления рацпредложения от кого-либо из сотрудников в СОП должны быть внесены изменения. В последнем случаем можно поощрить работника материально или при помощи методов нематериальной мотивации.

Доступность

СОПы могут иметь разные формы – например, форму электронной методички на корпоративном сайте, форму брошюры или же заламинированных листов, собранных в отдельную папку.

Какие СОПы нужны аптеке и как их правильно составлятьСтатья бестселлер

Статья журнала "Новая аптека" "Какие СОПы нужны аптеке и как их правильно составлять" стала настоящим бестселлером.

Формальные процедуры с минимальной конкретикой делают СОПы бесполезными для аптеки. К такому выводу пришли редакторы журнала. В статье они разъясняют, почему такой подход мешает аптеке улучшить работу, описывают алгоритмы, как при помощи СОПов создать фундамент системы управления качеством и облегчить управление аптечной организацией.

Статья доступна для чтения не только по подписке, но и по демодоступу. Прочтите, обсудите с коллегами!

Особенности и преимущества стандартного формата СОП

СОПы, составленные по стандартной форме, узнаваемы, удобны в работе и помогают персоналу быстро разобраться в том, как организовано содержание. Однако стандартный формат вовсе не означает сухой шаблон.

Описание процедур должно быть выполнено таким образом, чтобы каждый сотрудник аптеки понимал и воспринимал их как полезные практические рекомендации.

Производственные цепочки аптечных предприятий носят индивидуальный характер. Поэтому готовые СОПы можно использовать в качестве образца и дорабатывать.

Например, аптекам готовых лекарственных форм можно убрать описание процедур для фармсубстанций, а внутрибольничные аптеки могут отказаться от процедур для биологически активных добавок и минеральных вод (в том случае, если они не работают с этими группами товаров).

Организациям, работающим со всеми группами аптечных товаров, рекомендовано дополнить СОПы по приемочному контролю и хранению рабочими инструкциями для медикаментов, изделий медицинского назначения, биологически активных добавок, космецевтики и др.

Что должен содержать СОП по уборке в аптеке

Инструкция Минздрава России по санитарному режиму аптечных учреждений (аптек) от 21.10.1997 № 309 содержит правила санитарного режима и содержания помещений.

Этот документ определяет, что текущая уборка помещений и оборудования аптек должна проводиться ежедневно с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Предлагаем вам инструкциии и алгоритмы для включения их в СОП по уборке в аптеке.

Инструкция по дезинфекции в рамках уборки в аптеке

Инструкция по дезинфекции в рамках уборки в аптеке
посмотреть/скачать>>

СОП «Уборка в аптеке»: инструкции по уборке ЛС

СОП «Уборка в аптеке»: инструкции по уборке ЛС
посмотреть/скачать>>

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.