Станция скорой медицинской помощи: пример внедрения СМК

88

Система менеджмента качества при организации скорой медпомощи должна основываться на ее соответствии законодательным требованиям и потребностям пациентов.Станция скорой медицинской помощи: пример внедрения СМК

Создание такой системы предусмотрено Концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Рассмотрен пример внедрения СМК в одном из медучреждений страны.

Система менеджмента качества для скорой медицинской помощи

Главными критериями соответствия скорой медпомощи потребностям и требованиям пациентов является ее качество и доступность.

Современные реалии вынуждают искать новые пути к системе управления медучреждением, поэтому разработка новых систем управления является важной целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ.

Важно понимать, что качество медпомощи отражает не только эффективность действующей системы управления здравоохранением в стране или регионе, но и уровень работы конкретных специалистов.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Станция скорой медицинской помощи имени А.С. Пучкова – одно из первых медучреждений, которое накопило собственный опыт по управлению качеством медпомощи.

Еще основатель станции указывал на то, что скорая медицинская помощь должна работать как часовой механизм, и одновременно быть простой, доступной, что обеспечивают квалифицированные медработники.

Рассмотрим основные составляющие новой системы управления.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Организация внутреннего контроля

Система менеджмента качества при организации скорой медпомощи предусматривает наличие механизмов внешнего и внутреннего контроля, что позволяет более эффективно использовать те ресурсы, которые предоставлены медучреждениям для оказания помощи гражданам.

Как известно, одним из лицензионных требований для медучреждений является организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

При этом ориентироваться необходимо не только на общие положения, но и учитывать индивидуальные особенности той или иной организации скорой медпомощи, которые связываются с географическими и региональными особенностями, с объемами медуслуг, а также с наличием квалифицированных кадров.

В рамках внутреннего контроля особое внимание нужно уделять следующим случаям:

  • поступление жалоб от пациентов на доступность и качество оказанной медпомощи;
  • расхождение диагноза, постановленного бригадой скорой медпомощи и врачами приемных отделений (патологоанатомических отделений);
  • наличие летальных исходов при вызове скорой помощи.

Кроме того, учитывается и присутствие надзорных органов, которые осуществляют внешний контроль – страховые компании и фонд ОМС, Минздрав, Росздравнадзор и т.д.

Компоненты внутреннего контроля

К структуре внутреннего контроля в медучреждении предъявляется ряд требований, которые обуславливают ее эффективность. В частности, это качественная структура, многоуровневность, перманентность и информационно-аналитическая система.

Станция скорой медицинской помощи использует следующую структуру внутреннего контроля.

Структура внутреннего контроля 

Для управления организованной системой был создан отдел организации контроля безопасности и качества медицинской деятельности.

К основным задачам отдела отнесены следующие:

  • выявление причин снижения качества медпомощи;
  • установление источников этих причин;
  • выделение основных направлений и мероприятий для снижения медицинских рисков;
  • проведение аналитической работы и постоянного мониторинга за медицинской деятельностью, за соблюдением законодательных требований;
  • стандартизированная оценка безопасности медпомощи и ее своевременности;
  • изучение безопасности медизделий и процесса их утилизации;
  • работа с медицинским персоналом;
  • контроль за деятельностью основных структурных подразделений;
  • повышение квалификации и непрерывное обучение кадровых ресурсов;
  • изучение профильности и обоснованности эвакуации пациентов сотрудниками скорой медпомощи.

Кроме того, был сформирован отдел по работе и взаимодействию в системе ОМС, что связано с большим числом экспертиз, которые проводят страховые компании и ТФОМС.

Были обозначены следующие полномочия этого отдела:

  • взаимодействие со страховыми компаниями по поводу организации экспертиз качества медпомощи и медико-экономических экспертиз;
  • обобщение и структурирование недостатков, которые выявлены по итогам проверок;
  • работа с медперсоналом по поводу соблюдения требований системы ОМС;
  • подготовка возражений по поводу несогласия с мнением экспертом;
  • формирование отчетности по итогам экспертиз с последующим их анализом;
  • оценка эффективности деятельности отделений медучреждения;
  • составление реестров счетов для страховых компаний и ФОМС.

Станция скорой медицинской помощи имени А.С. Пучкова для формирования системы управления качеством медпомощи также сформировала комиссию врачей.

В структуре этой комиссии были выделены следующие подкомиссии:

  • 48 контрольных подкомиссий подстанций скорой помощи;
  • 9 подкомиссий региональных объединений, учитывающих административно-территориальную структуру г. Москвы;
  • 1 подкомиссия по психиатрии.

В состав комиссий были включены разные специалисты:

  1. Врачи-специалисты медучреждения (психиатры, терапевты, врачи СМП, гинекологи, хирурги и т.д.).
  2. Главные внештатные специалисты медучреждения.
  3. Специалисты медицинских образовательных заведений.

Специалисты врачебных подкомиссий оценивают эффективность, обоснованность и качество лечебного процесса, оценивают правильность ведения медицинской документации в отделениях медучреждения.

Представленная система управления соответствует современным требованиям, в ее основе – многоуровневый самоконтроль, непрерывное повышение качества, процессный контроль и участие всех специалистов в управлении качеством.

Многоуровневая система контроля

Система менеджмента качества, выбранная станцией, включает в себя ряд взаимосвязанных уровней. Рассмотрим все уровни внутреннего и внешнего контроля, сроки проведения мероприятий и участвующих в нем лиц.

В рамках внутреннего контроля выделяется четыре уровня: текущий, экспертный, целевой и тематический.

  1. Текущий контроль.

Сроки проведения контроля: ежедневно.

Участвующие специалисты:

  • специалисты отдела по работе и взаимодействию в системе ОМС;
  • заведующие подстанциями скорой медпомощи и старшие врачи-специалисты.

Какие документы изучаются участниками контроля:

  • статистические данные;
  • первичные медицинские документы;
  • акты проверки работы бригад скорой медпомощи контрольной службой.

На этом уровне специалистов интересует, прежде всего, первичная документация пациентов. Они проверяют, правильно ли был установлен диагноз, собран анамнез на больного, основные показатели оказания скорой медпомощи.

  1. Экспертный контроль.

Сроки проведения контроля: по необходимости, итоги контроля подводятся ежемесячно.

Участвующие специалисты:

  • специалисты отдела контроля безопасности и качества медицинской деятельности;
  • заместители главного врача по медицинскому обслуживанию.

Специалисты в рамках экспертного контроля анализируют качество разбора случаев оказания медпомощи на предыдущем уровне, по поручениям врачебной комиссии разбирают отдельные случаи, выполняют прочую работу.

Какие документы изучаются участниками контроля:

  • первичные медицинские документы;
  • оперативные статистические данные;
  • протоколы заседаний врачебных комиссий разных уровней;
  • разбор случаев оказанной на первом уровне медицинской помощи.
  1. Целевой контроль.

Сроки проведения контроля: по необходимости, итоги контрольных мероприятий подводятся ежеквартально.

Участвующие специалисты: врачебная комиссия медучреждения.

Какие документы изучаются специалистами:

  • данные мониторингов;
  • документация по наиболее спорным и сложным случаям;
  • документы по итогам работы комиссий на предыдущих уровнях.

Главная цель контроля – разрешить конфликтные ситуации на комиссии врачей и проконтролировать деятельность работы прочих подкомиссий на предыдущих уровнях.

  1. Тематический контроль.

Сроки проведения контроля: один раз в квартал.

Участвующие специалисты: медицинский совет медучреждения.

Какие документы изучаются специалистами: документация по случайно отобранным случаям оказания медицинской помощи, объединенным общими тематическими признаками.

Внешний контроль проводится специалистами надзорных органов, страховых компаний и фонда ОМС. Текущие, целевые или плановые проверки проводятся по мере необходимости или в соответствии с планами проверки.

Главным объектом изучения является первичная медицинская документация по случаям оказания медицинской помощи, интересующих специалистов.

Тематический контроль необходим для оценки работы бригад скорой медпомощи по конкретным нозологическим единицам.

Система менеджмента качества: методы оценки

Поскольку станция скорой медицинской помощи выполняют ежегодно большое число вызовов, которые сопровождаются первичной медицинской документацией, условием эффективности системы качества медпомощи является применение методов стандартизированной оценки.

Одним из вариантов, который применяется на станции, является разработка алгоритмов оказания тех или иных услуг, на основе которых можно объективно и быстро оценить качество скорой медицинской помощи.

У алгоритмов есть другая важная функция – обучения медперсонала, ведь алгоритмы разрабатываются в сотрудничестве с профессиональным и научным сообществом.

Еще один современный метод оценки – бенчмаркинг. Автоматизированная система позволяет руководителям в любое время отслеживать вызовы скорой с результатами оказания медпомощи, проводить мониторинг повторных вызовов, время доезда и т.д.

По результатам такого мониторинга каждую неделю готовится отчет для руководителя медучреждения.

Среди скандализированных показателей, которые рекомендуются в качестве индикаторов работы скорой помощи в целом, применяются следующие:

  • время (в секундах) ответа оператора на звонок;
  • время (в минутах) доезда бригады до места вызова;
  • время (в минутах) прибытия на место ДТП;
  • число вызовов с медицинской эвакуацией;
  • число расхождений в постановке диагнозов;
  • число обращений от граждан;
  • наличие обоснованных жалоб;
  • нагрузка на одну бригаду СМП;
  • мониторинг по отдельным нозологиям и т.д.

Система менеджмента качества, выстроенная подобным образом, позволяет составлять рейтинг бригад скорой помощи по их результативности, выделять наиболее успешные бригады и использовать их опыт для улучшения качества медицинской помощи по всей станции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль