Здравоохранение

Управляйте товародвижением в аптеке: база знаний

  • 13 июня 2017
  • 446

Корпоративная база знаний – это интеллектуальный экономический ресурс организации, необходимый для повышения экономической добавленной стоимости хозяйствующего субъекта.Создание корпоративной базы

Реализация концепции создания корпоративной базы знаний позволяет создавать для организации товародвижения в аптеке эффективную систему, управляющую бизнес-процессами, базирующуюся на накопленном знании по конкретному этапу жизненного цикла препарата и обеспечивающую постоянное увеличение вновь возникающего знания через самосовершенствование.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  Регистрация операций по обороту НС и ПВ, Обеспечение ЛП минимального ассортимента, Регистрация неправильно выписанных рецептов

Все это дает возможность поддерживать неизменно высокое качество аутентичных лекарств и не допустить проникновения контрафактной и фальсифицированной продукции на пути от изготовителя к пациенту

Соответствие государственной контрольно-разрешительной системы в сфере обращения медикаментов международным требованиям и стандартам обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств – одно из приоритетных направлений Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года.

Выплата премий в аптеке: как отразить в налоговом учете

Выплата премий в аптеке: как отразить в налоговом учете
посмотреть/скачать>>

Согласно Надлежащей практике оптового распределения лекарственные препаратов, принятой в станах Евросоюза, оптовая реализация является одним из наиболее важных звеньев в управлении интегрированной системой поставок.

Контроль поставок должен осуществляться по всей цепочке – от производственных мощностей производителя до отпуска медикаментов пациентам.

Для этого все манипуляции с лекарствами должны быть задокументированы через создание руководств по качеству стандартных процедур, стандартных операционных процедур и других необходимых документов.

Методика их разработки включает в себя:

  1. Создание алгоритмов бизнес-процессов на основе уже существующих и непрерывно генерируемых новых знаний, и анализа соответствия полученных знаний целям управления процессами в организации.
  2. Одновременная оценка процессов управления, усовершенствования и создания новых знаний в рамках основных функций менеджмента и на основе системы критериев выполнения целей и задач бизнес-процессов.

Корпоративная база знаний: понятие и особенности

Корпоративная база знаний – это интеллектуальный экономический ресурс организации, который необходим для того, чтобы повышать экономическую добавленную стоимость хозяйствующего субъекта.

Она включает в себя способ управления бизнес-процессами.

Иными словами, корпоративная база знаний представляет собой постоянно используемый и совершенствующийся архив алгоритмов выполнения операций с лекарственными препаратами.

Документы, перечисленные выше – СОП, СП и руководства по качеству, а также их обновления создают прочную основу для создания и совершенствования корпоративной базы знаний аптечной организации.

Это возможно благодаря изменениям, которые вносятся в нормативно-правовую документация федерального уровня, направленную на регулирование товародвижения в аптеке, а также постоянному улучшению качества собственных бизнес-процессов.    

Виды носителей знаний и его носители

Существуют следующие виды носителей знаний:

  • одушевленные (профессиональные) – персонал аптеки, контролирующий процессы и манипуляции с лекарственными средствами, а также так называемые собственники процессов;
  • неодушевленные – интеллектуальные компьютерные технологии.

 Виды носителей знаний

Рисунок 1. Виды носителей знаний

Носителями профессионального знания являются:

  1. Высшее руководство (сюда относится также уполномоченное лицо, обладающее высшим профильным (в данном случае - фармацевтическим) образованием).
  2. Персонал аптечной организации, находящийся ка на управленческих, так и на исполнительских должностях, обладающих необходимым уровнем образования и квалификации.
  3. Иные сотрудники аптеки, включая вспомогательный персонал, осуществляющий различные манипуляции с лекарственными препаратами.

 К интеллектуальным компьютерным технологиям относятся:

  • ресурсы, содержащие законодательные акты (приказы, распоряжения, постановления, инструкции и др.);
  • сайты межнациональных организаций (ЕЭС), национальных ведомств и министерств (Минздрав, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) – здесь происходит регулярное обновление сведений как о применений действующих нормативных документов, так и об обсуждаемых и ожидаемых корректировок правил и требований.
  • Государственный реестра лекарственных препаратов, оборот и применение которых разрешены на территории России;
  • сайты международных организаций, в которых объединены специалисты в области медицины, фармацевтики и здравоохранения со всего мира (ВОЗ, Международная фармацевтическая федерация и др.);
  • виртуальная библиотека, в которой содержатся материалы законодательных документов и понятийного аппарата (термины и их определения, что актуально, к примеру, для каких-либо новых лекарственных форм), действующих методических рекомендаций к маркировке зарегистрированных лекарств, источников, уточняющих правила приема того или иного препарата (указания «до еды», «во время еды», «после еды»), а также правила хранения в зависимости условий, указанных изготовителем («не выше 25 °С», «ниже 25 °С», «при комнатной температуре», «особых условий хранения не требуется») и т. д.;
  • обмен опытом в профессиональных сообществах (например, Союз профессиональных фармацевтических организаций), ассоциациях аптечных работников;
  • обсуждения и дискуссии по текущим профессиональным вопросам, направленные на обмен опытом и улучшение деятельности на базе региональных, межрегиональных, национальных и международных съездов, вебинаров, семинаров, конференций, конгрессов организаций фармацевтической деятельности.
  • интернет-сообщества для профессионалов в области медицины и фармацевтики (сайты, блоги, форумы);
  • беседы с инспекторами надзорных органов и ведомств по вопросам проведения инспекционных проверок.
  • обмен опытом с партнерами по бизнесу: процедура оценки поставщиков и покупателей; заключение договоров фармацевтической ответственности, нацеленных на то, чтобы не допустить изменения качества препаратов в худшую сторону и проникновения контрафактных и поддельных лекарств, а также на своевременное информирование уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обращения лекасртвенных средств о случаях недостаточной терапевтической эффективности и безопасности того или иного препарата, о которых стало известно профессиональным фармацевтическим организациям.

Стандартные процедуры и СОП как основа корпоративной базы знаний

Работа с непростыми внешними и внутренними клиентами помогает корпоративной базе знаний совершенствоваться.

Это возможно во многом благодаря созданию внутреннего рынка и конкуренции компетенций среди персонала аптеки по разработке наиболее приспособленных алгоритмов осуществления бизнес-процессов.

Стандартные процедуры и СОП – это основа корпоративной базы знаний. По сути это модели бизнес-процессов, зафиксированные документально и составленные в результате соединения нескольких элементов.

К ним относятся:

  • законодательные правила;
  • требования контрольных и надзорных инстанций;
  • интерпретации официальных требований персоналом фармацевтических организаций и их последующего применения для выполнения тех или иных операций;
  • включения элементов практик, заимствованных в результате обмена знаниями между бизнес-партнерами либо полученных при обсуждении на профессиональных съездах, семинарах, конференциях, интернет-дискуссиях.

Система СОП и СП включает в себя:

  • требования нормативной документации;
  • специфику деятельности каждой конкретной аптечной организации;
  • накопленный опыт.

Сохранение более ранних версий процедур и их преемственность отражают эволюцию практических знаний аптеки о выполняемых процессах.

Стандартные операционные процедуры, которые описывают процессы и операции в мельчайших деталях, практически сводят на нет вероятность ошибки при осуществлении конкретных действий, связанных с лекарственными препаратами.

Таким образом, обеспечивается преемственность накопленных знаний и практического опыта даже при смене персонала, так как этим снижается риск снижения качества работы в случае ухода из организации сотрудника, обладающего большим практическим опытом.

Корпоративная база знаний постоянно совершенствуется благодаря непрерывному обновлению знаний.Практический опыт

Необходимо накапливать знания, которые бы соответствовали современным целям управления бизнес-процессами на основе новых нормативных требований и научных сведений, которые по сути являются базой принятия решений и действий в фармацевтической отрасли.

На межгосударственном уровне существует практика регулярного пересмотра действующих стандартных операционных процедур.

Иными словами, устанавливается периодичность пересмотра от 1 до 5 лет – срок зависит от степени риска потенциального изменения качества лекарственных препаратов, на которое могут оказать влияние дефекты в выполнении процесса, разработанного в конкретной СОП.

Наряду с этим существует необходимость выполнения внепланового пересмотра СОП, если ошибки в выполнении процесса обнаруживаются в ходе самопроверок внешнего контроля или в повседневном выполнении процесса.

Стандартная операционная процедура как модель конкретного процесса должна формироваться сотрудниками, которые выполняют описываемый процесс, так как никто, кроме них, не в состоянии предложить оптимальную последовательность выполнения, сочетающую в себе и нормативные требования, и наиболее рациональный подход к последовательности выполнения манипуляций.

Авторский подход к управлению знаниями в организации основан на предположении, что именно собственник процесса должен вносить в СОП изменения, моделирующие конкретные бизнес-процессы, которые выполняются на каждом определенном этапе жизненного цикла лекарства.

Только собственник процесса способен дать объективную оценку соответствия выполняемой последовательности операций алгоритму действий, зафиксированному документально.

Когнитивно-творческий подход к управлению знанием

Опыт показывает, что одним из наиболее трудоемких моментов в управлении знанием в организации товародвижения в аптеке является стимулирование и развитие мотивации у исполнителей процессов потребности в самостоятельном совершенствовании СОП и выявлении сбоев в выполнении того или иного процесса.

При достижение этой цели становится возможным когнитивно-творческое управление знанием, которое включает в себя:

  • собственно источники, то есть интеллектуальные информационные технологии;
  • персонал аптеки, то есть носителей профессионального знания;
  • непрерывный поиск нового знания;
  • создание и постоянное усовершенствование потенциала знаний в аптеке.

Когнитивно-творческий подход к управлению нацелен на увеличение совокупного знания в аптечной организации, что, в свою очередь, закладывает базу для формирования ее экономической добавленной стоимости.

Качественное исполнение процессов, алгоритмы которых сформированы в СОП:

  • снижает риски в сети товародвижения в аптеке;
  • обеспечивает прозрачность движения каждой серии препаратов от производителя к покупателю, включая импортно-экспортные операции и нахождение на складах временного хранения, таможенных складах и транзитных участках;
  • создает возможность проверки соответствия условий хранения на каждом этапе;
  • повышает шанс выявления места и времени возможного нарушения;
  • снижает риск жалоб, претензий, возвратов и отзывов серий лекарственных средств из обращения в связи с изменением качества или браком.

Воплощение в жизнь концепции создания корпоративной базы знаний дает возможность создавать для каждой организации товародвижения в аптеке эффективную систему, управляющую бизнес-процессами, основывающуюся на накопленном современном знании по конкретному этапу жизненного цикла препарата и обеспечивающую постоянное увеличение вновь возникающего знания через самосовершенствование.

Постоянно повторяющейся цикл самовоспроизведения и развития знания позволяет поддерживать неизменно высокое качество аутентичных лекарств и не допустить проникновения контрафактной и фальсифицированной продукции на пути от изготовителя к покупателю.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.