Формирование ЗОЖ: роль медсестры

120

Все лечебные учреждения на территории РФ разрабатывают и проводят мероприятия, направленные на выявление и устранение факторов риска хронических патологий и их раннюю диагностику, а также пропагандирую ЗОЖ и участвуют в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Ведущая роль при этом отводится среднему медицинскому персоналу – медсестрам. Они используют в своей работе разные методы, формы и средства – анкетирование, опросы, консультации, групповые обучающие занятия

Лечебные учреждения во исполнение Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 обязаны:

  • разрабатывать и проводить мероприятия, нацеленные на выявление и устранение факторов риска хронических патологий и их раннюю диагностику;
  • пропагандировать ЗОЖ и проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Мероприятия по предупреждению неинфекционных болезней, санитарно-гигиеническому просвещению граждан и формированию здорового образа жизни закреплены за первичной медико-санитарной помощью, а ведущая роль при этом отводится среднему медперсоналу.

Журнал учета вводного инструктажа персонала, привлекаемого к уборке помещений и уходу за поверхностями

Журнал учета вводного инструктажа персонала, привлекаемого к уборке помещений и уходу за поверхностями
посмотреть/скачать>>

Предупреждение болезней и пропаганда ЗОЖ на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях организуется путем:

  • информативных рассказов пациентам о факторах риска для здоровья;
  • формирования у граждан потребности в ведении здорового образа жизни и обеспечение всех условий для этого.

Информационно-коммуникационная стратегия «По формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» утверждена приказом Минздрава РФ от 30 сентября 2013 г. № 677 . Ее центральный компонент - мультимедийный интернет-портал, посвященный ЗОЖ.

Читайте бесплатно в системе «Главная медицинская сестра»:

Кроме того, функционируют горячие линии, способствующие прекращению табакокурения и излечению граждан от никотиновой зависимости.

Для того, чтобы меры по формированию здорового образа жизни населения приносили ожидаемый эффект, необходимо развивать взаимосвязанные по функциям системы диспансеризации, профилактических медосмотров, профилактики, диагностики и устранения факторов риска хронических неинфекционных патологий.

Обязанности медперсонала по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни у населения

Средний медперсонал, руководствуясь указаниями специалистов, осуществляет работу по предупреждению болезней и санитарно-гигиеническому просвещению граждан. Порядок этих мероприятий утвержден приказом МЗ РФ №683н от 30.09.2015 г.

Основные требования к среднему медицинскому персоналу, помимо прочего, включают в себя:

  • знание законодательства и иных нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, инструкций, руководств, а также средств и методов организации санитарно-гигиенического воспитания населения и пропаганды ЗОЖ;
  • умение применять вышеперечисленное в своей практической деятельности.

Задачи среднего медперсонала по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в рамках оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи

Должности среднего медперсонала

Обязанности по санитарному просвещению, гигиеническому воспитанию

Акушерка

  • проводить санитарно-гигиеническое обучение женщин по вопросам грудного вскармливания, контрацепции;
  • обучать предупреждению заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем

Участковая медицинская сестра

  • проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения;
  • консультировать по вопросам формирования здорового образа жизни;
  • организовывать и вести занятия в школах здоровья;
  • изучать потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывать программу их проведения

Медицинская сестра общей практики (семейного врача)

  • проводить занятия по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану с различными группами пациентов;
  • организовывать и проводить гигиеническое обучение и воспитание населения

Медицинская сестра палатная (постовая)

Проводить санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни

Гигиенист стоматологический

  • давать рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями;
  • обучать навыкам рационального ухода за полостью рта;
  • составлять и реализовать программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний;
  • проводить анкетирование среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;
  • оформлять уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовить памятки и санбюллетени

Сестринский персонал обязан:

  • использовать методы сбора данных (анкетирование, опросы и др.);
  • анализировать полученные сведения с учетом факторов риска, групп здоровья и критериев диагностики;
  • знать технологию проведения методов медицинских исследований и использовать ее в своей работе (антропометрия, расчет ИМТ, измерение АД, определение концентрации общего холестерина и глюкозы в крови пациента методами экспресс-диагностики, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом);
  • иметь представление о порядке проведения профосмотров и диспансеризации;
  • знать методы и формы консультирования, обучения, инструктирования, информирования и мотивирования населения;
  • знать порядок ведения учетно-отчетной документации.

Ведение учетно-отчетной документации

Роль медсестры при ведении учетно-отчетной документации, касающейся профилактики неинфекционных патологий и здорового образа жизни населения, не так велика, так как ее ведет организационно-методический отдел ЛПУ, структурным подразделением которого является Центр здоровья, кабинет медицинской профилактики, или отделение, на которое возложена данная функция.

Сбор и предоставление сведений о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе контроль, учет и анализ итогов проведения диспансеризации и профилактических медосмотров регламентирован частью 1 статьи 91 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. Формы отчетной документации утверждены приказом МЗ РФ № 455 от 23.09.2003 г. Отчетная форма отраслевого статистического наблюдения № 68 «Сведения о деятельности Центра здоровья» заполняется каждый месяц нарастающим итогом, а также 1 раз в год согласно приложению 4 к приказу Минздравсоцразвития России № 597н от 19. 08. 2009 г.

Планирование деятельности по предупреждению патологий неинфекционного характера и формированию здорового образа жизни.

Основные структурные единицы ЛПУ, проводящие пропаганду ЗОЖ – Центры здоровья и кабинеты или отделения медицинской профилактики. Основные задачи их деятельности:

  • разработка системы эффективной и доступной психолого-коррекционной и лечебно-реабилитационной помощи для своевременного обнаружения и коррекции психосоциальных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний с использованием методик психологического консультирования в кабинетах или центрах медицинской профилактики, центрах здоровья, кабинетах медицинской помощи по отказу от курения, телефонах доверия;
  • формирование у населения:
    1. Наркологической грамотности за счет информирования о последствиях курения, употребления спиртных напитков, а также наркотических и психотропных веществ.
    2. Культуры правильного питания, направленной на сохранение нормальной массы тела, нормального АД, уровня глюкозы и холестерина в крови у детей и подростков, у лиц до 25 лет и после 60 лет, у мужчин и женщин и т.д.
    3. Разумной организации режима труда и отдыха, умения строить взаимоотношения в семье и в обществе, управления своим поведением.

Функции центров и школ здоровья, кабинетов и отделений медицинской профилактики:

  • предоставление населению сведений о вредных и опасных для здоровья факторах;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций по предупреждению возникновения хронических неинфекционных патологий (курение, спиртные напитки, малоподвижный образ жизни и др.), профилактика употребления наркотических и психотропных препаратов без назначения специалиста;
  • мотивирование граждан к отказу от вредных привычек, обучение их гигиеническим навыкам.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

В план работы отделений и кабинетов медпрофилактики для взрослого населения также желательно включить:

  • организацию и проведение акций по пропаганде ЗОЖ в рамках массовых мероприятий различного уровня и информационных кампаний (государственные, региональные и территориальные программы и проекты предупреждения хронических неинфекционных патологий);
  • осведомление населения о проведении диспансеризации и профилактических медосмотров;
  • организацию деятельность «Школ здоровья» по выявлению и устранению факторов риска развития хронических неинфекционных патологий;
  • проведение групповых или индивидуальных консультаций и практических учебных занятий по оказанию доврачебной помощи среди лиц с повышенным риском развития жизнеугрожающих состояний (острая сердечная недостаточность, внезапная коронарная смерть, острый коронарный синдром, ОНМК и др.) и их близких;
  • обучение персонала ЛПУ на рабочем месте профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Центрам здоровья рекомендовано включить в свои планы работы:

  1. Анализ распространенности факторов риска возникновения неинфекционных заболеваний, критериев заболеваемости, инвалидизации и смертности граждан от них;
  2. Разработку и осуществление мероприятий по информированию и развитию мотивации населения к ведению ЗОЖ, в том числе в учебных и трудовых коллективах;
  3. Индивидуальные консультации пациентов по вопросам ведения здорового образа жизни;
  4. Написание рекомендаций по:
    • здоровому питанию;
    • физической культуре;
    • занятиям спортом;
    • режиму сна и бодрствования;
    • бытовым условиям;
    • условиям труда, учебы и отдыха;
    • психологической гигиене и управлению стрессами;
    • предупреждению факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний;
    • ответственному отношению к своему здоровью и здоровью своих близких,
    • принципам ответственного отношения родителей к детям.
  • Создание методической литературы для кабинетов и отделений медицинской профилактики, внедрение программ по профилактике пагубных привычек, формированию здорового образа жизни, здоровья матери и дитя и т.д.;
  • Осведомление врачей ЛПУ, структурным подразделением которого является Центр, о случаях выявления граждан, имеющих повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и других хронических неинфекционных патологий.

В амбулаторном учреждении основная работа по гигиеническому, просвещению и обучению – приглашение граждан на профилактические медосмотры – и больных, и здоровых, и тех, кто находится на диспансерном учете.

Важный компонент профилактической деятельности – исправление гигиенического поведения здоровых людей с повышенным риском заболеваний, для формирования у них установки на ведение здорового образа жизни.

В стационаре основное внимание уделяется информированию больных о правильном гигиеническом поведении во время нахождения на лечении, а также о поведении после выписки из стационара.

В план необходимо вносить:

  • профилактическую работу всех врачей ЛПУ с применением любых доступных методов и средств обучения - бесед, лекций, семинаров, «Школы здоровья»;
  • поиск и подготовку информационных материалов (темы для них выбираются согласно задачам, которые решает лечебное учреждение.

При составлении плана указываются не только названия мероприятий и темы материалов, но и их исполнители, а также сроки выполнения.

Методы, формы и средства санитарно-гигиенического просвещения граждан

На данный момент Министерством здравоохранения разработан комплект методических рекомендаций по организации и проведения работы с гражданами, а также последовательности действий на различных этапах оказания медицинской помощи, оценке эффективности проводимых мероприятий в зависимости от факторов риска и нозологических форм заболеваний.

Методы и целевая аудитория на различных уровнях профилактической работы среднего медперсонала приведена в таблице ниже.

Профилактика неинфекционных заболеваний на различных уровнях

Уровень

Методы

Целевая аудитория

Индивидуальный

Анкетирование, опрос, консультации (очные или по телефону), рекомендации, инструктаж, беседа, переписка при помощи мультимедийных устройств или почтовых отправлений

Пациент, работа с которым проводится персонально в процессе его общения с медицинской сестрой с учетом особенностей состояния и характера общего заболевания

Групповой

Консультирование, тематическое групповое обучение

Группы, разделенные по поло-возрастному, образовательному, профессиональному признаку, а также по сходным симптомам и факторам риска (заболевание, травмы, другие расстройства здоровья)

В лечебных учреждениях используются такие методы санитарно-гигиенического просвещения граждан, как:

  • анкетирование;
  • опрос;
  • консультации;
  • рекомендации.

Эти методы должны соответствовать принципам наглядности, доступности и актуальности, и выполнять н только учебную, но и мотивирующую функцию.

Классификация методов и средств гигиенического воспитания и обучения

Методы

Средства

1

Устный

Лекции, беседы, консультации, уроки здоровья, часы вопросов и ответов, круглый стол

2

Печатный

Памятки, листовки, доска вопросов и ответов, буклеты, брошюры, стенная санитарная печать и др.

3

Наглядный

Плакаты, презентации

4

Смешанный

Курсовые занятия, телекоммуникационное обучение, школы-семинары, образовательные программы, уроки здоровья, конференции, тренинги, школы здоровья, школы пациентов и т.д.

5

Социологические исследования

Опросы и анкетирование пациентов

Сейчас при поликлиниках активно создаются и ведут свою работу так называемые «Школы здоровья». Они являются одной из наиболее эффективных форм работы с населением, так как позволяют реализовать главный принцип реформирования современного здравоохранения, а именно – сотрудничество врача и больного.

«Школа здоровья» («Школа пациентов», «Школа диабета» и др.) представляет собой комплекс методов и средств индивидуальной и групповой работы с пациентами и населением, нацеленный на повышение уровня их знаний, осведомленности и практических умений по разумному лечению заболевания, предупреждению осложнений, формированию здорового образа жизни и повышению качества жизни в целом.

Такие школы повышают мотивацию пациента к выполнению советов лечащего врача, помогают строить и поддерживать партнерские отношения с врачом в ходе лечения, реабилитации и профилактических мероприятий.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Интервью

      ФФОМС Наталья Стадченко

      Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

      Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль