text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Службы скорой и неотложной помощи: опыт взаимодействия в регионе

  • 28 июня 2017
  • 287

В последние годы неоднократно говорилось о том, что служба скорой помощи нуждается в качественном обновлении, поскольку имеет приоритетный характер.Неотложная помощь

Служба неотложной медицинской помощи должна быть отделена от экстренной, поскольку в ней нуждается большее количество граждан.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Рассмотрены варианты взаимодействия скорой и неотложной медпомощи в поликлинических подразделениях.

Служба скорой помощи: предпосылки разделения

До сих пор остается востребованной догоспитальная медпомощь, самой доступной и массовой среди которой остается скорая помощь.

В современное время именно состояние скорой медпомощи рассматривается как важнейший фактор безопасности граждан.

Понятие медпомощи неотложной было выделено в отдельную форму, которая отличается от скорой медпомощи. В частности, неотложная медпомощь позволяет помочь гражданам, у которых возникают острые состояния и заболевания, явно не угрожающие жизни пациента.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Служба скорой помощи в неотложной форме может быть вызвана:

  • для констатации смерти пациента;
  • для срочного медицинского вмешательства при обострении хронических болезней, которые не угрожают жизни;
  • для срочного медицинского вмешательства при острых состояниях, которые не угрожают жизни.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


С самого начала организации служб неотложной и скорой помощи государство предпринимало провести очередную реорганизацию, которая позволила бы решить противоречия в их работе.

В 1960-х годах разделение служб было признано Минздравом СССР нецелесообразным решением. Как считало ведомство, службы дублировали бы свои основные функции и «распаляли бы силы и средства».

Другая тенденция отмечалась уже в 1990-х гг. Тогда Минздрав СССР признал, что работа скорой медпомощи нуждается в переменах, что нагрузка на бригады скорой медпомощи возрастает, в участковые врачи посещают пациентов на дому редко, ниже расчетных норм.

В приказе Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 года уже Минздрав РФ признает, что в 60% случаев служба скорой помощи выполняет несвойственную ей работу, подменяя функции амбулаторно-поликлинических служб.

Несмотря на то, что изменения действительно необходимы, необходимо подробно проработать концепцию разделения служб. Ведь все «скоровики» обязаны выполнять все вызовы от пациентов, и чем доступнее становится их работа, тем больше появляется вызовов по состояниям, не требующим срочной помощи.

Также при внедрении такой концепции необходимо учесть те проблемы, которые могут возникнуть. Например, медработникам очень сложно, находясь удаленно от пациента, определить, угрожает ли его жизни опасность.

Чаще всего такие выводы делает фельдшер, который принимает вызовы или сам пациент, и оценка такая в большинстве случаев является субъективной. Ситуация опасна тем, что можно как недооценить тяжесть состояния, так и переоценить его.

Скорая и амбулаторная помощь: проблемы преемственности

Действующую организацию скорой медпомощи сложно назвать эффективной. В частности, не до конца проработала система преемственности между скорой помощью и поликлиниками, что увеличивает нагрузку, в первую очередь, на «скорые».

Медработники поликлиник не уделяют достаточно внимания тем пациентам, которые обращаются за срочными медицинскими услугами.

У врачей скорой медпомощи есть преимущество – на вызове они узнают больше информации о пациенте, поскольку имеют возможность пообщаться с его родными, коллегами, соседями.

Участковый врач в поликлинике в этом плане не владеет полной информацией о пациенте.

Средством обеспечения преемственности между службами выступает станция скорой медпомощи.

Ранее это взаимодействие обеспечивалось следующим образом – оперативный отдел станции передавал в поликлинику информацию о пациентах, которые вызывали «скорую» на дом, которые не были госпитализированы в стационар и нуждаются в визите врача на дом.

Чаще всего информация передавалась в устной форме и по телефону. Однако, данные сведения не являются достаточными, ведь врач поликлиники не получает полные данные о том объеме медпомощи, которая была пациенту оказана.

Это снижает качество преемственности, а также уровень ответственности врачей поликлиник за здоровье их граждан.


Пути построения эффективного взаимодействия

Влияние внешних факторов вынуждает медучреждения постоянно пересматривать структуру, принципы и направления работы для повышения эффективности деятельности в целом.

Рассмотрим опыт медучреждения, образованного в результате слияния

Территориального центра медицины катастроф Астраханской области и Станции скорой медицинской помощи - ГБУЗ Астраханской области «Центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» (далее – Центр).

В зоне обслуживания Центра находится более 500 тыс. человек, а в каждую смену диспетчерам поступает более 600 вызовов, около половины из них связаны с неотложной помощью.

Служба неотложной помощи имеет все необходимое обеспечение для диагностики неотложных состояний в соответствии с медицинскими стандартами. Особое внимание при организации работы Центра уделялось организации преемственности работы службы СМП и медучреждений. Для этого было установлено следующее оборудование:

  • цифровая АТС;
  • организован единый короткий нома для приема вызовов;
  • новые цифровые технологии внедрены на рабочем месте врача.

Создано специальное информационное пространство, в котором одновременно могут участвовать различные медучреждения, врач и диспетчер.

При взрослых поликлиниках были организованы пункты неотложной медпомощи, которые могли передавать вызовы для обслуживания. В результате это позволило значительно снизить нагрузку на бригады скорой медпомощи (показатель обращаемости населения за скорой медпомощью за 6 лет отражен на рисунке ниже).

Обращаемости населения

Изменения за 6 составили до 10%. Снизилась и среднесуточная нагрузка на бригады СМП.

Но на этом работа не закончилась. Среди других нововведений, которые были разработаны и внедрены, можно выделить следующие:

  • служба неотложной помощи в виде отдельных пунктов начала работать в детских поликлиниках. В них медработники имеют возможность помочь пациентам, жизни которых хронические болезни и внезапные состояния явно не угрожают;
  • появилась услуга СМС-вызова скорой помощи для людей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом было проинформировано все население;
  • вся служба скорой помощи была оснащена системой ГЛОНАСС, что вместе с организацией единого оперативного отдела позволило контролировать время и своевременность доезда до пациента;
  • звонки от пациентов поступают в единую диспетчерскую Центра, и они могут обращаться в «неотложку» круглосуточно. В среднем за сутки в Центре обрабатывается до 1000 вызовов;
  • анализ показал, что большая часть вызовов поступает в определенные часы вечернего времени. В связи с этим, режимы работы некоторых пунктов были изменены для обеспечения пациентов своевременной медпомощью.

Служба неотложной медицинской помощи

При оказании неотложной помощи важна работа диспетчера, который разделяет вызовы по их срочности и профилю.

В этом плане помогает единый алгоритм опроса пациента, который позволяет уже в момент вызова с большой точностью выделить вызов «помощь на дому» и перенаправить его в поликлинику для оказания неотложной медпомощи.

То есть если после неотложного звонка поступит вызов от пациента, который, например, задыхается (экстренное показание), то бригада в первую очередь направиться именно к нему. А неотложные вызовы выполняются в ходе выделенной очередности.

Если в пункте неотложной медпомощи возникли затруднения, например, в постановке диагноза или состояние больного ухудшилось, то они могут обратиться в отделение скорой помощи для выезда бригады к ним.

Очень часто пациенты обращаются к диспетчеру при наличии хронических болезней, которые не находятся в стадии обострения.

С точки зрения пациента это очень удобно – бригада приезжает быстро и оперативно обслуживает пациента, тогда как самостоятельное обращение в поликлинику или аптеку займет большое время. Поэтому многие из них перегружают бригады скорой помощи, желая получить медпомощь на дому.

Однако, «скорой» не так-то просто сразу прибыть на нужный адрес, поскольку приходится проезжать через пробки из одного конца города в другой. В связи с этим, на подобные вызовы должны выезжать бригады неотложной помощи, которые сформированы из врачей поликлиник.

В их укладках есть все необходимые медицинские изделий и препараты для того, чтобы выехать к пациенту на дом.

В целом, служба скорой помощи чаще всего обслуживает больных с патологиями сердца, органов дыхания, а также по поводу отравлений и травм. Именно поэтому качественная организация взаимодействия с другими медицинскими службами имеет ключевое значение.

Совершенствование преемственности между подразделениями и разными медучреждениями позволяет полностью использовать все возможности скорой помощи, а также повышать качество экстренной помощи.

Внедрение современных средств связи и информационных технологий позволяет улучшать показатели работы скорой и неотложной помощи, за счет разработки новых алгоритмов работы. Самые главные из этих показателей – уровень, качество и оперативность помощи.

Служба неотложной медицинской помощи и скорой медицинской помощи не могут существовать в отрыве друг от друга, однако, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос – разделять их или полностью объединять?

Полагаем, что условия их работы различаются на каждой территории, в каждом регионе по-разному, поэтому единую модель работы служб разработать невозможно.

Поэтому одна из главных задач, которая остается актуальной – это организация преемственности медпомощи и четкая дифференциация экстренных и неотложных вызовов.                                        

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.