Опыт медорганизации, разрешившей родственникам посещать ОРИТ

346

Посещение родственников в реанимации разрешено не во всех медицинских учреждениях, что часто становится поводом для конфликтов с врачами. Руководители медорганизаций решают этот вопрос по-разному.

После письма Минздрава с правилами посещения ОРИТ и памяткой для посетителей количество открытых реанимаций возросло.

​Своим опытом работы поделился канд. мед. наук, врач-реаниматолог с 20-летним стажем работы, который 13 лет заведовал ОРИТ, а теперь работает заместителем главного врача по медицинской части в больнице скорой медицинской помощи в Чебоксарах - Евгений Витальевич ОрешниковСвоим опытом работы поделился канд. мед. наук, врач-реаниматолог с 20-летним стажем работы, который 13 лет заведовал ОРИТ, а теперь работает заместителем главного врача по медицинской части в больнице скорой медицинской помощи в Чебоксарах - Евгений Витальевич Орешников.

Он считает, что родственники в реанимации помогают и пациентам, и персоналу.

— Когда в Вашей больнице стало возможным посещение в реанимации родственников? Используете ли правила и памятку Минздрава?

— Мы всегда пускали родственников в реанимацию, задолго до письма Минздрава. Правила и памятку используем для молодых специалистов и родственников пациентов. Те, кто давно работает, наработали свои правила на практике, и они, по сути, не сильно отличаются от того, что разработал Минздрав.

— Кого могут посещать родственники в реанимации? Пускаете ли Вы детей?

— Мы разрешаем приходить к пациентам близким людям и непременно детям, но только в сопровождении взрослых. Перед посещением с ними беседуем, рассказываем, что они увидят, чтобы происходящее не стало для них стрессом. Если пациент хочет, то можем пропустить коллегу.

Минздрав в письме указал, что посетить больного могут близкие родственники — отец, мать, жена, муж, взрослые дети, остальные — только в сопровождении близкого человека.

Не у всех больных есть родственники, почему бы не дать возможность навестить больного подруге, другу, коллеге — тем, кому пациент доверяет? В нашей больнице, если пациент в сознании, мы спрашиваем его, хочет ли он, чтоб его посетил тот или иной человек.

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры
посмотреть/скачать>>

Бывает, что родственников слишком много, но больной не со всеми готов встречаться. И здесь медицинские работники должны быть на стороне пациентов. Нередко пациент четко дает понять, кого из своих родных он хочет видеть, а кого — нет. Причем в список нежелательных посетителей может попасть как раз близкий родственник.

Минздрав в рекомендуемой памятке указал, что дети до 14 лет в реанимацию не допускаются.

Считаю, что это несправедливо. Смерть на руках у родственников — неотъемлемое право каждого человека. Как можно не дать попрощаться с умирающим родителем или любимой бабушкой десятилетнему ребенку? Да, его надо подготовить к этому, да, рядом с ним должен быть взрослый, но лишать его такой возможности — бесчеловечно.

Читайте также в журнале «Заместитель главного врача»

— Сколько длится посещение в реанимации?

— Все зависит от ситуации, от самочувствия больного. Мы решаем на месте, сколько посетитель будет находиться у постели больного. Далеко не все стремятся сидеть в реанимации часами: обычно здороваются, быстро о чем-то рассказывают или даже просто молчат и уходят.

Приходится подсказывать, что можно взять больного за руку, погладить. Даже взрослым детям тяжело видеть своих родителей беспомощными, особенно если они заинтубированы, потому что не в состоянии самостоятельно дышать. Кто-то из посетителей брезгует притрагиваться к больному и не может это перебороть.

Мы заранее оговариваем, что, если придется проводить какие-то манипуляции, посетителя попросят выйти, чтобы он был готов выполнить просьбу медперсонала. Никогда не забуду пациентку, которая находилась в реанимации шесть лет, и все это время к ней приходили дети, а потом и внуки.

— Какие проблемы возникают?

— Не все люди могут спокойно реагировать на тяжелое состояние близкого человека даже после самого подробного инструктажа. Родственники в реанимации иногда могут только навредить, а не оказать пользу больному. Примеров тому много.

Кого пускают в реанимациюМолодой человек разбился на мотоцикле, его собрали «по кусочкам». Лежал в ОРИТ в состоянии тяжелом, но стабильном. Его навестил отец — человек в возрасте, но выдержанный, спокойный. Однако увидев сына, отец потерял сознание и тоже оказался в реанимации. В итоге сын выжил, а отец нет.

Другой пример. Жена рвется к мужу, но состояние его не стабильно: наблюдается то улучшение, то резкое ухудшение. Когда пациента сняли с искусственной вентиляции легких, пропустили жену.

Заранее рассказали ей о состоянии мужа. Между тем, увидев супруга, она закричала на все отделение: «Сашенька, что они тут с тобой такое сделали?!» Пациент тут же задергался в конвульсиях, его подключили к ИВЛ и два дня бились, чтобы вернуть его снова в стабильное состояние.

Бывает, что взрослые дети у постели больного упрекают друг друга в том, что довели до больницы мать или отца. Больной нервничает, и его состояние ухудшается.

Иногда родственник, навестив больного, отказывается уходить. Но у нас нет условий для круглосуточного пребывания близких людей. В реанимации много тяжелых пациентов, и их интересы тоже должны быть соблюдены. Был случай, когда я шесть часов уговаривал такого упрямца пойти домой.

Эмоциональные стычки сказываются на врачах, и им пропускать в отделение уже никого не хочется. Но обычно все-таки удается найти общий язык с родственниками, и это сильно облегчает последующие контакты с ними в процессе лечения.

— Какую помощь оказывают родственники в уходе за пациентом?

— Нередко родственники причесывают пациентов, бреют их, иногда кормят или поят. Мы предлагаем это сделать, только если видим, что между родными сохранились теплые чувства и готовность помочь.

Предложения обычно высказываются в таком виде: «Если хотите, вы можете причесать маму», чтобы посетитель не решил, что он обязан это делать. Иногда посетители сами спрашивают, чем можно помочь.

Меняет подгузники, подмывает пациента только средний медицинский персонал. Нередко сами больные не хотят, чтобы близкие участвовали в этом процессе. Им проще принять помощь от чужих: медсестер, санитарок.

Часто мы сталкиваемся с тем, что посетители не знают, о чем говорить с родственником, особенно если он без сознания. Но посещение в реанимации близкого человека также может помочь пациенту. Мы предлагаем им рассказать о том, что происходит дома, житейские мелочи.

Даже в глубокой коме человек слышит и чувствует то, что происходит рядом с ним. Недавний пример. Женщина средних лет после операции впала в кому, хотя ничего не предвещало такого развития событий.

Ее дочь пришла навестить ее, долго рассказывала, как она сдала экзамены, как они с ее молодым человеком решили пожениться на следующий год и как ей хотелось бы, чтобы мама выздоровела и была на их свадьбе.

Женщина не сразу, но поправилась, потом делилась с лечащим врачом ощущениями, что у нее откуда-то взялись силы жить.

Человеку важно в любом состоянии быть рядом с теми, кто его любит, ценит, поддерживает. Это дает дополнительный стимул им жить или спокойно без мучений уйти в мир иной, если его путь здесь закончился.

— Не боитесь ли Вы дополнительной инфекции от посетителей?

— Бояться инфекции нужно скорее посетителям, потому мы объясняем предварительно, как родственники в реанимации должны быть одеты, что шапочка, халат, бахилы, маска — важнее для них, а не для их больного родственника. Но, конечно, с острой инфекцией: ангиной, гриппом, ротавирусом и т. д. в ОРИТ приходить запрещено.

— Нельзя ли организовать в реанимации совместное пребывание пациентов и родственников?

— При существующем размере отделения не получится, площадей не хватает.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль