text
Портал для медицинских работников

Что на самом деле входит во внутренний контроль безопасности медицинской деятельности

  • 24 июля 2017
  • 853

Формы контроля качестваВнутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности является обязательным наряду с надзором государства и контролирующих органов.

Вместе с тем, немало трудностей связано с тем, как этот контроль правильно организовать, т.к. законодатель ограничился примерными рекомендациями.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В связи с этим, рассмотрены формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках локальных мероприятий.

Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Все конкретные меры по организации контрольных мер в конкретном медучреждении должны утверждаться главным врачом. Первоначально необходимо определить содержание этих мер.

Учитывая требования действующего законодательства, можно выделить три основных направления контрольных мер:

  • безопасность в медучреждении – включает проверку безопасной правильности обращения с изделиями медицинского назначения, правильность их уничтожения, а также следование требованиям безопасности сотрудников;
  • соблюдение основных правил оказании медуслуг. Все эти требования содержатся в документах Минздрава – медицинских стандартах и порядках оказания медицинской помощи. Все эти документы носят обязательный характер;
  • соблюдение ограничительных правил, которые установлены для медперсонала. Эти ограничения связаны именно с предоставлением населению медуслуг, поэтому касаются как фармацевтических и медицинских работников, так и руководящего состава медучреждения.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Критерии оценки качества медицинской помощи 2017

Принимая во внимание выделенные направления, руководство медучреждения может разработать собственные правила оценки качества.

При оценке исполнения порядков оказания медпомощи учитывается следующее:

  • соответствие медучреждения, его помещений и медперсонала требованиям, которые утверждаются соответствующим порядком;
  • соблюдение сроков оказания медуслуг, их объема, а также этапности утвержденных порядками процедур по отдельному состоянию или болезни;
  • реализация требований, которые изложены в различных штатных нормативах к соответствующим порядках относительно формирования штатного расписания и кадрового оснащения;
  • исполнение иных требований, которые предусмотрены тем или иным видам медпомощи.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


При оценивании медицинских стандартов обратить внимание нужно на следующее:

  • обосновывают ли врачи свои назначения, являются ли они полными и необходимыми;
  • оказаны ли пациентам все предусмотренные медицинские услуги, и соответствуют ли они требованиям кратности и частоты их применения, обоснованы ли подобные назначения;
  • обосновывают ли врачи необходимость назначения медицинских изделий, предназначенных для имплантации больному;
  • обосновывают ли врачи назначения продуктов специализированного питания для больных, являются ли эти назначения полными.

С учетом содержания конкретного медицинского стандарта перечень критериев может дополняться, если того требует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Дополнительно могут выделяться и другие направления, которые нуждаются во внутренней оценке. Например, контроль качества лекарственного обеспечения – одно из таких важных направлений.

В рамках оценки ответственные должностные лица должны проверить:

  • соответствуют ли назначенные лекарства требованиям медицинских стандартов и других перечней;
  • правильно ли ведутся и выдаются пациентам бланки рецептов;
  • насколько качественно ведется отчетная документация по лекарством;
  • своевременно ли определяется потребность в препаратах, которые назначаются врачами;
  • обоснованы ли назначения лекарств, не входящих в медицинские стандарты;
  • сколько лекарств выписывается одновременно, и обосновано ли такое решение врача;
  • и т.д.

В направлении безопасности медучреждения также оценивается довольно большой перечень вопросов, включая организацию охраны труда, проведение аттестации на рабочих местах, безопасность в работе с медизделиями и медицинским оборудованием, а также другие.

Полученные в ходе данного контроля показатели и данные в дальнейшем оформляются в виде отчетов ответственных должностных лиц ежеквартально и ежегодно. Об уровнях контроля и порядке предоставления отчетов будет рассказано далее.

Внутренние акты, связанные с обеспечением контроля

Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ответственные должностные лица и правила взаимодействия в рамках внутреннего контроля должны быть закреплены в соответствующей документации медучреждения.

Среди самых важных документов можно выделить:

  1. Положение о проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (или иной документ). В локальном акте определяются:
    • цели, для которых организуются мероприятия;
    • формы реализации этих мер;
    • способы и методы контроля;
    • перечень должностных, которые участвуют в процедуре проведения внутреннего контроля, их правовой статус в его рамках;
    • критерии оценки качества медицинской помощи 2017 года последней редакции;
    • сроки проведения контрольных процедур;
    • специальные основания для начала контроля (например, смертельные исходы или внутрибольничное инфицирование);
    • правила и форма оформления результатов контроля;
    • ответственность должностных лиц за нарушение установленных правил и порядок обжалования итогов контроля заинтересованными лицами;
  2. Положение о комиссии врачей, которая будет исследовать случаи подлежащие внутреннему контролю. Для работы необходимы также следующие документы:
    • приказ главного врача о создании врачебной комиссии и о ее составе;
    • форма журнала работы комиссии (примерная форма в приказе Минздравсоцразвития РФ № 502н от 05.05.2012 года;
    • форма протокола заседаний комиссии;
    • план-график периодических заседаний комиссии и другие необходимые документы.
  3. Порядок рассмотрения жалоб, полученных от пациентов и посетителей медучреждения, а также правила организации личного приема граждан главным врачом организации. Содержание этих документов должно соответствовать общим правилам, которые установлены ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Активируйте доступ к журналу «Заместитель главного врача» и читайте проверенные экспертами статьи:

Взаимодействие должностных лиц по трехуровневой модели

Уже сложилась практика по организации внутреннего контроля в медучреждении по трехуровневой модели. Согласно этой модели процесс сбора и оценки показателей безопасности и качества медицинской деятельности начинается на уровне заведующего отделением, продолжается заместителем главного врача и заканчивается комиссией врачей.

Рассмотрим кратко обязанности должностных лиц на этих уровнях.

Заведующий отделением: выявляет и подсчитывает количество дефектов медпомощи; выделяет их структуру и влияние на болезнь пациента по различным нозологическим единицам.

Заместитель главного врача: получает данные контроля, полученные во всех отделениях медучреждения, составляет общий отчет и анализирует количество выявленных дефектов. Дефекты обобщаются в соответствии с разными нозологиями, разными специалистами, причинами и по уровню влияния на исход болезни. Также заместитель главврач изучает структуру и число дефектов по отделениям в динамике.

Врачебная комиссия: каждый квартал и ежегодно готовит сравнительную информацию. В частности, обобщенные показатели работы медучреждения сравниваются с показателями по стране и с показателями по отдельным регионам.

Изучается, как найденные дефекты могли повлиять на показатели развития медучреждения, какие ресурсы были использованы неэффективно и нерационально.

Но на этом внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не кончается. Отдельный отчет комиссия врачей готовит для главного врача. В этом отчете проанализирована работа по внутреннему контролю, в его заключительной части приведены итоги и предложения, направленные на повышение качества медпомощи.

Главный врач оценивает эту информацию, и решает, какие управленческие меры могут изменить сложившуюся ситуацию.

Итоги внутреннего аудита ежегодно направляются на изучение в Департамент здравоохранения (или другой вышестоящий орган в зависимости от региона) вместе с отчетом о том, какие меры были предприняты главным врачом по устранению выявленных недостатков при организации безопасности медицинской деятельности.

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Обязательно ли формирование комиссии врачей

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 502н от 05.05.2012 года утвержден порядок формирования и работы врачебных комиссий в медучреждениях.

В частности, там указывается, что комиссия врачей организует и проводит внутренний контроль в организации, если такое полномочие возложено на специалистов распоряжением руководителя.

Вместе с тем, как устанавливает ст. 90 ФЗ «Об охране здоровья», главный врач своим распоряжением может утвердить иные формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в своей организации.

Например, если будет решено проводить контроль в форме экспертизы качества медпомощи, основные функции по ее организации должны быть возложены на комиссию врачей.

Это связано с тем, что именно комиссионный порядок позволяет оценить обоснованность, качество и эффективность лечебно-диагностического процесса.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.