Почему открытая выкладка не работает: ошибка руководителя аптеки

649

Ориентированность покупателяОткрытая выкладка товара открывает для аптеки новые возможности.

Однако в том случае, если первостольник не ценит покупателей и придерживается политики «агрессивных» продаж, аптека начнет терять прибыль.

Для того, чтобы сформировать у первостольника ориентированность на клиента и вывести общение с ним на новый уровень, необходимо снижать уровень стресса.

Сотрудники аптеки должны чувствовать себя уверенно и комфортно на рабочем месте, и тогда они смогут с достоинством выйти из любой сложной ситуации.

Не меньшее значение имеют и современные технологии привлечения и удержания клиентов, основанные на анализе массива полученных данных.

Сегодня руководители аптек часто «играют» с выкладкой товара и разными форматами торгового зала. Но редко кто из них выигрывает, потому что общение первостольника и покупателей по-прежнему находится на низком уровне.

Действительно, во многих аптеках еще сохранился феномен так называемых «агрессивных продаж», знакомых многим жителям нашей страны еще с прошлого века.

По сути это ситуация, в которой покупателю некуда деваться, продавец же при этом является «королем рынка», что, в свою очередь, означает, что ему не нужно прилагать особых усилий для того, чтобы удержать клиента – он все равно придет и совершит покупку.

6 причин возврата лекарств. Как вести себя фармацевту?

6 причин возврата лекарств. Как вести себя фармацевту?
посмотреть/скачать>>

Выясним, в чем причина этого явления и что нужно предпринять, чтобы сотрудники аптеки вышли на новый уровень общения.

Открытая выкладка при «закрытом персонале»

Классические объекты маркетинга – товары или услуги. Аптека является местом, сотрудники которого не только продают товары, но и предоставляют услуги - оказывают покупателю помощь в подборе препарата, а если его нет в наличии – оформляют заказ.

Также первостольники могут переориентировать его на препарат такого же действия, направить к специалисту, и даже оказать социально-психологическую помощь.

Читайте также в журнале «Новая аптека»

К сожалению, сейчас собственники аптек не считают, что обучение персонала навыкам общения с покупателями – это так важно. Их внимание концентрируется на выборе продающего формата торгового зала. Очень популярной стала открытая выкладка в аптеке.

Действительно, открытые витрины побуждают покупателя погулять по торговому залу и, возможно, выбрать для себя дополнительную покупку.

Но на этом, как правило, все и заканчивается. Для сравнения – в Лондоне, если посетитель аптеки остановился перед витриной даже на 30 секунд, к нему сразу подходит консультант, готовый подробно ответить на все интересующие вопросы.

А вот как это происходит в российской аптеке, рассказано в примере ниже.

Пример 1

Однажды я зашел в популярную в нашем городе аптечную сеть – она находится в 300 метрах от моего дома. Не так давно в ней сменился формат выкладки – раньше было три окошка, теперь же там две кассы на открытых стойках. Стало больше стеллажей, а на входе установили противокражные рамки.

Подхожу к стеллажам. Первое, на что обратил внимание – это яркая выкладка и недостаточный фейсинг. Но речь не об этом. После того, как я взял в руки одну из упаковок препарата, оживился охранник, который раньше, казалось бы, не обращал на меня никакого внимания. Он тут же встал за моей спиной. Первостольник в это время находился от меня буквально в паре-тройке метров, но, несмотря на то, что у кассы никого не было, он словно не замечал меня. Прошла минута, вторая… И наконец решился сам задать вопрос:

- Вы не покажете мне инструкцию к этому лекарству?

- Возьмите, - она недовольно буркнула и практически сразу после этого крикнула куда-то вглубь зала: «Света, ты обедать идешь?»

- Спасибо, - я вернул ей инструкцию и спросил еще об одном популярном препарате, - Подскажите, он разрешен к приему ребенку 7 лет?

- Честно, не знаю. А вы что, первый раз его берете, не знаете? - фармацевт перешла в наступление.

Ее тон становился все громче и громче, она предлагала препарат за препаратом и бесконечно спорила, спорила… И в один момент я поймал себя на мысли – а ведь если бы она все это время стояла за закрытой стеклянной перегородкой, я ощущал бы себя в гораздо большей безопасности.

К сожалению, описанный случай не единичный. Изменился формат и выкладка товара в аптеке, но формат общения первостольника с покупателем по-прежнему оставляет желать лучшего.

Стоимость услуги

Покупка в аптеке представляет собой комплекс «товар+услуга», но товар имеет цену, а услуга – нет.

Ценой услуги в данном случае выступает лояльность покупателя. И если аптека оказывает услугу непрофессионально, рано или поздно это приведет к тому, что поток покупателей иссякнет. Как правило, люди выбирают аптеку в точке с наибольшей проходимостью.

Но если рядом с ней расположена еще одна, конкурентная аптека с аналогичными ценами, но с более высокой стоимостью услуги, произойдет перенаправление потока покупателей с точку с более привлекательным сервисом.

Возможно, часть клиентов получится удержать при помощи акций, скидок или дисконтных карт, но этого явно будет недостаточно.

Согласно исследователям, продажи постоянным покупателям всегда в несколько раз выше, чем продажи случайным посетителям. Безответственное и безразличное отношение первостольника дорого обходится аптеке, ведь тогда она теряет до 68% покупателей.

Как «перевоспитать» первостольника

Для начала стоит задуматься, по какой причине первостольник выбирает «агрессивные» продажи. Чаще всего причиной является стресс, возникающий как следствие:

  1. Необходимости выполнения плана.
  2. Страха пере агрессивно настроенными или недовольными покупателями.
  3. Оценкой руководителя.

Вспомним поговорку «Лучшая защита – это нападение». Поскольку первостольнику некуда деваться в сложившейся ситуации (он ведь не может просто взять и покинуть свое рабочее место), а не защищать себя он не может, остается единственный выбор - «нападать».

Для того, чтобы он смог сменить тактику поведения на более клиенториентированную, необходимо помочь ему повысить уверенность в своих силах, и тогда стресс сам собой сойдет на нет.

В первую очередь необходимо обучение. Персонал должен знать товар, уметь дать ответы на все вопросы, включая сложные, иметь под рукой скрипты и подсказки в системе, а также банк вопросов на внутреннем сервере и возможность обратиться к более опытному коллеге в любой спорной ситуации.    

По данным социологических опросов, примерно у половины работников аптек снижена самооценка. необходимо хвалить и оказывать поддержку своим подчиненным, вставать на их сторону или принимать удар на себя в случае конфликта, давать возможность высказаться и внести предложения и инициативы.

Забота об эмоциональном комфорте сотрудников – вот одна из главных задач руководителя, который должен обращать внимание на любые мелочи.

Обратите внимание на то, в каких условиях обедает или отдыхает персонал аптеки, есть ли в помещении кондиционер или теплый уголок, в котором можно было бы переодеться в холодное время года.

Грамотно формированный имидж компании позволит сотрудникам ощущать себя профессионалами и быть уверенными в том, что коллектив нуждается в них, а аптека, в которой они работают – лучшая.

Тогда и первостольник с легкостью выдержит любые нападки недовольных покупателей, давящих на «кнопку вины» и обвиняют в низком качестве или слишком высокой стоимости лекарственных препаратов.   

Преимущества индивидуального маркетинга  

Для того, чтобы снизить стресс в работе первостольника, можно использовать новые каналы для привлечения лояльных покупателей, готовых сделать покупку.

В 2013 году более 60% крупнейших мировых компаний уже инвестировали либо планируют инвестировать в разработку технологий в области Big Data. Это современные методы привлечения и удержания клиентов, основанные на анализе массива полученных данных.

Индивидуальный маркетинг — это ближайшее будущее, которое легко спрогнозировать и которое может начаться уже сегодня с нового формата обслуживания в новом формате аптеки.

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль