text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Нас учили японцы, мы будем учить главврачей

  • 31 июля 2017
  • 2243

Бережливая медицинаО совместном пилотном проекте Минздрава и Росатома — "Бережливая медицина". Цель которого сделать 6 образцовых поликлиник.

Чему Росатом учит здравоохранение, каких результатов удалось добиться и как перестроить работу, чтобы угодить будущим требованиям Минздрава?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Журнал "Здравоохранение" обратился за комментариями к Сергею Обозову.

Почему именно Росатом попросили наладить менеджмент в медорганизациях?

Минздрав и Администрация Президента поставили нам с Татьяной Яковлевой задачу сделать 6 образцовых поликлиник в Ярославле, Калининграде и Севастополе. Мои сотрудники уже пять месяцев работают в этих регионах. Нам предложили внедрить в медорганизациях модель «бережливого» менеджмента, которая доказала свою эффективность в Росатоме.

У поликлиник с предприятиями Росатома есть что-то общее?

Не удивляйтесь. Что на производстве, что в здравоохранении, одни и те же типы потерь. В поликлиниках — нерационально организованные потоки пациентов, лишние движения персонала. У нас — перестраховка, лишние детали делаем. У вас — необоснованное назначение анализов, которые, мы видели, горой лежат в регистратуре. У нас — неравномерная загрузка операторов, у вас — медперсонала. То есть лишние движения, перепроизводство, ненужные транспортировки, избыточное время ожидания. Эти потери ведут к дополнительным затратам, ухудшают качество медпомощи, увеличивают стоимость и сроки оказания услуг.

Удалось решить эти проблемы?

Да, Росатом сохранил опыт научной организации труда Советского Союза, взял лучшее от Toyota и от западной производственной системы. Все это мы соединили, и получилась наша производственная система Росатом.

У нас и у вас, поверьте, до 70 процентов потерь и только 30 процентов полезной работы. Наша цель — 80–90 процентов. Мы понимаем, что ваши нормативы, например, время приема пациента, в отличие от производства сложно контролировать. Однако время реального общения с пациентом можно и нужно увеличивать за счет разных улучшений. У нас некоторые процессы получилось ускорить в 6, а иногда и в 9, и 12 раз. Когда мы убираем потери из процесса, услуга становится более качественной.

Как внедрить бережливые технологии, не потратив ни копейки: опыт >>

Какие у медорганизаций «болевые точки»?

Например, в Ярославле мы оптимизировали процесс забора крови. Я захожу в поликлинику, меня встречает главврач. Говорю: «Ну, давайте сразу, какой у вас самый тяжелый поток, не задумываясь, о чем болит голова и сердце одновременно?» — «Забор крови!». И тут же мне показывают огромную очередь, люди кричат, возмущаются. Пропускная способность была — 85 пациентов в смену.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Что сделали Ваши специалисты?

Пришли к открытию поликлиники в 6:30 и вместе с пациентами «отправились сдавать кровь». Прохронометрировали весь процесс, чтобы выяснить, почему такая низкая пропускная способность. Какая должна быть?

Наши сотрудники были там сутки. Они погрузились в процесс и сразу увидели лишние перемещения. Поняли, что надо сделать перебалансировку персонала, разгрузить медсестру, а оператора, наоборот, догрузить. Сделали медсестре конвейер. Раньше она бегала 276 метров, получилось полметра влево-вправо. Прорубили дополнительный вход, развели потоки пациентов — вход-выход. Сделали кнопку, чтобы вызывать больных.

И что у Вас получилось?

За один день снизили время забора крови у 1 пациента в 2 раза, с 40 минут до 20. Пропускную способность с 85 пациентов сразу подняли до 96. Это за двое суток работы.

Приведете еще примеры?

Да, Калининград. Выдача льготных лекарств. Соцработник или родственник пациента должны записаться на прием к врачу, отстоять очередь. Потом выписать рецепт, подняться за подписью, затем спуститься, чтобы зарегистрировать. В итоге 122 минуты. Мы сократили до 5 минут. После осмотра больного врач сам запускает процедуру оформления рецепта — без участия соцработников или родственников. Они должны просто обратиться в отдельный кабинет, где им сразу выдают готовый рецепт.

Как организовать забор крови без очередей >>

А что сделали в Севастополе?

Там была критическая ситуация с профилактическими осмотрами детей 1-го месяца жизни. Время от входа до выхода из поликлиники занимало 3 часа 38 минут. Матери просто не выдерживали и уходили из поликлиники. Поставили задачу сократить время до 1 часа. Пока удалось только до 1 часа 47 минут. Еще нужно выработать оптимальную последовательность посещения врачей. Сейчас происходит так: ребенка сначала щекочет невролог, а потом его отправляют на УЗИ сердца. И надо, чтобы ребенок лежал неподвижно. Как он будет лежать, если его только что разбудили? Значит, надо наоборот — сначала УЗИ, а потом к невропатологу. Хотим еще кабинеты сдвинуть, чтобы с ребенком было меньше перемещений.


Оптимизировать можно любые процессы?

Понятно, что есть много вопросов, которые мы на себя не берем. Мы поставили перед собой несколько задач: создать удобное пространство, выровнять потоки пациентов, развести потоки больных и здоровых, оптимизировать внутреннюю структуру, документооборот. Не берем тему бюджетной обеспеченности, квалификации персонала, дисциплины пациентов, тему «не та зарплата». Мы работаем с тем, что в поточной логике, что можно изменить с этими зарплатами, с этим количеством врачей, с этими помещениями, в этих условиях. Если пациенту характер медсестры, извиняюсь, не понравится, то это не к нам.

Что будет, когда закончится пилотный проект? Выйдет какой-нибудь нормативный акт или методика?

Когда Вероника Игоревна докладывала о ходе проекта Голодец Ольге Юрьевне, та попросила скорее дать медорганизациям методику. Договорились, что дадим первый драфт 1 апреля. Утвердит методику Минздрав.

Но я бы посоветовал Минздраву вообще не давать эти методики до того, как люди не посмотрят живой образец. Приехали, пару дней понаблюдали, день сами поучаствовали. «Поняли?», «Кажется, поняли», «Вот теперь вам пакет, езжайте и делайте». Это иллюзия, что вам дадут бумажку, и вы начнете сразу по ней все делать. Нет. В чем тонкость внедрения производственной системы? Этому невозможно научить, этому можно научиться только на практике. Как водить машину. Нас так тренировали японцы, а мы будем тренировать главных врачей.

Допустим, главврачи сейчас прочитают все это, вдохновятся. Они могут куда-то заявку подать?

Это масштабный проект. В нем несколько этапов. Первый — до 1 апреля делаем в трех регионах шесть образцовых поликлиник. Этап второй — создадим группы тиражирования в этих регионах, т. е. по одному специалисту в детской и взрослой поликлинике, и при нем группу. Третий — организуем рабочую группу при Минздраве, которая будет реагировать на заявки медорганизаций. Это где-то к 1 июня. Четвертый — проведем аудит по стране, с кого начать из желающих участвовать в проекте. До конца 2017 года будем с ними работать. А в марте 2018 можно делать по итогам форум «Лидеры бережливой медицины», где каждый поделится опытом, что у него получилось.

Что Вы вкладываете в понятие «бережливая медицина»?

Вероника Игоревна и Татьяна Владимировна сами предложили термин «бережливая медицина». Это бережливость к пациенту, к персоналу. А для нас бережливость в том, чтобы вышибать потери из любого процесса.

Мы сейчас по этим трем регионам сделаем работу, но я знаю, что в других субъектах есть главврачи, которые уже идут по этому пути — Самара, Татарстан, Новосибирск. Было бы хорошо создать клуб «Лидеры бережливой медицины», чтобы устраивать регулярные партнерские проверки, помогать друг другу и раз в год проводить форум.

Журнал «Здравоохранение», № 3, 2017г.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.