text
Портал для медицинских работников

Нас учили японцы, мы будем учить главврачей

  • 31 июля 2017
  • 2222

Бережливая медицинаО совместном пилотном проекте Минздрава и Росатома — "Бережливая медицина". Цель которого сделать 6 образцовых поликлиник.

Чему Росатом учит здравоохранение, каких результатов удалось добиться и как перестроить работу, чтобы угодить будущим требованиям Минздрава?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Журнал "Здравоохранение" обратился за комментариями к Сергею Обозову.

Почему именно Росатом попросили наладить менеджмент в медорганизациях?

Минздрав и Администрация Президента поставили нам с Татьяной Яковлевой задачу сделать 6 образцовых поликлиник в Ярославле, Калининграде и Севастополе. Мои сотрудники уже пять месяцев работают в этих регионах. Нам предложили внедрить в медорганизациях модель «бережливого» менеджмента, которая доказала свою эффективность в Росатоме.

У поликлиник с предприятиями Росатома есть что-то общее?

Не удивляйтесь. Что на производстве, что в здравоохранении, одни и те же типы потерь. В поликлиниках — нерационально организованные потоки пациентов, лишние движения персонала. У нас — перестраховка, лишние детали делаем. У вас — необоснованное назначение анализов, которые, мы видели, горой лежат в регистратуре. У нас — неравномерная загрузка операторов, у вас — медперсонала. То есть лишние движения, перепроизводство, ненужные транспортировки, избыточное время ожидания. Эти потери ведут к дополнительным затратам, ухудшают качество медпомощи, увеличивают стоимость и сроки оказания услуг.

Удалось решить эти проблемы?

Да, Росатом сохранил опыт научной организации труда Советского Союза, взял лучшее от Toyota и от западной производственной системы. Все это мы соединили, и получилась наша производственная система Росатом.

У нас и у вас, поверьте, до 70 процентов потерь и только 30 процентов полезной работы. Наша цель — 80–90 процентов. Мы понимаем, что ваши нормативы, например, время приема пациента, в отличие от производства сложно контролировать. Однако время реального общения с пациентом можно и нужно увеличивать за счет разных улучшений. У нас некоторые процессы получилось ускорить в 6, а иногда и в 9, и 12 раз. Когда мы убираем потери из процесса, услуга становится более качественной.

Как внедрить бережливые технологии, не потратив ни копейки: опыт >>

Какие у медорганизаций «болевые точки»?

Например, в Ярославле мы оптимизировали процесс забора крови. Я захожу в поликлинику, меня встречает главврач. Говорю: «Ну, давайте сразу, какой у вас самый тяжелый поток, не задумываясь, о чем болит голова и сердце одновременно?» — «Забор крови!». И тут же мне показывают огромную очередь, люди кричат, возмущаются. Пропускная способность была — 85 пациентов в смену.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Что сделали Ваши специалисты?

Пришли к открытию поликлиники в 6:30 и вместе с пациентами «отправились сдавать кровь». Прохронометрировали весь процесс, чтобы выяснить, почему такая низкая пропускная способность. Какая должна быть?

Наши сотрудники были там сутки. Они погрузились в процесс и сразу увидели лишние перемещения. Поняли, что надо сделать перебалансировку персонала, разгрузить медсестру, а оператора, наоборот, догрузить. Сделали медсестре конвейер. Раньше она бегала 276 метров, получилось полметра влево-вправо. Прорубили дополнительный вход, развели потоки пациентов — вход-выход. Сделали кнопку, чтобы вызывать больных.

И что у Вас получилось?

За один день снизили время забора крови у 1 пациента в 2 раза, с 40 минут до 20. Пропускную способность с 85 пациентов сразу подняли до 96. Это за двое суток работы.

Приведете еще примеры?

Да, Калининград. Выдача льготных лекарств. Соцработник или родственник пациента должны записаться на прием к врачу, отстоять очередь. Потом выписать рецепт, подняться за подписью, затем спуститься, чтобы зарегистрировать. В итоге 122 минуты. Мы сократили до 5 минут. После осмотра больного врач сам запускает процедуру оформления рецепта — без участия соцработников или родственников. Они должны просто обратиться в отдельный кабинет, где им сразу выдают готовый рецепт.

Как организовать забор крови без очередей >>

А что сделали в Севастополе?

Там была критическая ситуация с профилактическими осмотрами детей 1-го месяца жизни. Время от входа до выхода из поликлиники занимало 3 часа 38 минут. Матери просто не выдерживали и уходили из поликлиники. Поставили задачу сократить время до 1 часа. Пока удалось только до 1 часа 47 минут. Еще нужно выработать оптимальную последовательность посещения врачей. Сейчас происходит так: ребенка сначала щекочет невролог, а потом его отправляют на УЗИ сердца. И надо, чтобы ребенок лежал неподвижно. Как он будет лежать, если его только что разбудили? Значит, надо наоборот — сначала УЗИ, а потом к невропатологу. Хотим еще кабинеты сдвинуть, чтобы с ребенком было меньше перемещений.

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Оптимизировать можно любые процессы?

Понятно, что есть много вопросов, которые мы на себя не берем. Мы поставили перед собой несколько задач: создать удобное пространство, выровнять потоки пациентов, развести потоки больных и здоровых, оптимизировать внутреннюю структуру, документооборот. Не берем тему бюджетной обеспеченности, квалификации персонала, дисциплины пациентов, тему «не та зарплата». Мы работаем с тем, что в поточной логике, что можно изменить с этими зарплатами, с этим количеством врачей, с этими помещениями, в этих условиях. Если пациенту характер медсестры, извиняюсь, не понравится, то это не к нам.

Что будет, когда закончится пилотный проект? Выйдет какой-нибудь нормативный акт или методика?

Когда Вероника Игоревна докладывала о ходе проекта Голодец Ольге Юрьевне, та попросила скорее дать медорганизациям методику. Договорились, что дадим первый драфт 1 апреля. Утвердит методику Минздрав.

Но я бы посоветовал Минздраву вообще не давать эти методики до того, как люди не посмотрят живой образец. Приехали, пару дней понаблюдали, день сами поучаствовали. «Поняли?», «Кажется, поняли», «Вот теперь вам пакет, езжайте и делайте». Это иллюзия, что вам дадут бумажку, и вы начнете сразу по ней все делать. Нет. В чем тонкость внедрения производственной системы? Этому невозможно научить, этому можно научиться только на практике. Как водить машину. Нас так тренировали японцы, а мы будем тренировать главных врачей.

Допустим, главврачи сейчас прочитают все это, вдохновятся. Они могут куда-то заявку подать?

Это масштабный проект. В нем несколько этапов. Первый — до 1 апреля делаем в трех регионах шесть образцовых поликлиник. Этап второй — создадим группы тиражирования в этих регионах, т. е. по одному специалисту в детской и взрослой поликлинике, и при нем группу. Третий — организуем рабочую группу при Минздраве, которая будет реагировать на заявки медорганизаций. Это где-то к 1 июня. Четвертый — проведем аудит по стране, с кого начать из желающих участвовать в проекте. До конца 2017 года будем с ними работать. А в марте 2018 можно делать по итогам форум «Лидеры бережливой медицины», где каждый поделится опытом, что у него получилось.

Что Вы вкладываете в понятие «бережливая медицина»?

Вероника Игоревна и Татьяна Владимировна сами предложили термин «бережливая медицина». Это бережливость к пациенту, к персоналу. А для нас бережливость в том, чтобы вышибать потери из любого процесса.

Мы сейчас по этим трем регионам сделаем работу, но я знаю, что в других субъектах есть главврачи, которые уже идут по этому пути — Самара, Татарстан, Новосибирск. Было бы хорошо создать клуб «Лидеры бережливой медицины», чтобы устраивать регулярные партнерские проверки, помогать друг другу и раз в год проводить форум.

Журнал «Здравоохранение», № 3, 2017г.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.