Внебольничная пневмония: современные методы лабдиагностики

Внебольничная пневмония: современные методы лабдиагностики

Внебольничная пневмония – это заболевание, которое возникает вне больничного стационара или по истечении 28 дней после выписки из него, а также инфекционный процесс, развившийся в первые двое суток с момента помещения больного в стационар.

Также этот диагноз ставится гражданам, состоящим на учете в домах и отделениях сестринского ухода, но отсутствующих там 14 дней и более.

Наиболее простыми, но, тем не менее, точными методами являются микроскопическое и бактериологическое исследование.

К более сложным и специфичным методам относится ПЦР-диагностика, основанная на обнаружении участков генома возбудителя пневмококковой инфекции.

Кроме того, сейчас определённую популярность приобретают так называемые экспресс-тесты, позволяющие быстро обнаружить маркеры пневмококковой инфекции в моче больного.

Диагностика внебольничной пневмонии: цели и этапы

Лабораторная диагностика внебольничной пневмонии проводятся с целью:

1. Быстрой постановки точного диагноза.
  2. Выделения чистой культуры S. Pneumoniae.
  3. Определения ее принадлежности к тому или иному серотипу.
  4. Определения ее чувствительности к антибиотикам.

Специфическая лабораторная диагностика складывается из следующих этапов;

• изучение клинического материала под микроскопом;
  • выполнение бактериологических посевов с последующим морфологическим, иммунологическим и биохимическим определением возбудителя;
  • определение чувствительности возбудителя к антимикробным препаратам;
  • определение специфических генетических фрагментов пневмококка или его антигена.

Виды исследований

Микроскопические исследование

Изучение биоматериала под микроскопом – это один из наиболее простых и быстрых способов выявления S. pneumoniae. Бактериоскопия мазка, окрашенного по Грамму, позволяет определить морфотип потенциального возбудителя.

Усовершенствованным вариантом микроскопического исследования является метод Нейфельда,  основанный на феномене набухания капсулы при взаимодействии с неразведенной специфической антисывороткой в присутствии синьки Леффлера.

Приказ о качестве проведения лабораторных исследований

посмотреть/скачать>>

Иными словами, капсула пневмококка увеличивается в объеме в присутствии гомологичной антисыворотки, что регистрируется при помощи светооптической микроскопии.

Капсулы возбудителя резко увеличиваются, если результат исследования положительный, в то время как при отрицательном результате они практически незаметны.

Стоит сказать о том, что реакция набухания специфична – в случае с капсульными микроорганизмами других видов она не дает положительного результата. Но у нее есть один существенный недостаток – она не в состоянии обнаружить S. Pneumoniae, не имеющие капсулы.

Метод Бурри-Гинса также позволяет увидеть пневмококки, не имеющие капсулы. Для этого материал смешивается с тушью, на фоне которой выделяются неокрашенные бактерии и капсулы.

В модификации Гинса данный препарат дополнительно подкрашивается фуксином Циля. Возбудители при этом становятся ярко-малиновыми, в то время как их капсулы окрашиванию не поддаются.

Отметим, что у больных, проходящих терапию антибиотиками, данные методы могут давать ложноотрицательные результаты. Это объяснятся тем, что при лечении антибактериальными препаратами в биологическом материале могут находится бактерии, лишенные капсулы.

Также следует помнить, что при трансформации S. pneumoniae из S в R-форму капсульные антигены теряются.

Описанные методы достаточно сложны в исполнении и обладают недостаточным уровнем специфичности и чувствительности. Поэтому не нашли частого применения в повседневной лабораторной практике. Кроме того, необходимые для проведения исследования сывороточные антигены обладают имеют высокую цену.

Бактериологическое исследование

Данный вид исследования широко применяется в лабораторной практике, так как позволяет, во-первых, выделить чистого возбудителя, во-вторых – определить его вид произвести серотипирование, и, в-третьих -  определить его чувствительность к антибиотикам.

Основные сложности методики:

• особые требования к условиям выращивания культуры;
  • склонность возбудителей к быстрому аутолизу.

Кроме того, достаточно сложно получить мокроту на исследование, которое, к тому же, является довольно продолжительным - результат оценивается по прошествии 2-3 суток с момента забора биоматериала.

Кроме того, при исследовании крови и широком применении антибиотиков диагностическая ценность метода существенно снижается из-за низкого уровня высеваемости.

Определение пневмококков на кровяном агаре начинается с гемолитической реакции стрептококков. S. pneumoniae —это α-гемолитический стрептококк, с трудом отличимый по своим морфологическим признакам роста от других α-гемолитических стрептококков:

• S. mitis;
  • S. oralis;
  • S. sanguis;
  • S. parasanguis;
  • S. gordonii.

Оптохин (этилгидрокупреина гидрохлорида) способен селективно подавлять рост пневмококка, а соли желчи – провоцировать избирательный лизис колонии S. pneumoniae на агаре или в бульоне. Методика основана на активации пневмококковых аутолизинов — ферментов, которые принимают участие в синтезе клеточной стенки. Это, в свою очередь, приводит к визуальному лизису микроорганизма в течение 30 минут – 2 часов.

Приблизительно 14% пневмококков подвергаются неполному лизису. Дифференциальная диагностика пневмококка проводится с прочими представителями этого рода.

От представителей других родов (Neisseria spp., Haemophilus spp. и Corynebacterium spp.), дающих схожий рост на средах первичного посева с атипичными формами пневмококков, их отличают морфологические особенности, а также оксидазная и каталазная активность.

Определение чувствительности к антимикробным препаратам

Определение чувствительности возбудителя внебольничной пневмонии к антибиотикам – это заключительный этап бактериологического исследования.

Сегодня теоретически обоснованным считается подход к оценке чувствительности, основанный на признании факта существования различий между микробиологической и клинической чувствительностью/устойчивостью микроорганизмов.

В отечественных клинических рекомендациях «Определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам» описана методология оценки чувствительности бактерий и дрожжей к антибиотикам, даны пограничные значения МПК и зон подавления роста для определения клинических категорий чувствительности, а также приведены экспертные правила оценки чувствительности по системе, принятий в Европейском сообществе.

Для того, чтобы как можно быстрее обнаружить антиген пневмококка, используется методика латекс-агглютинации, основанная на выявлении пневмококковых капсульных полисахаридных антигенов с применением поливалентной специфической пневмококковой сыворотки.

Антиген, содержащийся в рассматриваемом образце, вступает во взаимодействие со специфичными гомологичными антителами, которыми покрыты латексные частицы. Они, в свою очередь, агглютинируют в присутствии гомологичного антигена. Если антигены нет, латексные частицы остаются в форме гомогенной суспензии.

Исследованию подвергаются колонии бактериальной культуры, выросшей на чашке первичного посева, но допустимо использовать и биологический материал – например сыворотку крови или ликвор.

Преимуществами методики являются сравнительная простота и скорость получения результата, к недостаткам относятся дороговизна и невозможность определить антиген в загрязненном биологическом материале.

Полимеразная цепная реакция

Метод ПЦР применяют для определения специфичных участков генома возбудителя пневмонии и других инфекционных агентов. Однако многие виды пневмококка являются нормальными обитателями дыхательных путей человека, и это затрудняет диагностику пневмококковой пневмонии.

Основным преимуществом ПЦР-диагностики является ее сравнительно небольшая стоимость и возбожность определить свойства инфекционного агента без культивирования на питательных средах. Диагностической мишенью при ПЦР-исследовании выступают гены, которые кодируют факторы патогенности S. pneumoniae:

• пневмолизин (ply);
  • аутолизин (lytA);
  • ген, кодирующий пневмококковый поверхностный антиген (psaA);
  • протеин, участвующий в биосинтезе полисахаридов капсулы (cpsA).

Все эти мишени могут быть использованы для обнаружения ДНК S. pneumoniae в крови, плевральной жидкости и ликворе, поскольку из множества видов стрептококков только она может провоцировать инвазивную инфекцию.

Анализ отделяемого слизистой оболочки ВДП показал, что ply с большой долей вероятности присутствует в геноме S. oralis и S. mitis, а lytA — в геноме S. mitis. Ген, который кодирует пневмококковый поверхностный антиген (psaA), также имеет высокую гомологию со стрептококками группы viridans.

В связи с этим тесты по выявлению данных факторов патогенности допустимо использовать только для крови, ликвора и жидкости из плевральной полости, так как эти локусы являются стерильными.

Исследование материла из нестерильных локусов затруднено, выходом в этом случае может послужить использование ПЦР-анализа в количественном формате.

Помимо этого, ПЦР используется для идентификации серологических типов микроорганизмов, распространенных на конкретных территориях – это позволяет планировать вакцинацию и отслеживать эффективность применяемых вакцин.

В последующем были разработаны схемы идентификации серологических типов S. pneumoniae с использованием ПЦР-исследования в режиме он-лайн. Интернет-ресурс PCR Deduction of Pneumococcal Serotypes содержит схемы ПЦР-исследований, рекомендованные CDC к применению в зарубежных странах.

Они включают в себя постановку 7 реакций ПЦР в режиме реального времени, где каждая реакционная смесь содержит по три серотип-специфические мишени.

В России была разработана альтернативная методика ПЦР в режиме он-лайн, с помощью которой можно определить серотипы пневмококка, ассоциированные с инвазивными формами инфекций.

Она включает серотипы из состава 10- и 13-валентных конъюгированных вакцин. Методика позволяет провести серотипирование до 75% S. pneumoniae, выделенных из ликвора.

ПЦР в режиме он-лайн дополнительно характеризуется меньшим количеством этапов анализа и идентичной чувствительностью применительно ко всем серотип-специфическим мишеням, включенным в реакционную смесь, поскольку в данном случае не нужно выполнять амплификацию мишеней различной длины.

Результаты ПЦР-исследования допустимо рассматривать исключительно в комплексе с результатами иных методик лабораторной диагностики внебольничной пневмонии, вызванной пневмококками.

ИХГ-тест

Сегодня приобретает все большую популярность так называемые быстрые тесты «у постели пациента».

К таковым относится, например, иммунохроматографический экспресс-тест для обнаружения пневмококкового клеточного полисахарида (с-полисахарида) в моче. Однако данный тест может использоваться только у взрослых больных и только перед началом приема антибиотиков.

Данное исследование не рекомендуется проводить у лиц, ранее перенесших внебольничную пневмонию или вакцинированных от нее в течение 5 последних дней. Время тестирования – 15 минут.

Чувствительность и специфичность метода достаточно высоки, однако, несмотря на это, он считается вспомогательным и рекомендуется к использованию у лиц с тяжелым протеканием заболевания.

Кроме того, диагностическая ценность теста значительно ниже в популяциях, характеризующихся высоким уровнем носительства S. pneumoniae. Отрицательный результат данного исследования не гарантирует отсутствия пневмококковой инфекции.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заведующего КДЛ»
    Читать >>

Ваша персональная подборка

© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

Политика обработки персональных данных