text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Бережливая поликлиника: влияние на развитие ПМСП

  • 14 августа 2017
  • 3102

Бережливая поликлиникаСегодня  актуальной проблемой является пересмотр существующих ранее моделей организации амбулаторной медпомощи.

Медучреждения стараются угодить своим пациентам, сделать процесс оказания медуслуг более комфортным и располагающим.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Бережливая поликлиника основана на принципах бережливого производства, и мы расскажем, как можно перенести этот опыт в работу медучреждений.

Бережливая поликлиника – проект, основанный на бережливых технологиях

Еще одним очень важным и  интересным мероприятием является внедрение принципов бережливого производства, той системы, которая была разработана и применена в конце 20-века на автомобильном гиганте «Тойота».

Сегодня внедряется в деятельность организаций самой разной профессиональной направленности, и в том числе, в последнее время концепция бережливого производства пришла и в медицинские организации.

Это одна из концепций управления предприятием, направленная на минимизацию всех возможных издержек. Концепция предусматривает не только участие руководства, но и всех сотрудников, которые участвуют в производственных процессах.

Основная идея бережливого производства - организация ставит перед собой задачу непрерывного, бесконечного совершенствования ежедневно.

В бережливое производство входит множество инструментов управления, которые сами по себе просты, но применение их требует некоторых усилий, как от руководства, так и от тех сотрудников, которые непосредственно участвуют в улучшении процессов.

Росздравнадзор: основные нарушениях в сфере ПМСП

Росздравнадзор: основные нарушениях в сфере ПМСП
посмотреть/скачать>>

Одним из самых эффективных и важных является система «5S», и мы хотим сориентировать всех на то, что бережливое производство не решает проблемы организации здравоохранения, бережливое производство является общим подходом по минимизации потерь и по повышению эффективности деятельности независимо от ее профиля.

Проблемы, которые не решаются методами бережливого производства:

  • дисбаланс в обеспечении населения врачами;
  • дефицит врачебных и сестринских кадров;
  • недостаточное финансирование;
  • взаимоотношения с системой оказания платных услуг;
  • обучение медперсонала навыкам работы в информационных системах;
  • психологические особенности поведения пациентов медицинских учреждений.

Какие проблемы в медицине может решить бережливая поликлиника

Результаты, которые могут быть достигнуты, как показали первые результаты внедрения принципов бережливого производства, это:

  • сокращение времени ожидания пациентами получения услуг в медицинской организации;
  • это повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг;
  • обеспечение равномерного распределения функционала между врачами и средним персоналом;
  • оптимизация информационных потоков;
  • формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от целей посещения медучреждения;
  • стандартизация процессов;
  • возможность выбора лучших практик;
  • эффективное использование площадей медицинских организаций;
  • прозрачность лечебно-диагностических процессов, как для руководителей и сотрудников, так и для пациентов, пользующихся услугами медицинской организации;
  • устранение всех видов потерь в процессе.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


СИСТЕМА 5S в медицине

5S - это система, которая позволяет наводить порядок на производстве, создавать необходимые стартовые условия для реализации сложных процессов и обеспечивать их высокую эффективность.

Она пришла к нам с названиями из японского языка, поэтому она называется «5S» по первым буквам 5 слов, которые входят в эту систему:

  1. Сортировка, т.е. отделить ненужные предметы от нужных, чтобы впоследствии избавиться от всего, что не нужно.
  2. Рациональное расположение. Упорядочение оставшихся предметов с тем, чтобы ими было удобно и рационально пользоваться.
  3. Сохранение рабочего места в чистоте, быть предельно аккуратным за счет выполнение первых 3 пунктов.
  4. Соблюдать дисциплину, обеспечивающую выполнение первых 4S, чтобы в результате все данные пункты вошли в привычку.

 Развитие ПМСП

Как мы с вами видим, ничего сугубо медицинского здесь нет, это можно приложить к любому виду деятельности человека, и, как показывает практика, это всегда дает хороший результат.

Основываясь на этих простых правилах, медучреждение может разработать свой собственный стандарт оказания амбулаторно поликлинической медицинской помощи.

Бережливая поликлиника - пилотный проект

Проект бережливая поликлиника был запущен в ноябре 2016 года. Он начал свою реализацию в Ярославской, Калининградской областях и в городе Севастополе.

Для него были созданы специальные рабочие группы и сейчас результаты эти обрабатываются и внедряются, в дальнейшем тиражируются на другие поликлиники.

Очень важно при этом знать все виды потерь, т.к. это тоже одна из основ бережливого производства:

  • перепроизводство, т.е. ненужные и слишком большие отчеты;
  • дублирование поручений, выполнение лишних движений;
  • неудобное расположение оргтехники, поиск необходимого;
  • отсутствие памяток и инструкций;
  • ненужная транспортировка, передача документов вручную;
  • потеря времени на пути на совещание;
  • лишние запасы, которые выражаются в виде залежей канцтоваров, бумаги, накоплении нерассмотренных вопросов и т.д.;
  • избыточная обработка;
  • огромное количество отчетов;
  • периоды ожиданий и огромными очередями даже при электронной записи;.
  • медленная работа информационных систем;
  • переделка и брак и т.д.

Эти проблемы тоже на первый взгляд с медициной связаны не сильно, они свойственны практически любому производству. 

Поэтому, когда мы обращаем на них внимание в нашей медицинской деятельности, когда мы называем вещи своими именами, когда мы ставим перед собой задачу борьбы с всеми видами потерь, и внедрения технологии 5S, то естественно, что результат будет всегда положительным.


Варианты применения бережливых технологий в медицине

Решения по оптимизации процесса могут быть различные, но, как правило, поликлиники имеют приоритет в выборе процессов, но, как правило выбираются процессы: запись на прием к врачу, получение льготных лекарств и приемы терапевтов, как наиболее острые и затратные проблемы поликлиники.

И именно совершенствуя их, можно добиться наиболее интересного и наиболее значимого результата с тем, чтобы вызвать удовлетворение как у пациентов, так и у персонала, который этими задачами занимается.

Еще один вид процесса - это процесс организации работы лабораторий по забору крови. Этот процесс также имеет большие ресурсы для его совершенствования.

Бережливая поликлиника

Что нужно исключить из рабочих процессов:

  • исключить ненужные перемещения пациентов и самого врача с медсестрой;
  • сбалансировать нагрузку врача и медицинской сестры;
  • совершенствование документооборота и отказ от заполнения бумажных носителях и обработки излишней информации.

За счет этого, как ни странно, при увеличении нагрузки увеличивается и время работы врача непосредственно с пациентом, именно его клиническая деятельность.

Критериями для выбора варианта развития первичной организации в рамках проекта «Бережливая поликлиника» выбраны следующие:

  • обеспеченность населения врачами;
  • укомплектованность штатных должностей;
  • коэффициент совместительства.

Также в качестве референсного значения вводится средний показатель по РФ. Понятно, что он тоже не решает всех проблем, и не всегда может выглядеть, как какой-то точный комментарий, но на что-то нужно ориентироваться.

В зависимости от того, как ведут себя эти показатели, можно сориентироваться, какие проблемы нужно решать в первую очередь.

Кроме обеспеченности, укомплектованности и совместительства врачей, естественно, необходимо оценить те же самые параметры в отношении среднего медицинского персонала.

В качестве мероприятий по повышению доступности и качества первичной медико-санитарной помощи мы выделили 3 основных базовых варианта:

  1. Внедрение новых моделей организации первичной медико-санитарной помощи, то есть как раз перераспределение обязанностей, использование немедицинского персонала, введение участковой бригады в составе фельдшера для оказания помощи на дому и организация комплексных участков;
  2. Внедрение новых технологий. Расширение функционала медицинских сестер, информатизация рабочих мест и оптимизация взаимодействия с врачами-специалистами;
  3. Решение вопроса дефицита кадров и их подготовка, потому что мы понимаем, если их нет, нет и возможности разрабатывать и внедрять новые модели.

В первую очередь речь будет идти о снижении дефицита кадров, об укомплектовании врачебно-сестринских бригад, обучение персонала. И только потом можно обучать персонал работать в новых моделях, новых организационных технологиях.

Этапы внедрения новых моделей организации первичной медпомощи

На рисунке проиллюстрированы варианты развития ПМСП в медучреждениях.

Медучреждение может оценить состояние своих кадровых ресурсов, и исходя из них выбрать, какой из вариантов пойдет для него в первую очередь:

Обучение новым технологиям

Для медучреждений с хорошей укомплектованностью кадрами подойдет такой вариант действий:

  • внедрение новых организационных технологий;
  • внедрение новых моделей;
  • дополнительное укомплектование персоналом при необходимости и обучение работе уже в новых технологиях.

Для медучреждений с дефицитом кадров вариант следующий:

  • если количество персонала среднее, то выбирается новая модель организации медицинской помощи;
  • доукомплектование и снижение дефицита кадров;
  • внедрение новых организационных технологий, внедрение новых подходов к организации работы.

Главная задача, которую помогает решить бережливая поликлиника - создание доброжелательной атмосферы в учреждении, формирование и населения желания приходить и заниматься собственным здоровьем, в том числе и заниматься профилактикой.

Стандарт оказания амбулаторно поликлинической медицинской помощи, основанных на системе 5S и бережливых технологиях позволит создать действительно удобный и качественный сервис для пациентов.

Минздрав РФ планирует включить в проект до конца 2020-го года не менее 200 поликлиник по России.

Аудиограмма вебинара " Новая модель оказания первичной медико-санитарной помощи"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.