Безопасность пациентов: алгоритмы идентификации

157

Требование идетнификацииБезопасность пациентов в медучреждении складывается из нескольких элементов.

Одним из обязательных элементов является идентификация пациента.

Требование идентификации содержится в международных стандартах качества медпомощи, и отражено в качестве одного из направлений внутреннего контроля в рекомендациях Росздравнадзора.

Безопасность пациентов в медучреждении

Одним из важнейших элементов безопасности в медучреждении является идентификация пациентов, что предусмотрено международными стандартами качества медпомощи, а также направлениями внутреннего контроля качестве и безопасности медицинской деятельности, выделенными Росздравнадзором РФ.

Одно из условий эффективности этого процесса – четкий алгоритм идентификации пациентов, обязательный для всех медработников.

Отметим главные моменты идентификации, которые часто становятся причиной ошибок:

  • в медучреждениях часто бывают пациенты-однофамильцы, поэтому идентификации по одной фамилии недостаточно, их должно быть минимум два;
  • не допускается использовать в качестве идентификационного признака пациента номер его больничной койки или палаты, ведь его в любой момент могут перевести в другое отделение, поменять палату, а запись в карте может остаться неизмененной;
  • спрашивайте у пациента его данные в открытой форме и таким образом, чтобы он не отвечал «да» или «нет» на ваши вопросы – он должен полностью назвать свое имя и другие идентификационные данные.

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры
посмотреть/скачать>>

Рассмотрим более подробно базовые правила идентификации.

Когда нужна идентификация пациента

Любой медицинский осмотр, процедура или хирургическое вмешательство начинается с установления личности пациента. После этого медицинская сестра может сравнить полученные данные с той информацией, которая содержится в листе врачебных назначений, в истории болезни, в медицинской карте и т.д.

В процессе идентификации в разных служебных ситуациях участвует как медицинские сестры, так и врачебный персонал.

При этом проводить идентификацию обязательно нужно в следующих ситуациях:

  • перед переводом пациента в другое отделение или в другую палату;
  • перед назначением пациенту лекарственных препаратов и их введением (применением);
  • перед переливанием донорской крови;
  • перед забором крови и других биоматериалов для анализов;
  • перед проведением оперативных вмешательства и инвазивных процедур;
  • перед перевязкой;
  • перед кормлением младенца и выдачей продуктов специализированного и лечебного питания;
  • перед применением инструментальных методов исследования (например, перед эндоскопией).

Как избежать ошибок при идентификации пациентов

Рассмотрим несколько практических ситуаций, иллюстрирующих наиболее вероятные ошибки, которыми часто сопровождается идентификация пациента.

  1. В отделении находится несколько однофамильцев или пациент не расслышал вопрос медработника.

Многие медработники полагают, что если пациент находится в сознании и может говорить, у него достаточно спросить – «Вы Петров?». Когда он отвечает положительно, медсестра тут же приступает, к, например, постановке капельницы. Однако, такая методика в корне неверна, и может повлечь за собой необратимые последствия.

Чем грозит эта ошибка: В отделении могут находиться несколько пациентов с фамилией Петров, и из-за невнимательности сотрудника, капельницу может получить не тот человек, которому она нужна.

Как избежать ошибки:

  • используйте для установления личности пациента как минимум два присущих только ему признака. Как вариант – ФИО и дата рождения, или ФИО и адрес места жительства и т.д.;
  • не ориентируйтесь при идентификации пациента на номер его палаты, ведь пациента в любой момент могут перевести в другую палату, не изменив ее номер в медкарте или в истории болезни;
  • разработайте для врачей памятку о том, как проводить идентификацию пациента и его биоматериалов при взятии крови на биохимическое исследование.

Пример такой памятки представлен ниже.

Алгоритмы идентификации

Другой вариант, который может ввести медсестру в заблуждение. Например, пациент недослышал вопрос и автоматически кивнул медсестре в ответ. Естественно, она понимает это как утвердительный ответ.

 Информирование  пациентов о правилах идентификации

Пример информирования о правилах идентификации пациентов
посмотреть/скачать>>

Как избежать ошибки:

  • задавайте пациентам вопросы в развернутой форме, так, чтобы пациент сам назвал свое ФИО и дату рождения;
  • не начинайте манипуляции без разговора с пациентом, ориентируясь только на надписи на медицинском оборудовании и кровати больного. Во-первых, опять, же, эти надписи могут быть неактуальными. Во-вторых, пациент может воспринять молчание медработника к грубость и неуважительное поведение, тогда не избежать конфликтов с ним.

Эти простые правила помогут не перепутать однофамильцев и провести все процедуры без ошибок.

  1. Пациент уснул.

Медработник пришел в палату и увидел, что пациент, которому нужна процедура, спит, и, не желая его будить, проводит процедуру без предварительной идентификации пациента.

Как избежать ошибки: Разбудите пациента и проведите идентификацию, чтобы убедиться, что перед вами нужный человек.

  1. Пациент не может говорить, находится в бессознательном или неадекватном состоянии.

В каждом отделении есть такие пациенты, особенно в отделениях реанимации. Если пациент не может подтвердить свою личность самостоятельно, используйте систему маркировку. Самый распространенный способ на сегодня – использование браслетов, на которых указана основная информация о больном.

Раньше такой способ применялся только для идентификации новорожденных детей в акушерских стационарах, однако сегодня – это распространенная практика во всех подразделениях.

  1. Пациент является несовершеннолетним.

В детском отделении может находиться совсем маленький ребенок, который может забыть свое полное имя. Это не проблема, если совсестно с ним в стационаре пребывает один из родителей, который может назвать нужные идентификационные данные.

Если же ребенок один – используйте идентификационные браслеты.

Осторожно нужно проводить идентификацию подростков – они могут подшутить и назваться чужим именем. Медработник должен помнить, что во многих случаях цена его личной ошибки высока.

  1. Личность пациента не установлена.

В приемное отделение может поступить пациент, личность которого не установлена, например, если он находился без сознания после дорожно-транспортного происшествия или другого несчастного случая.

В таких случаях медработники должны проявлять повышенную бдительность.

Как избежать ошибки: в медучреждении должна быть предусмотрена временная идентификация пациента. Например, на руку больного может быть помещен браслет с регистрационным номером и некоторыми данными.

Безопасность пациента в таком случае будет обеспечена, если временно присвоенный номер будет отражаться в листах назначений, назначениях на проведение диагностических обследований и т.д.

  1. У пациента проблемы со слухом.

Если у пациента плохой слух, с ним нужно правильно общаться. Медработник должен избегать тех вопросов, на которые можно ответить односложно. В крайнем случае, вопросы можно пациенту задать в письменном виде, чтобы он сам сказал, кто он, и как его зовут.

Чтобы другие медработники не ошиблись, сделайте в истории болезни пациента отметку о том, что у него проблемы со слухом.

Алгоритм идентификации пациента

Росздравнадзор уделяет особое внимание идентификации пациентов, и выделил ее в отдельное направление организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В частности, в медучреждении стоит разработать отдельный документ, в котором будет отражена система идентификации.

Например, это может быть порядок идентификации пациентов, положение, алгоритм и т.д. Подобные документы могут быть предусмотрены для разных групп пациентов, поскольку алгоритм идентификации может существенно различаться, например, для пациента в коме и для пациента со слуховыми проблемами.

Утверждает эти локальные акты главный врач медучреждения.

В приложении  к статье приведены примеры таких алгоритмов, которые могут использовать медработники в своей работе.

Читайте бесплатно в системе «Главный врач»:

Правила идентификации для пациентов

Пациентам также полезно знать о тех правилах идентификации, которые используются врачами и медсестрами в своей работе. Донести эту информацию больным лучше всего в виде листовок.

Какую информацию можно отразить в этих листовках проиллюстрируем на примерах:

  1. Врач или медсестра должны проводить процедуру идентификации перед проведением лечебных и диагностических процедур – перед забором крови на анализ, перед выполнением назначений врача, перед кормлением младенца, перед инъекциями, операциями и перевязками.
  2. Пациент должен проследить, чтобы перед проведением процедур медработник спросил у него идентификационные данные (ФИО, адрес или дату рождения) и сверил эти данные с медицинскими документами и браслетом пациента.
  3. Пациент должен следить за тем, чтобы на шприцах для инфузий и флаконах с лекарствами был наклеен стикер с ФИО пациента, с датой его рождения, а также с датой приготовления раствора.
  4. Пациент должен проследить, чтобы при заборе мочи и крови медсестра сразу же и в присутствии пациента маркировала емкости с полученными анализами.

Алгоритм идентификации пациента должен неукоснительно соблюдаться всеми медицинскими работниками при работе с пациентами. Если система будет отлажена – многих врачебных ошибок удастся избежать, что повышает качество оказания медицинской помощи.

Информирование пациентов о правилах идентификации – дополнительная подстраховка для медицинских работников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      ×