Здравоохранение

Безопасность пациентов: алгоритмы идентификации

  • 29 сентября 2018
  • 5383

Требование идетнификацииБезопасность пациентов в медучреждении складывается из нескольких элементов.

Одним из обязательных элементов является идентификация пациента.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Требование идентификации  личности содержится в международных стандартах качества медпомощи, и отражено в качестве одного из направлений внутреннего контроля в рекомендациях Росздравнадзора.

Безопасность пациентов в медучреждении

Одним из важнейших элементов безопасности в медучреждении является идентификация пациентов, что предусмотрено международными стандартами качества медпомощи, а также направлениями внутреннего контроля качестве и безопасности медицинской деятельности, выделенными Росздравнадзором РФ.

Одно из условий эффективности этого процесса – четкий алгоритм идентификации пациентов, обязательный для всех медработников.

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры
посмотреть/скачать>>

Отметим главные моменты идентификации, которые часто становятся причиной ошибок:

  • в медучреждениях часто бывают пациенты-однофамильцы, поэтому идентификации по одной фамилии недостаточно, их должно быть минимум два;
  • не допускается использовать в качестве идентификационного признака пациента номер его больничной койки или палаты, ведь его в любой момент могут перевести в другое отделение, поменять палату, а запись в карте может остаться неизмененной;
  • спрашивайте у пациента его данные в открытой форме и таким образом, чтобы он не отвечал «да» или «нет» на ваши вопросы – он должен полностью назвать свое имя и другие идентификационные данные.

Рассмотрим более подробно базовые правила идентификации.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Когда нужна идентификация пациента

Любой медицинский осмотр, процедура или хирургическое вмешательство начинается с установления личности пациента. После этого медицинская сестра может сравнить полученные данные с той информацией, которая содержится в листе врачебных назначений, в истории болезни, в медицинской карте и т.д.

В процессе идентификации в разных служебных ситуациях участвует как медицинские сестры, так и врачебный персонал.

При этом проводить идентификацию обязательно нужно в следующих ситуациях:

  • перед переводом пациента в другое отделение или в другую палату;
  • перед назначением пациенту лекарственных препаратов и их введением (применением);
  • перед переливанием донорской крови;
  • перед забором крови и других биоматериалов для анализов;
  • перед проведением оперативных вмешательства и инвазивных процедур;
  • перед перевязкой;
  • перед кормлением младенца и выдачей продуктов специализированного и лечебного питания;
  • перед применением инструментальных методов исследования (например, перед эндоскопией).

 Идентификаторы пациента: как избежать ошибок

Рассмотрим несколько практических ситуаций, иллюстрирующих наиболее вероятные ошибки,  при которых используют стандартные идентификаторы пациента. 

  1.  В отделении находится несколько однофамильцев или пациент не расслышал вопрос медработника.

Многие медработники полагают, что если пациент находится в сознании и может говорить, у него достаточно спросить – «Вы Петров?». Когда он отвечает положительно, медсестра тут же приступает, к, например, постановке капельницы. Однако, такая методика в корне неверна, и может повлечь за собой необратимые последствия.

Чем грозит эта ошибка: В отделении могут находиться несколько пациентов с фамилией Петров, и из-за невнимательности сотрудника, капельницу может получить не тот человек, которому она нужна.

Как избежать ошибки:

  • используйте для установления личности пациента как минимум два идентификатора, присущих только ему. Как вариант – ФИО и дата рождения, или ФИО и адрес места жительства и т.д.;
  • не ориентируйтесь при идентификации пациента на номер его палаты, ведь пациента в любой момент могут перевести в другую палату, не изменив ее номер в медкарте или в истории болезни;
  • разработайте для врачей памятку о том, как проводить идентификацию пациента и его биоматериалов при взятии крови на биохимическое исследование.

Пример такой памятки представлен ниже.

Алгоритмы идентификации

Другой вариант, который может ввести медсестру в заблуждение. Например, пациент недослышал вопрос и автоматически кивнул медсестре в ответ. Естественно, она понимает это как утвердительный ответ.

 Информирование  пациентов о правилах идентификации

Пример информирования о правилах идентификации пациентов
посмотреть/скачать>>

Как избежать ошибки:

  • задавайте пациентам вопросы в развернутой форме, так, чтобы пациент сам назвал свое ФИО и дату рождения;
  • не начинайте манипуляции без разговора с пациентом, ориентируясь только на надписи на медицинском оборудовании и кровати больного. Во-первых, опять, же, эти надписи могут быть неактуальными. Во-вторых, пациент может воспринять молчание медработника к грубость и неуважительное поведение, тогда не избежать конфликтов с ним.

Эти простые правила помогут не перепутать однофамильцев и провести все процедуры без ошибок.

  1. Пациент уснул.

Медработник пришел в палату и увидел, что пациент, которому нужна процедура, спит, и, не желая его будить, проводит процедуру без предварительной идентификации пациента.

Как избежать ошибки: Разбудите пациента и проведите идентификацию, чтобы убедиться, что перед вами нужный человек.

  1. Пациент не может говорить, находится в бессознательном или неадекватном состоянии.

В каждом отделении есть такие пациенты, особенно в отделениях реанимации. Если пациент не может подтвердить свою личность самостоятельно, используйте систему маркировку. Самый распространенный способ на сегодня – использование браслетов, на которых указана основная информация о больном.

Активируйте доступ к журналу «Заместитель главного врача» и читайте проверенные экспертами статьи:

Раньше такой способ применялся только для идентификации новорожденных детей в акушерских стационарах, однако сегодня – это распространенная практика во всех подразделениях.

  1. Пациент является несовершеннолетним.

В детском отделении может находиться совсем маленький ребенок, который может забыть свое полное имя. Это не проблема, если совсестно с ним в стационаре пребывает один из родителей, который может назвать нужные идентификационные данные.

Если же ребенок один – используйте идентификационные браслеты.

Осторожно нужно проводить идентификацию подростков – они могут подшутить и назваться чужим именем. Медработник должен помнить, что во многих случаях цена его личной ошибки высока.

  1. Личность пациента не установлена.

В приемное отделение может поступить пациент, личность которого не установлена, например, если он находился без сознания после дорожно-транспортного происшествия или другого несчастного случая.

В таких случаях медработники должны проявлять повышенную бдительность.

Как избежать ошибки: в медучреждении должна быть предусмотрена временная идентификация пациента. Например, на руку больного может быть помещен браслет с регистрационным номером и некоторыми данными.

Безопасность пациента в таком случае будет обеспечена, если временно присвоенный номер будет отражаться в листах назначений, назначениях на проведение диагностических обследований и т.д.

  1. У пациента проблемы со слухом.

Если у пациента плохой слух, с ним нужно правильно общаться. Медработник должен избегать тех вопросов, на которые можно ответить односложно. В крайнем случае, вопросы можно пациенту задать в письменном виде, чтобы он сам сказал, кто он, и как его зовут.

Чтобы другие медработники не ошиблись, сделайте в истории болезни пациента отметку о том, что у него проблемы со слухом.

Виды идентификации пациента

Алгоритм идентификации пациента

Росздравнадзор уделяет особое внимание идентификации пациентов, и выделил ее в отдельное направление организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В частности, в медучреждении стоит разработать отдельный документ, в котором будет отражена система идентификации.

Например, это может быть порядок идентификации пациентов, положение, алгоритм и т.д. Подобные документы могут быть предусмотрены для разных групп пациентов, поскольку алгоритм идентификации может существенно различаться, например, для пациента в коме и для пациента со слуховыми проблемами.

Утверждает эти локальные акты главный врач медучреждения.

В приложении  к статье приведены примеры таких алгоритмов, которые могут использовать медработники в своей работе.

Правила идентификации для пациентов

Пациентам также полезно знать о тех правилах идентификации, которые используются врачами и медсестрами в своей работе. Донести эту информацию больным лучше всего в виде листовок.

Что написать в листовках-правилах идентификации для пациентов

  1. Врач или медсестра должны проводить процедуру идентификации перед проведением лечебных и диагностических процедур – перед забором крови на анализ, перед выполнением назначений врача, перед кормлением младенца, перед инъекциями, операциями и перевязками.
  2. Пациент должен проследить, чтобы перед проведением процедур медработник спросил у него идентификационные данные (ФИО, адрес или дату рождения) и сверил эти данные с медицинскими документами и браслетом пациента.
  3. Пациент должен следить за тем, чтобы на шприцах для инфузий и флаконах с лекарствами был наклеен стикер с ФИО пациента, с датой его рождения, а также с датой приготовления раствора.
  4. Пациент должен проследить, чтобы при заборе мочи и крови медсестра сразу же и в присутствии пациента маркировала емкости с полученными анализами.

Алгоритм идентификации пациента должен неукоснительно соблюдаться всеми медицинскими работниками при работе с пациентами. Если система будет отлажена – многих врачебных ошибок удастся избежать, что повышает качество оказания медицинской помощи.

Информирование пациентов о правилах идентификации – дополнительная подстраховка для медицинских работников.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.