Качество медицинской помощи: организационные основы внутреннего контроля

302

Организация контроля качестваПодходы к тому, какую медпомощь следует считать качественной, постоянно меняются – совершенствуется нормативно-правовая база, создаются новые критерии качества медицинской помощи 2017, свои рекомендации предлагает Росздравнадзор.

Рассмотрены основные положения по организации контроля качества медицинской помощи и нормативная база по этому вопросу.

Качество медицинской помощи: чем регулируется

Прежде чем рассматривать юридическую основу вопроса, давайте вспомним, кто сегодня уполномочен давать свою оценку медпомощи:

  1. Прежде всего, федеральное участие представлено Росздравнадзором, Минздравом, Федеральным фондом ОМС;
  2. В сфере полномочий отдельно взятого субъекта РФ – региональный Минздрав или иные органы, ответственные за сферу здравоохранения, страховщики и территориальные представительства ФФОМС;
  3. Конкретная организация, оказывающая медуслуги населению, которую все вышеперечисленные субъекты посещают периодически с проверками.

Основным законом, который позволяет выделить обобщенные характеристики качественной медпомощи, был и остается Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан" и целый ряд статей документа акцентирует внимание на этом вопросе, в частности, ст. 10 говорит нам о доступности и качестве медицинской помощи.

Данный нормативный акт дает совершенно четкое определение качества медицинской помощи, как совокупности целевых индикаторов, которые отражают:

  • время ожидания пациентами тех или иных медуслуг;
  • целесообразность выбора тех или иных методик ведения пациента, в том от начала его обследования до реабилитационных процедур;
  • достижение желаемого итога оказания медуслуги, который был запланирован изначально.

Если внимательно ознакомится с этим законом, то вы увидите, что там также прописаны 9 принципов охраны здоровья, среди которых как раз и выделяется принцип доступности и качества медицинской помощи и определяется, чем собственно обеспечивается доступность и качество.

Критерии качества по группам заболеваний: приказ Минздрава 203н от 10 мая 2017 года

Критерии качества по группам заболеваний: приказ Минздрава 203н от 10 мая 2017 года
посмотреть/скачать>>

К примеру, это:

  1. Территориальная доступность медучреждений каждому пациенту.
  2. Достаточное количество медперсонала с требуемым уровнем профессиональной квалификации.
  3. Соблюдение в процессе оказания медуслуг установленных стандартов и порядков.
  4. Оказание услуг пациентом в тех объемах, которые предусмотрены государственными гарантиями.

Также индикаторы оценки закрепляются в других документах Минздрава, например 422 приказ Минздрава, который уже не действует, устанавливал критерии качества для амбулаторных и стационарных медуслуг.

Кроме этого, ст. 85 ФЗ 323  посвящена конкретно контролю в сфере здравоохранения и здесь сказано, что организация процедур контроля происходит по 4 основным направлениям:

  1. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  2. Госконтроль оборота препаратов медицинского назначения;
  3. Госконтроль оборота применения изделий медицинского назначения;
  4. Санитарно-эпидемиологический контроль.

Вот это выглядит в виде схемы, и вы видите, что на каждом уровне, по каждому виду контроля существуют определенные нормативно-правовые документы, которые регулируют эти процессы.

Контроль в здравоохранении

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Ст. 87 ФЗ 323 устанавливает трехуровневую систему контроля:

  1. Контроль внутренний;
  2. Контроль ведомственный;
  3. Контроль государственный.

Для медучреждения наиболее важно грамотно выстроить систему внутреннего контроля, что позволит выявлять, устранять и анализировать различные дефекты без указания на это государственных структур.

Рассмотрим, как соотносится внутренний контроль с другими формами контроля.

Три уровня контроля и их взаимосвязь

Прежде всего, стоит отметить те пути, по которым сегодня происходит оценка доступности, безопасности и качества медуслуг:

  1. Соблюдение в медицинской деятельности требований, которые сформулированы законодателем в различной нормативной документации;
  2. Выделение качественных показателей;
  3. Учет и применение главных условий, при которых медпомощь оказывается больным, рекомендуемых объемов тех или иных услуг, а также своевременность медицинского вмешательства.
  4. Создание индикаторов оценки работы медперсонала всех уровней.

Главная задача государственных и региональных властных структур – вовремя выявить и пресечь нарушения медучреждений, в том числе по вопросам безопасности и качества, а также принять эффективные меры по устранению последствий для пациентов и их здоровья. Не стоит забывать, что прежде всего весь этот комплекс мер, предусмотренных властями всех уровней, направлен на то, чтобы обезопасить получателей медуслуг от нарушений со стороны медучреждений.

С этой целью государство разрабатывает все новые нормативные акты, которые помогают оценивать качество медицинской помощи. Среди таких документов можно выделить новые критерии качества медицинской помощи 2017 года.

Постановлением Правительства РФ № 1152 от 12 ноября 2012 года определены органы конкретные структуры, на которые возложены контрольные полномочия:

  • Росздравнадзор, который должен организовывать ведомственный и внутренний контроль, а также следить за процедурой лицензирования;
  • Органы власти Региональные органы власти, которые также отвечают за лицензирование;
  • Роструд, который оценивает трудовые условия труда медработников, а также безопасность применяемых медизделий, соблюдение порядка их уничтожения.

Контроль внутренний самостоятельно организуют медучреждения российской системы здравоохранения, отвечают за него непосредственно главные врачи организаций.

Таким образом, медучреждения одновременно выполняют требования представителей разных уровней контроля – здесь действуют федеральные, региональные и ведомственные требования, начиная с ФЗ «Об ОМС» и заканчивая рекомендациями Росздравнадзора.

Выполнение требований

Критерии качества оказания медицинской помощи 2017

В соответствии с нормами государственной и региональных программ гарантий оказания медпомощи, разработано 15 критериев доступности и 20 критериев качества медпомощи, которые обязательны к выполнению каждой медорганизацией страны.

На уровне Минздрава РФ принят порядок организации проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности - это приказ № 1340н от 21. 12. 2012 года, который определяет;

  • кем и где осуществляется ведомственный контроль;
  • задачи контрольных мероприятий;
  • возможные направления и виды проверок;
  • порядок проверки соблюдения медицинских стандартов и порядков;
  • как проверяются требования по безопасности труда, ограничения к профессиональной деятельности, как правильно оформляются финальные акты этих проверок.

Таким образом, к нашей схеме вокруг медицинской организации присоединяются еще дополнительно ведомственный контроль и еще также 35 критериев.

Организация внутреннего контроля

422 приказ Минздрава также регулирует некоторые вопросы организации ведомственного контроля, однако, с 1 июля 2017 года документ прекратил свое действие в связи с пересмотром системы критериев качества.

Документ содержал в себе перечень некоторых болезней, при которых оценивается качество, а также правила оценки этих критериев для медпомощи, оказанных в разных условиях, например, дневного стационара. Кроме того, особенность предыдущих критериев заключалась в том, что они в основном носили описательный и весьма размытый характер.

Новые показатели утвердил приказ 203 (критерии оценки качества медицинской помощи), который действует с 01.07.2017 года.

Рекомендации Росздравнадзора для организации внутреннего контроля

Внутренний контроль качества в медицинской организации может быть создан или организован с учетом тех предложений, которые разработаны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

В частности, ведомство отмечает, что организация контрольных мер является базовой характеристикой, влияющей на общую эффективность качества и безопасности медицинской деятельности в РФ.

В соответствии с этим документом выделяется 11 основных направлений для медучреждений, и по каждому из этих направлений определены показатели, которые, с одной стороны, носят качественный характер, но кроме этого по ряду направлений прописаны четкие количественные показатели, и они вполне могут быть использованы для формирования системы мониторинга в медучреждении.

И если происходит в соответствии с этими критериями оценка, считается, что, если выполняются критерии на 95%, система работает эффективно и требует минимальных улучшение, 85-95% по каждому из раздела в отдельности, система в целом эффективна, но требуются корректировки; если это 84% и ниже - система неэффективна и выявлены значительные нарушения, требуются существенные изменения.

Приведем примеры таких количественных показателей, которые содержатся в этих рекомендациях. Они представлены на рисунке ниже.

Количественные критерии

В целом мы можем сказать, что эти количественные критерии соотносятся с теми международными критериями, по которым принято оценивать качество медицинской помощи во всем мире. Поэтому в этом плане наши законодатели стремятся к тому, чтобы соответствовать актуальным мировым тенденциям.

Для того, чтобы организовать на основании рекомендаций эффективную систему контроля, рекомендуется:

  • прежде всего, определить основные направления работы по обеспечению и контролю качества в целом по организации и по ее отделениям, филиалам и т.д.;
  • по выделенным разделам работы сформулировать обозначить цели и задачи;
  • разработать под эти цели и задачи конкретные мероприятия;
  • выделить целевые показатели, которые должны быть достигнуты и соответственно механизмы контроля, то есть каким образом вы будете проверять вот это все, всю эту систему.

Аудиограмма вебинара " Как управлять качеством медицинской помощи (анализ правовой базы)"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление качеством в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×