text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Система 5С: как не тратить деньги на бережливые технологии

  • 27 августа 2017
  • 886

Принципы системыБольшая часть медиков сегодня скептически относится к использованию так называемых бережливых технологий, одним из инструментов которых является система 5С, разработанная в Японии еще в послевоенные годы.

Между тем, ее принципы направлены на то, чтобы сделать пространство вокруг более эргономичным, а сам процесс работы - более качественным, эффективным и безопасным.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Учреждения, внедрившие ее, добились больших успехов – это признали и руководители, и сами работники.

Минздрав России сегодня рекомендует главным врачам внедрять в учреждениях здравоохранения так называемые бережливые технологии. И цель – повышение доступности и качества оказания медицинской помощи за счет снижения потерь и оптимизации рабочих процессов.

Система 5С как один из основных инструментов бережливого менеджмента

Система 5С – это не компьютерная программа, как может показаться изначально, а своеобразный способ организации рабочего пространства. Ее суть в том, что любой предмет и любой документ можно найти в помещении не больше, чем за полминуты. Как внедрить эту систему в ЛПУ?

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Система 5С называется так потому, что ее основополагающие принципы выражены пятью словами на букву С:

Правила системы

Рисунок 1. Система 5С

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Шаг №1. Сортировка

Говоря простыми словами, на этом этапе необходимо избавиться от всего лишнего и оставить нужное. Для этого необходимо вынуть наружу содержимое ящиков, шкафов, тумб, сейфов и подвергнуть его тщательному анализу. Все, что не нужно в работе, откладывается в сторону.

От него можно избавиться без особых угрызений совести. То, что осталось, нужно поделить на две группы – то, что нужно постоянно и то, что используется редко. В этом деле важна последовательность – нужно подвергнуть такому разбору содержимое всех полок и ящиков без исключения.

Типичная для поликлиник ситуация – огромные стратегические резервы бланков в кабинетах врачей, которыми они по привычке запасаются на несколько лет. Однако сейчас многие документы можно хранить в электронном формате и распечатывать по мере необходимости. Поэтому от большей части таких запасов можно спокойно избавиться.

То же самое касается и ненужной мебели, которая обязательно найдется в каждом кабинете. Безусловно, без столов врача и медсестры, стульев и кушетки в кабинете врача не обойтись, а решение по остальной мебели принимается после устранения ненужных предметов и бумаг. Как правило, после этого лишние шкафы и тумбочки появятся сразу.

Однако не стоит рассчитывать на то, что сотрудники с легкостью расстанутся с содержимым своих кабинетов. Как правило, все возражения сводятся к одному аргументу: «Как только мы эту мебель не двигали, ничего не помогает». Но от перестановки мебели действительно не будет пользы – сначала нужно избавиться от всего лишнего в помещении. Эту простую мысль и нужно донести до подчиненных.

Рабочие помещения

Соблюдение порядков

Рисунок 2. Организация рабочего пространства

Без качественного выполнения этого этапа следующий шаг – «Соблюдение порядка» - не имеет смысла. В противном случае вся система сведется к простому перекладыванию вещей и бумаг с места на место.

Система 5С предполагает, что хозяин кабинета, сотрудники из других помещений и руководитель учреждения будут работать в одной команде. Это необходимо для того, чтобы избежать типичных ловушек – «понятно» и «привычно». Хозяину кабинета понятно, что лежит в конкретном месте и почему.

Однако другие сотрудники не понимают, почему вещь лежит именно «здесь». Это повод разобраться, на своем ли она месте и нужна ли она вообще, потому что взгляд со стороны, как правило, самый объективный.

Шаг №2. Соблюдение порядка

На этом этапе нужно расположит мебель и вещи таким образом, чтобы работа стала максимально удобной, эффективной и безопасной. Рекомендуется соблюдать такую последовательность действий:

  1. Расстановка мебели и стеллажей.
  2. Установка оргтехники.
  3. Размещение документов.

Цель – сделать так, чтобы не только хозяин кабинета, но и любой другой сотрудник мог найти нужную вещь или документ за полминуты. Поэтому нужно тщательно подобрать и зафиксировать место для каждого предмета.

Стоит помнить о том, что правильные места для предметов нельзя определять искусственно. Пусть работники воспроизведут рабочих процесс в деталях. Это позволит понять, какие предметы на самом деле нужны, где их разместить и на каком расстоянии друг от друга и от сотрудника. Для этого нужно ответить на вопросы, сколько нужно инструмента, как часто он используется, и т.п.

Затем можно расставить предметы с учетом корректировок и снова проиграть рабочий процесс – как перемещается медсестра, как подходит пациент и др. Если вариант кажется неудобным, ищите другой, и так до тех пор, пока не найдется подходящий.

К слову, бесконечно передвигать реальную мебель вовсе необязательно. Для этого существует метод теней, заключающийся в перемещении вырезанных в натуральную величину контуров предметов. 

То же касается и расположения предметов и документов на рабочем столе врача – воспроизводите рабочий процесс до тех пор, пока не найдется оптимальный вариант. В первую очередь необходимо обращать внимание на скорость и удобство работы.


Шаг №3. Содержание в чистоте

Цель данного этапа – создание идеальной чистоты в рабочих зонах, заключающееся в очищении рабочего места, мытье оборудования, выявлении и устранении источников загрязнений. Основной проблемой здесь является неудобно расположенная мебель, техника и провода на полу. Все это создает сложности при уборке кабинета.

Провода необходимо закрепить при помощи хомутов, мебель и инвентарь отремонтировать и привести в порядок. Нельзя допускать, чтобы, например, у стола шаталась ножка, а у шкафа были сломаны навесы на дверцах. Все поломки исправляются строго на данном этапе.

Согласно системе 5С, в кабинете не должно быть труднодоступных для уборки мест. Следует приобрести соответствующий уборочный инвентарь и освободить проходы.

Шаг №4. Стандартизация

На данном этапе необходимо зафиксировать выработанный порядок визуально. Что где лежит и чего нет на месте в данный момент – все это должно быть понятно с первого взгляда.

Все коробки и контейнеры должны быть подписаны, а на мебели и полках, где они должны располагаться, нужно сделать наклейки. Если дверцы шкафа непрозрачные, наклейки можно расположить снаружи. Так любой работник сможет сразу сориентироваться, где лежит нужный предмет и дверцу какого шкафа нужно открыть.

Хранение амбулаторных карт

К примеру, можно разделить амбулаторные карты на текущий и следующий прием. В шкафу выделите отдельное место, на котором будет находиться наклейка «Амбулаторные карты (текущая смена)».

На полку, на которой будут располагаться контейнеры «Стерильные перчатки», «Стерильные салфетки» и «Стерильные шпатели», сделайте наклейку «Стерильно». На ящик стола наклейте надпись «Личные вещи врача Сидоровой Н.А.».

Шаг №5. Совершенствование

Цель данного этапа – соблюдение и совершенствование правил. Персонал учреждения должен четко знать правила работы и неукоснительно следовать им, а руководителю необходимо осуществлять контроль и поощрять попытки улучшения стандартов работы. Пусть работники наведут порядок с содержимом папок, расставят их в алфавитном порядке.

Для того, чтобы вовремя пополнять запасы бланков, их заказ нужно визуализировать, то есть на полку, где они хранятся, наклеить своеобразную шкалу – зеленый, желтый и красный уровни. Когда запас бланков достигнет красной отметки, это будет являться сигналом, что пора распечатать новые.

Полка для бланков

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

 Пример

В одной из поликлиник города Ярославля в рамках пилотного проекта «Бережливая поликлиника» произвели перепланировку в кабинете участкового терапевта, руководствуясь принципами системы 5С. Прием в кабинете шел в 2 смены, в каждой смене врач и медицинская сестра.

Одна из терапевтов работала в левой руки, поэтому врач и медсестра каждую смену менялись местами. Следовательно, каждый день перекладывались с места на место предметы и документы.

Было решено ввести стандартное расположение рабочих мест. Все процессы проигрывались несколько раз – это должно было помочь понять, насколько и доктору, и медсестре будет удобно, каким образом разместить шкафы, стеллажи, ящики стола, и др.

Сначала реакция терапевта была категоричной: «Я 25 лет работаю с левой руки, мне так удобно!» Но когда ее рабочую зону преобразовали, пользуясь системой 5С, а затем и реальный пациент пришел на прием, ей ничего не оставалось, кроме как признать, что работать действительно стало намного комфортнее и эффективнее.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.